Цель: формирование целостной картины на экосистему «болото» и осознание места человека в ней; воспитание человека-гражданина.
Задачи:
- выявить знания о природных сообществах;
- расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
- развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
- обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
- развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
- воспитание экологической, информационной культуры.
Предметные результаты.
Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.
Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться: формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.
Личностные УУД:
формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.
Регулятивные УУД:
действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
Познавательные УУД:
находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Характеристика деятельности обучающихся:
- ставить учебную задачу урока;
- извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества;
- анализировать влияние современного человека на природу
Оборудование: учебник “Окружающий мир» Поглазова,4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.
Программное обеспечение:
- Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия детская.
Тип урока: комбинированный урок на деятельностной основе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой на урок (1-2 мин.)
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
II. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин.)
1. Тест с использованием системы голосования (Приложение 1)
2. – Докажите, что озеро – это природное
сообщество.
III. Постановка проблемы (темы) (1 – 2 мин.) СТАДИЯ ВЫЗОВ
1. Загадка:
Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
(Болото.)
2. «Подводящий» диалог
– Что вы представили, когда я сказала «болото»? Приём «Кластер»
– Почему я поставила знак ВОПРОСА?
– Задача нашего урока: Выяснить, будет ли болото природным сообществом.
– С чего начинаем работу по теме
природные сообщество? (Надо составить план или
алгоритм)
– Вспомните алгоритм работы по теме
«Природное сообщество»
- Что такое болото?
- Растительный мир болот
- Животный мир болот
- Цепи питания и природное равновесие
- Человек и болото
- Экологическая страничка
- В мире интересного.
– Из чего состоит экосистема?
IV. «Открытие» знаний. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1. Работа с текстом учебника:
Использование приёма «Инсерт»: групповая работа
– Чтение с пометками текста в учебнике
«V» поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. |
«+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. |
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
1 группа «Ботаники» с.25 – 26 – Какова
особенность растений болота?
2 группа «Зоологи» с. 27 – 28 – Какова
особенность животных болота?
3 группа «Что дают болота человеку» с. 29
4 группа «Экологи» с. 30
Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
(направлена на сохранение интереса при получении
новой информации, постепенное продвижение от
знания «старого» к «новому»).
– Каждая группа свой ответ представляет в
виде кластера или таблицы.
«Зоологи»
Млекопитающие | Птицы | Насекомые | Земноводные | Пресмыкающиеся |
«Ботаники»
– Используя гербарий, рассказывают о растениях
болота. Вывод: влаголюбивые.
– Можем теперь сделать вывод, что
болото – это экосистема? Вспомним полное
определение экосистемы (единство живой и неживой
природы, в котором сообщество живых организмов
разных профессий способны совместными усилиями
поддерживать круговорот веществ).
Докажите, что круговорот веществ в болоте
существует.
Групповая работа
У команд в конвертах лежат картинки
представителей разных «профессий» болота.
Составьте пищевую цепь.
У двух команд лежат названия
представителей разных профессий болота. Вам надо
определиться, кто кем будет в пищевой цепи и
показать «живую» цепь.
– Итак, какой вывод можно сделать? Болото – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.
Физминутка под музыку «Звуки лягушки»
Цапля весело гуляла, Всех лягушек разогнала, Покачалась, покачалась, Тину с лапок обобрала. Шейкой длинной повертела, Всю округу осмотрела, К солнцу сладко потянулась, Потянулась, Вся встряхнулась И, укрывшись в камышах, Затаилась. |
(Ходьба с подниманием колен.) (Прыжок.) (Покачивание вправо – влево.) (Наклоны к ноге левой, правой.) (Повороты головой.) (Потягивания.) (Наклон, руки вниз.) (Сесть за парты.) |
3 группа «Что дают болота человеку?»
Рассказ учителя о мхе – сфагнуме
Сфагновые мхи растут густыми плотными группами-дернинками, состоящими из многих отдельных стеблей. Стебли несут множество веточек, покрытых чешуйчатыми листьями. Часть веток отходит от стебля горизонтально, а часть свисает вниз. По свисающим ветвям, словно по фитилям, вода поднимается к верхним частям растения.
