Цели урока:
- систематизировать знания, необходимые для работы с текстом;
- повторить приёмы сжатия текста;
- развить навык сжатого пересказа текста;
- воспитать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Продолжите предложения:
- Текст – это…
- Микротема – …
- Изложение – …
- Сжатое изложение – это…
- Основные приемы сжатия текста – это…
2. Работая с текстом, необходимо ответить на ряд вопросов:
– Какой вопрос поможет определить тему текста?
(О чем текст?)
– Какой вопрос вы зададите, чтобы определить
основную мысль текста? (Что хотел сказать автор
этим текстом?)
III. Работа с текстом
Исходный текст.
Человек – организм высокоорганизованный,
наделенный мощным интеллектом – ощутимо
воздействует на экосистему Земли.
В отличие от всех других биологических видов,
имеющих более или менее ограниченную среду
обитания, люди расселились по всей земной
поверхности, невзирая на почвенно-климатические,
геологические, биологические и прочие условия.
Уже поэтому степень их влияния на природу
несопоставима с влиянием любых других существ. В
течение многих тысячелетий люди почти не ощущали
ограничений со стороны окружающей среды. А если и
видели, что в ближайшей округе уменьшилось
количество истребляемой ими дичи, истощились
обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота,
то перекочевывали на новое место. И все
повторялось. Природные ресурсы казались
неисчерпаемыми.
Благодаря своему интеллекту люди не столько
приспосабливаются к природной среде, сколько
приспосабливают эту среду к своим потребностям.
И такое приспособление, которое еще недавно с
гордостью называли «покорением природы»,
приобретает все более наступательный, даже
агрессивный характер.
К настоящему времени человек приспособил для
своих надобностей около половины земной суши: 26%
– под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство,
остальные 2–3% – для строительства жилья,
промышленных объектов, транспорта и сферы услуг.
Из доступных источников свежей пресной воды
человечество использует больше половины. При
этом почти половина рек планеты существенно
обмелела или загрязнена, а около 60% из 277
крупнейших водных артерий перегорожены
плотинами и прочими инженерными сооружениями,
что привело к созданию искусственных озер,
изменению экологии водоемов и устьев рек.
Люди ухудшили либо уничтожили места обитания
множества представителей флоры и фауны. Только с
1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида
растений.
Человек все более загоняет природу и самого
себя в тупик, выбраться из которого все труднее.
(По материалам журнала «Наука и жизнь») 252 слова.
Ребятам предлагается текст, который будет являться базовым материалом; на работе с ним будут построены все упражнения.
Текст дан без деления на абзацы.
Задание 1.
Прочитать текст. Определить тип и стиль. Подчеркнуть в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбить текст на абзацы. Сформулировать и записать микротемы.
№ абзаца | Микротема |
1 | Человек воздействует на экосистему Земли |
2 | Воздействие человека на экологию несравнимо с другими воздействиями |
3,4 | Люди приспосабливают поверхность Земли к своим нуждам, нарушая экологическое равновесие |
5 | Из-за воздействия людей гибнет флора и фауна |
6 | Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе |
Вместе с учениками вспоминаем приёмы сжатия текста: исключение и обобщение. Для этого обращаемся к «Таблице приёмов сжатия текста».
Таблица приёмов сжатия текста
С какой целью используется прием? | В каких случаях используется прием? |
Исключение второстепенной информации | |
Исключение дает возможность избавиться
от того, что напрямую относится к сути
высказывания. В повествовании – к основной сюжетной линии. В рассуждении – к основной проблеме. |
Исключение: – повторов; – одного или нескольких синонимов; – некоторых второстепенных членов предложения; – конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения); – фрагмента предложения (например, части сложного предложения диалога (передача его сути в одном предложении)); – слияние нескольких предложений в одно. |
Обобщение частной информации | |
Обобщение дает возможность передать содержание частных понятий одним – более общим. | Обобщение: – двух более простых предложений одним сложным и наоборот; – однородных членов предложения обобщающим наименованием; – предложения или его части указательным местоимением (это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением; – прямой речи косвенной; – объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением. |
По таблице определяем: с какой целью используем приём? В каких случаях? Разбираем примеры. После чего обращаемся к следующим заданиям.
Задание 2.
Найти и подчеркнуть в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выбрать для краткого изложения только один из них.
Задание 3.
Подчеркнуть фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация).
Задание 4.
Подчеркнуть предложения, целиком исключённые из сжатого текста.
Задание 5.
Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Запишите обобщённый вариант этих фрагментов. Укажите, что именно вы обобщили.
В результате применения двух приёмов сжатия ученики получили следующий текст:
Человек воздействует на экологическую систему
Земли.
Степень влияния человека на экологию
несопоставима с влиянием других живых существ.
Человек расселился по всей земной поверхности,
невзирая на различия климатических,
биологических, геологических условий. Если
где-то становилось меньше дичи или истощались
почвы, то люди перекочевывали на другое место.
Ресурсы казались неисчерпаемыми.
Люди благодаря интеллекту не столько
приспосабливались к среде обитания, сколько
приспосабливали саму среду. И это приспособление
делается все более агрессивным.
Около половины земной суши человек приспособил
под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% под
строительство. Сегодня освоены около половины
всех источников пресной воды, причем из-за
возведения плотин на реках изменяется экология
водоемов, реки мелеют и загрязняются.
Люди ухудшили или уничтожили места обитания
растений и животных, многие из которых вымерли.
Загрязняя природу, человек ставит самого себя в
тупик. (126 слов).