Виды письменных работ, применяемых в учебном процессе

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Место проведения: Школа педагогического мастерства.

Форма проведения: тренинг.

Оборудование: интерактивная доска, проектор.

Предварительная подготовка: подготовка презентаций, геометрических фигур разных форм и цветов, которые в дальнейшем позволят делить участников тренинга на группы, карточек.

Цель: через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать у педагогов систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.

Ход мероприятия

Перед тренингом каждый участник выбирает картонную фигурку (всего 5 видов) и занимает место в соответствии с выбранной фигурой.

1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами собрались на школе педагогического мастерства для того, чтобы через активную интеллектуально-творческую деятельность формировать систему теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для научного познания.

Упражнение. “Расскажи мне о себе”. Каждый участник группы представляется, называя свое имя и характеризуя себя словом, начинающимся на ту же букву, что и имя. Например, “Меня зовут Евгения, Естественная”

2. Виды письменных работ, применяемых в учебном процессе. Приложение 1

Профессиональное образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность учащихся, которая необходима для принятия учащимся самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Преподавателю очень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Здесь очень важен известный психологам эффект Резенталя-Якобсона. Эти исследователи провели следующий эксперимент: они давали учителям заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Выяснили: достижения учеников зависели от мнения учителя о возможностях ученика. Те ученики, которые воспринимались учителями как более одаренные (хотя таковыми и не являются), показали большие сдвиги в учебе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренным. Вот почему так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.

Упражнение №1

Назовите виды письменных работ, применяемых в учебном процессе. (5 мин.)

Участники группы в течение 5 мин. обсуждают вопрос и записывают на листах свои мысли.

Выступление спикеров групп.

Подводим итоги.

Виды самостоятельных работ в зависимости от целей

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

1. Обучающими.

2. Тренировочными.

3. Закрепляющими.

4. Повторительными.

5. Развивающими.

6. Творческими.

7. Контрольными.

1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала.

Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать проблемы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Оценок плохих за них не ставить.

Т.к. обучающие самостоятельные работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает преподавателю четкую картину того, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.

Цель – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на паре.

Например, составление примеров на изучаемые правила, свойства; самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму.

2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств.

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и их свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но необходима для выработки основных умений и навыков и тем самым создать базу для дальнейшего изучения дисциплины.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь преподавателя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.

К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.

3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.

4. Очень важны так называемые повторные работы. Перед изучением новой темы преподаватель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.

5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, сочинение математических игр, спектаклей.

На занятиях – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

6. Большой интерес у учащихся вызывают творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

Например, для нахождения высоты, опущенной из вершины прямого угла, если известны три элемента данного треугольника, можно применить способы: на определение синуса острого угла, на вычисление формулы площади треугольника, на теорему Пифагора и т.д.

7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

Контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; должны быть направлены на отработку основных навыков; обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; они должны стимулировать учащихся; позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Организация контрольных работ

Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.

Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.

Они должны быть сообщены учащимся. В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом учащийся должен их оформить. Преподаватель должен продумать, что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки должны быть известны учащимся.

Контрольная работа должна быть разноуровневой (все уровни без исключения). Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.

Анализ контрольной работы необходимо проводить сразу. Желательно фрагменты решения разобрать сразу после написания работы, потому что на следующий день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.

Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.

Данные количественного анализа удобно представлять в виде:

Группа

Кол-во
уч-ся

Кол-во
вып-х
работу

Кол-во “5”

Кол-во “4”

Кол-во “3

Кол-во “2”

%
кач-а

%
успев-ти

                 

Данные качественного анализа удобно представить в виде таблицы:

ФИО
учащегося
Задание Оценка
№1 №2 №3 №4 №5
               

На основе этой таблицы сделать вывод о том, какие задания вызвали затруднение и почему. Какую необходимо провести работу для устранения пробелов в знаниях.

Упражнение №2

Проведите качественный анализ контрольной работы.

Контрольная работа состояла из 5 заданий. 1-3 задания репродуктивного уровня, 4-е задание реконструктивного уровня, 5-е задание вариативного характера.

Рекомендации________________________________________________________

Выступление спикеров. Подводим итоги.

Упражнение №3. Назовите виды самостоятельных работ в соответствии с формами познавательной деятельности. (5 мин.)

Выступление спикеров.

Итоги.

Виды самостоятельной работы в соответствии с формами познавательной деятельности.

В соответствии с формами познавательной деятельности учащихся выделим 3 типа заданий: репродуктивные, реконструктивные и вариативные.

1.Задания репродуктивного типа выполняются учащимися на основе образца или подробной инструкции, на основе известных формул и теорем.