Проведение опыта, доказывающего
свойства мха – сфагнума накапливать и
удерживать большое количество влаги.
С помощью разновесов взвесить сухой мох –
сфагнум. Затем поместить этот мох в сосуд с водой.
Немного подождать и достать из сосуда влажный
мох, его взвесить, результаты сравнить
Масса сухого мха – 7 граммов.
Масса мха с влагой – 84 грамма. Вывод:
Торфяное болото напоминает огромную губку,
которая впитывает и накапливает дождевую влагу.
Это определяет круговорот воды на обширных
территориях.
Именно верховые сфагновые болота,
располагающиеся в истоках ручьёв и рек, в первую
очередь обеспечивают водный режим больших
пространств, регулируя течение рек и речушек.
4 группа Выступление экологов
V. Вторичное закрепление (развивать умение предполагать, что может произойти с объектом изучения; развивать умение находить варианты решения проблемы)
– Что может произойти с болотом?
– Наши действия: изучить причину – найти пути
решения
Прием «Корзина идей» (12 слайд)
(каждая пара выдвигает свои предположения)
Раньше болото считалось гибельным местом,
где нет ничего хорошего. Оказывается, и болота
очень важны в природе. Осушим болота – уйдет вода
глубоко-глубоко в землю. Обмелеют наши реки,
станут усыхать озера, которые питаются
подпочвенными водами. А лес? И лесу плохо
придется.
А неспокойный мир хозяев болота – лягушек,
конечно, тоже загрустит, если лишить их теплого
дома. В болоте и для головастиков раздолье, да и
комариками и мотылями можно вдоволь поживиться.
Сколько же там укромных местечек для
всевозможных насекомых – укрыться есть где, да и
всем еды вдоволь.
Заросли растений вокруг болот, озер служат
местом жизни и кормления многих птиц, зверей.
Осушать болота надо с умом да с опаской, строго
зная, как это отразится на окружающих водоемах и
животных, не повредит ли им.
Чем же еще полезны болота? В них накапливаются
огромные запасы торфа – сгнивающих в воде
растений. Торф, когда его высушат, используют для
отопления. А можно и в почву добавлять: и земля
будет пышнее, и урожай богаче.
VI. Первичный контроль (проверить уровень полученных на уроке знаний
1. Устный контроль
– Какое общее свойство есть у всех растений
болот? (Влаголюбивые.)
– Назовите наиболее распространенное растение
болот. Чем оно отличается от других? (Росянка –
насекомоядное растение.)
– Как человек может использовать мох сфагнум? (Как
перевязочный материал.)
– Какой ягодный кустарник произрастает на
болотах? (Клюква.)
– Какие животные обитают на болоте? Чем они
питаются?
– Почему на болоте сохранились редкие виды
животных и растений?
– Какие из них занесены в Красную книгу?
– Какими дарами болот пользуются у вас дома?
– Предположите, почему у многих народов болота
обожествлялись и населялись злыми духами.
– Назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах (рабочая тетрадь, задание № 15 на с. 9).
2. Графический диктант
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если неверное, то знак «–».
1) Почти вся поверхность болот покрыта
влаголюбивыми растениями.
2) На болотах растут тростник, осока, камыш.
3) На болотах нет лекарственных растений.
4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные
охотники на комаров.
5) Болота – природные фабрики нефти.
6) Особенно богата болотами зона степей.
7) На болоте растет насекомоядное растение –
росянка.
Ответы: +; +; –; +; –; –; +.
VII. Итог урока. Рефлексия
1. Составление СИНКВЕЙНА «Болото» по группам
Пример:
1. Болото
2. Гиблое, топкое, торфяное
3. Пугает, охранять, не осушать
4. Охранять, не осушать
5. Сообщество
2. Прием «Сжатие информации»
– Попробуйте в 1 предложении сказать, о чем мы
говорили на уроке. (Болото – это экосистема, в
которой круговорот не замкнут.)
– Какие главные выводы вы можете сделать? (Болото
– это природное богатство, которое нужно
охранять)
VIII. Домашнее задание
- Подготовить устный рассказ о природном сообществе.
- Придумать экологические знаки.
- Творческое: подготовить сообщение о жителе или растении болота. (Приложение 2)