Урок окружающего мира по теме "Болото – природное сообщество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формирование целостной картины на экосистему «болото» и осознание места человека в ней; воспитание человека-гражданина.

Задачи:

  • выявить знания о природных сообществах;
  • расширить и систематизировать знания о болоте, как экосистеме;
  • развивать умение наблюдать за жизнью болота, устанавливать причинно – следственные связи;
  • обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
  • развивать умение находить информацию в тексте (познавательные УУД)
  • воспитание экологической, информационной культуры.

Предметные результаты.

Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать связи между неживой и живой природой, приводить примеры растений и животных, характерных для болота, использовать учебник, атласы для поиска информации, оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, оформлять  свои знания в виде кластера, моделировать экологические ситуации оценивать их последствия.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться: формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

Регулятивные УУД:

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

Познавательные УУД:

находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Характеристика деятельности обучающихся:

  • ставить  учебную задачу урока;
  • извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников  о природном сообществе и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать влияние человека на природные сообщества;
  • анализировать влияние современного человека на природу

Оборудование: учебник “Окружающий мир» Поглазова,4 класс, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись, гербарии, атлас, физическая карта России.

Программное обеспечение:

  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия детская.

Тип урока: комбинированный урок на деятельностной основе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок (1-2 мин.)

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

II. Актуализация опорных знаний (5 – 7 мин.)

1. Тест с использованием системы голосования (Приложение 1)
2. – Докажите, что озеро – это природное сообщество.

III. Постановка проблемы (темы) (1 – 2 мин.) СТАДИЯ ВЫЗОВ

1. Загадка:

Все обходят это место:
Здесь земля
Как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.

(Болото.)

2. «Подводящий» диалог

– Что вы представили, когда я сказала «болото»? Приём «Кластер»

– Почему я поставила знак ВОПРОСА?

– Задача нашего урока: Выяснить,  будет ли болото   природным сообществом.

С чего начинаем работу по теме природные сообщество? (Надо составить план или алгоритм)
– Вспомните алгоритм  работы по теме «Природное сообщество»

  • Что такое болото?
  • Растительный мир болот
  • Животный мир болот
  • Цепи питания и природное равновесие
  • Человек и болото
  • Экологическая страничка
  • В мире интересного.

– Из чего состоит экосистема?

IV. «Открытие» знаний. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1. Работа с текстом учебника:

Использование приёма «Инсерт»: групповая работа

– Чтение с пометками  текста в учебнике

«

поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

«+»

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

«?»

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

1 группа «Ботаники» с.25 – 26 – Какова особенность растений болота?
2 группа «Зоологи» с. 27 – 28 – Какова особенность животных болота?
3 группа  «Что дают болота человеку» с. 29
4 группа «Экологи» с. 30

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
– Каждая группа свой ответ представляет в   виде кластера или таблицы.

«Зоологи»

Млекопитающие Птицы Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся
         
         
         
         

«Ботаники»

– Используя гербарий, рассказывают о растениях болота. Вывод: влаголюбивые.
Можем теперь сделать вывод, что болото – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). Докажите, что круговорот веществ в болоте существует.

Групповая работа

У команд в конвертах лежат картинки представителей  разных «профессий» болота. Составьте пищевую цепь.
У двух команд лежат  названия  представителей разных профессий болота. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь.

– Итак, какой вывод можно сделать? Болото – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ. 

Физминутка под музыку «Звуки лягушки»

Цапля весело гуляла,
Всех лягушек разогнала,
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала.
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела,
К солнцу сладко потянулась,
Потянулась,
Вся встряхнулась
И, укрывшись в камышах,
Затаилась.
(Ходьба с подниманием колен.)
(Прыжок.)
(Покачивание вправо – влево.)
(Наклоны к ноге левой, правой.)
(Повороты головой.)

(Потягивания.)

(Наклон, руки вниз.)

(Сесть за парты.)

3 группа «Что дают болота человеку?»

Рассказ учителя о мхе – сфагнуме

Сфагновые мхи растут густыми плотными группами-дернинками, состоящими из многих отдельных стеблей. Стебли несут множество веточек, покрытых чешуйчатыми листьями. Часть веток отходит от стебля горизонтально, а часть свисает вниз. По свисающим ветвям, словно по фитилям, вода поднимается к верхним частям растения.

