Цели.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами историзма.
Формы общения: индивидуальная, парная.
Структура урока.
- Организационный момент. Мягкая посадка.
- Мотивационная беседа.
- Актуализация опорных знаний. Устная работа. Повторение.
- Диагностика усвоения системы знаний, умений. Самостоятельная работа.
- Происхождение математических знаков. Презентация.
- Подведение итогов урока. Творческое домашнее задание.
Оформление доски.
Нахождение дроби от числа: от 20 = Нахождение % от числа: 80% от 140 = |
Тема: Действия с обыкновенными дробями. Сложение, 7+ 1= Умножение: 1·3= Вычитание: 9 - 1= ·5 = |
Деление: := :2 = |
Оформление обратной стороны доски:
Найти ошибку: 1. 6· (2+ ) = 6·2 + 2. : 5 = · 3. ·= · 4. 7· = · |
Мягкая посадка: 1- ; 2 - ; - ; ·; ·5; :; 2 - 1; 3 - ; : 6; 0·; 2+. 15·; |
Ход урока
1. Мягкая посадка.
На обратной стороне доске написаны примеры. Ученик говорит верный ответ и садится.
2. Мотивационная беседа.
Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово “математика”. “Математика” - знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учёности. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня на уроке все ученики в классе показали, насколько они мудры и насколько сведущие люди в математике 6 класса. Тема урока “Действия с обыкновенными дробями”.
3. Актуализация опорных знаний.
а) Повторение правил действий с обыкновенными дробями.
Решить устно.
К доске 4 ученика. Решают с комментированием.
б) Незнайка так решил пять примеров. Найди ошибку, объясни её.
4. Диагностика усвоения системы знаний, умений.
Работа в тетрадях.
Сейчас мы проверим ваше умение складывать, вычитать, умножать, делить обыкновенные дроби, и не только это. Вам предлагается 2 карточки. На одной карточке задания, на другой – шифр к ней. Правильный ответ в задании соответствует правильной букве. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Все решения записывайте в тетради. Решая все задания карточки, вы найдёте зашифрованное на ней слово; затем это слово записываете на доске.
Та карточка, в которой меньше примеров даётся слабому ученику. Ученик, верно отгадавший слово, может помочь своему соседу по парте.
Карточка №1 - дробь.
Карточка №2 - деление.
Карточка №3 - процент.
Карточка №4 - вычитание.
Карточка №5 - сложение.
Карточка №6 - умножение.
Карточка №7 - равенство.
Приложение 1. Задания к карточкам.
Приложение 2. Шифр к карточке.
5. Презентация. Происхождение математических знаков.
Вы хорошо поработали. Получились у вас слова: вычитание, сложение, деление, умножение, равенство, процент и дробь. Сколько раз, складывая, вычитая, умножая и деля, вы видели перед собой математические знаки: +, -, : и ·. Задумывались ли вы о том, откуда они пришли к нам и что изначально обозначали? Цифры, знаки обозначения арифметических действий вырабатывались людьми постепенно на протяжении веков в тесной связи с развитием самой арифметики. Большинство их образовалось из рисунков, чертежей, букв и сокращённых слов. Происхождение употребляемых нами в математике знаков не всегда можно точно установить. Как появились математические знаки?
6. Итоги урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Вы узнали, что арифметические знаки входили во всеобщее употребление медленно. Современные знаки действий и равенства стали общепринятыми лишь в конце 17 века. Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему её развитию.
Проверив ваши работы и просчитав плюсы и минусы за устные ответы, каждый получит оценку.
Домашнее задание: 1 вариант – составить три примера на все действия с обыкновенными дробями. 2 вариант – составить три задачи на нахождение дроби от числа и процентов от числа.