К репродуктивным заданиям относится задания на воспроизведение или непосредственное применение теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов. К этому же виду относится задание на решение задач по известным формулам, например на нахождение процента числа, пути по скорости и времени и другие, и задание на непосредственное применение формул, если для их выполнения не требуется привлечение ранее изученного материала.

Например, при решении логарифмически уравнений и неравенств не один раз повторяем определения логарифма и ОДЗ.

К репродуктивным относится также задания на задание на распознавание различных объектов, свойств различных объектов. Примером могут служить такие задания:

“из множества выражений выпишите дроби”,

“какие из следующих графиков являются графиком прямой пропорциональности”,

“какие из следующих уравнений являются квадратными” и другие.

Репродуктивные задания позволяют выработать основные умения и навыки, необходимые для изучения дисциплины. При выполнении репродуктивных заданий деятельность учащихся протекает в форме простого воспроизведения изученного. В разделе “применение производной” не обойтись без таблицы производной, опять повторяем и воспроизводим вслух.

2. Реконструктивные задания указывают только на общий принцип решения, например “Решите графически неравенство”, ил на соотнесение к тому или иному материалу, например “Решите задачу составлением уравнений”. Выполнение таких заданий, возможно, только после того, как ученик сам реконструирует их, соотнесет с несколькими репродуктивными. К такого рода заданиям можно отнести задания на построение графиков, когда ученику, знающему общий метод построение графиков, необходимо проанализировать свойства конкретной функции и для нее выбрать наиболее удобный метод построения.

К такого же рода заданиям относится задачи на составление уравнений. При решении этих задач ученику необходимо словесную формулировку задачи перевести на язык алгебры.

К реконструктивным необходимо отнести и задания, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если все эти формулы, тождества, алгоритмы даны в явном виде, например такое задание: Найдите точки максимума и минимума функции f (x) = x3 – 3/2x2 + 5

Все эти задания характерны тем, что, приступая к их выполнению, учащийся должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки объекта, использовать несколько репродуктивных задач.

Необходимо отметить, что познавательная деятельность учащегося при выполнении этих заданий в основном не выходит за рамки преобразующего воспроизведения знаний, но она неизбежно сопровождается уже некоторыми обобщением.

Реконструктивные задания – наиболее распространенный вид заданий, используемый на всех этапах учебного процесса.

3. Более высоким уровнем воспроизводящей деятельности и переходом ее в творческую деятельность характеризуется задания вариативного характера. При выполнении их учащемуся необходимо из всего арсенала знаний отобрать нужные для решения данной задачи, воспользоваться интуицией, найти выход из нестандартной ситуации.

К такого рода заданиям относится так называемые задачи “на сообразительность”, задачи “с изюминкой”, многие задачи на доказательство (когда нет жесткого алгоритма доказательства), а также задачи в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения.

Виды самостоятельной работы в зависимости от места проведения:

  • аудиторные;
  • внеаудиторные.

Упражнение 4. Назовите виды внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

  • выполнение самостоятельных работ;
  • выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
  • решение задач;
  • работу со справочной и методической литературой;
  • защиту выполненных работ:
  • собеседования, коллоквиумы, деловые игры, конференции, дискуссии;
  • тестирование и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся - планируемая, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию или при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеуадиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого ученика, а её объем определяется учебным планом.

  • Подготовка сообщений.
  • Подготовка рефератов.
  • Подготовка докладов.
  • Научно-исследовательские работы.
  • Выписки из текста.
  • Работа со словарями и справочниками.
  • Составление библиографии.
  • Составление кроссвордов.
  • Выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа для каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности, самостоятельная работа не самоцель, она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Упражнение 5. "Без маски".

Все участники тренинга берут по очереди карточки, лежащие в центре круга, и, без подготовки продолжают незаконченные высказывания. Они должны быть искренними, откровенными. Остальные участники оценивают степень искренности.

Возможные незаконченные высказывания следующие:

  • Что мне иногда по-настоящему хочется, так это …
  • Мне знакомо острое чувство возмущения, помню…
  • Особенно мне нравится, когда на уроке…
  • Мне очень хочется забыть, что…
  • Бывало, что коллеги вызывали у меня…
  • Однажды меня напугало, что мои коллеги…
  • Когда я зашла в эту аудитория, то …
  • Когда я поняла, что сегодня будут тренинговые формы, то…
  • Выступая перед коллегами, я увидела …
  • В конце занятия я чувствую, что …
  • Работая в группе я испытала …

По итогам упражнения проводится оценка искренности участников и обсуждение трудностей, возникших в ходе упражнения.

В конце занятия участники дают обратную связь и делятся своими впечатлениями.

Презентация