Проведение опыта, доказывающего свойства мха – сфагнума накапливать и удерживать большое количество влаги.
С помощью разновесов взвесить сухой мох – сфагнум. Затем поместить этот мох в сосуд с водой. Немного подождать и достать из сосуда влажный мох, его взвесить, результаты сравнить
Масса сухого мха – 7 граммов.
Масса мха с влагой – 84 грамма. Вывод:
Торфяное болото напоминает огромную губку, которая впитывает и накапливает дождевую влагу. Это определяет круговорот воды на обширных территориях.
Именно верховые сфагновые болота, располагающиеся в истоках ручьёв и рек, в первую очередь обеспечивают водный режим больших пространств, регулируя течение рек и речушек.

4 группа Выступление экологов

V. Вторичное закрепление (развивать умение предполагать, что может произойти с объектом изучения; развивать умение находить варианты решения проблемы)

– Что может произойти с болотом?
– Наши действия: изучить причину – найти пути решения

Прием «Корзина идей» (12 слайд)

(каждая пара выдвигает свои предположения)

 Раньше болото считалось гибельным местом, где нет ничего хорошего. Оказывается, и болота очень важны в природе. Осушим болота – уйдет вода глубоко-глубоко в землю. Обмелеют наши реки, станут усыхать озера, которые питаются подпочвенными водами. А лес? И лесу плохо придется.
А неспокойный мир хозяев болота – лягушек, конечно, тоже загрустит, если лишить их теплого дома. В болоте и для головастиков раздолье, да и комариками и мотылями можно вдоволь поживиться. Сколько же там укромных местечек для всевозможных насекомых – укрыться есть где, да и всем еды вдоволь.
Заросли растений вокруг болот, озер служат местом жизни и кормления многих птиц, зверей.
Осушать болота надо с умом да с опаской, строго зная, как это отразится на окружающих водоемах и животных, не повредит ли им.
Чем же еще полезны болота? В них накапливаются огромные запасы торфа – сгнивающих в воде растений. Торф, когда его высушат, используют для отопления. А можно и в почву добавлять: и земля будет пышнее, и урожай богаче.

VI. Первичный контроль (проверить уровень полученных на уроке знаний

1. Устный контроль

– Какое общее свойство есть у всех растений болот? (Влаголюбивые.)
– Назовите наиболее распространенное растение болот. Чем оно отличается от других? (Росянка – насекомоядное растение.)
– Как человек может использовать мох сфагнум? (Как перевязочный материал.)
– Какой ягодный кустарник произрастает на болотах? (Клюква.)
– Какие животные обитают на болоте? Чем они питаются?
– Почему на болоте сохранились редкие виды животных и растений?
– Какие из них занесены в Красную книгу?
– Какими дарами болот пользуются у вас дома?
– Предположите, почему у многих народов болота обожествлялись и населялись злыми духами.

– Назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах (рабочая тетрадь, задание № 15 на с. 9).

2. Графический диктант

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если неверное, то знак «–».

1) Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями.
2) На болотах растут тростник, осока, камыш.
3) На болотах нет лекарственных растений.
4) Трясогузки и стрекозы – самые искусные охотники на комаров.
5) Болота – природные фабрики нефти.
6) Особенно богата болотами зона степей.
7) На болоте растет насекомоядное растение – росянка.

Ответы: +; +; –; +; –; –; +.

VII. Итог урока. Рефлексия

1. Составление СИНКВЕЙНА «Болото» по группам   

 Пример:

1. Болото
2. Гиблое, топкое, торфяное
3. Пугает, охранять, не осушать
4. Охранять, не осушать
5. Сообщество

2. Прием «Сжатие информации»

– Попробуйте в 1 предложении сказать, о чем мы говорили на уроке. (Болото – это экосистема, в которой круговорот не замкнут.)
– Какие главные выводы вы можете сделать? (Болото – это природное богатство, которое нужно охранять)

VIII. Домашнее задание

  1. Подготовить устный рассказ о природном  сообществе.
  2. Придумать экологические знаки.
  3. Творческое: подготовить сообщение о жителе или растении болота. (Приложение 2)