Цели:
- формировать общее представление об одушевленных именах существительных, учить их различать;
- развивать умение ставить вопросы к именам существительным;
- воспитание культуры учебного труда.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности. (Приложение 1, слайд 1). Покажите глазки, II. Актуализация опорных знаний. 1. Орфографическая минутка. (Слайд 2). – Найдите ошибки. Исправьте их. На солнце блестят лужы. В небе летают стрижи. На пеньке греются ужи. Пышно цветут ландышы. Над цветами жужжыт пчела. В кустах копошатся ежи. |
|
– Что общего у этих слов? Назовите слова с этой же орфограммой. (Слайд 3). | Орфограмма жи-ши. |
– Какое слово лишнее? Почему? | Жужжит – глагол. Все остальные слова – это имена существительные. |
Что вы знаете об именах существительных? (Слайд 4). | Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? |
III. Постановка учебной задачи. – Молодцы, ребята! Мне так приятно видеть, что вы успешно справились с этой работой. Когда я готовилась к уроку, у меня болела душа. Я думала, а вдруг мои детки не справятся, вдруг это для них очень трудно. Но вы молодцы! И у меня на душе стало радостно. А вы, ребята? Как было у вас на душе: спокойно или тревожно? – Радостно на душе, душа болит, тревожно на душе... Как вы понимаете эти выражения? |
|
– А у кого есть душа? Кому Бог дал
живую душу?
Возьмите лепестки у себя на столе и прочитайте. Выберите листочки, на которых написаны имена существительные. (Составление цветка на доске.) |
Людям и животным. |
– Вот таким красивым цветком должна быть человеческая душа. Мы должны стремиться с вами к тому, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из нас. Зачем? | Доброта, любовь, честность, милосердие, скромность, любовь. |
– А знаете ли вы, что и об именах существительных можно сказать – одушевлённые и неодушевлённые. Значит тема нашего урока – (Слайд 5). | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
– Исходя из данной темы урока,
определите цели урока.
В чем следует разобраться? Чему научиться? |
Должны узнать, какие имена существительные одушевленные и какие неодушевленные, научиться их различать. |
– А для чего это нужно человеку? | Чтобы грамотно писать и говорить. |
IV. Открытие детьми новых знаний. 1. Работа в парах. – Итак, мы выяснили, что душа есть у людей и животных. |
|
Поработайте в парах, постарайтесь определить какие имена существительные будут одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. (Слайд 6). | Имена существительные, обозначающие людей и животных – одушевлённые, остальные – неодушевлённые. |
2. Игра “Паровозик”. – Помогите пассажирам найти свой поезд. Для одушевлённых имён существительных – красный поезд, для неодушевлённых – синий. (Слайд 7). (Работа в парах на карточках). – Красным карандашом подчеркните одушевлённые имена существительные, синим – неодушевлённые. |
|
– Проверим. Докажите свой выбор. (Слайд 7). | Пчела, звезда, сова, моряк, грибок, свеча. |
3. Работа с опорной схемой. – Ребята, но есть люди, которые не верят в то, что их создал Бог, некоторые уверены в том, что они произошли от обезьян. Значит, они считают, что и души не существует. Как же им мы объясним, какие имена существительные одушевлённые, какие – неодушевлённые? |
|
– Что общего у имён существительных первой группы? второй группы? (Слайд 7). | Отвечают на вопрос кто? Отвечают на вопрос что? |
– Значит... (Слайд 8). | Одушевлённые имена существительные
отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? Посмотреть в учебнике. |
– Как нам проверить свои предположения? – Проверим с. 48, 50. (Слайд 9). – Мы были правы? |
|
4. Работа с орфографическим
словарём. (Слайд 10). – Из орфографического словаря с. 134 выпишите 3 одушевлённых имени существительных и 3 неодушевлённых имени существительных. |
|
Физкультминутка. | |
5. Творческая работа. – Определите одушевлённость/неодушевлённость выделенных имён существительных. Если имя существительное одушевлённое, замените его на неодушевлённое, если неодушевлённое – на одушевлённое. (Слайд 11). |
|
Миша играл с котёнком. Оля нарисовала куклу. Ребята нашли в лесу грибы. Ученики прочли интересные рассказы о животных. | (Например: Оля нарисовала воробья.) |
6. Игра на внимание. – Если я называю одушевлённое имя существительное, вы хлопаете, если неодушевлённое – топаете. Повар, пирог, дождь, письмо, черепаха, осина, добрый, ученик, директор, норка. – Что вы себе представили? – К каким существительным относится это слово? Почему? Это неодушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос что? (Слайд 12). – А я представляю животное. А теперь к каким существительным относится слово норка? Это одушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос кто? I – вариант составьте предложение со словом норка, которое отвечает на вопрос кто? II – вариант составьте предложение со словом норка, которое отвечает на вопрос что? Запись и разбор одного из предложений. Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Постарайтесь дома подобрать такие слова. |
|
7. Творческая работа. – Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, над этими словами укажите одушевлённые или неодушевлённые. (Вторая группа использует слова для справок.) Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц. Настала _______. Кругом пушистый снег. На окнах ______. Вот _________ для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. ____________ кормят птиц. |
|
V. Рефлексия деятельности. (Слайд
13). – Я узнал… |
|
– Почему на нашей схеме есть чистые
листы? (Слайд 14). – Значит, будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? (Слайд 15). |
Мы ещё не всё узнали. |