Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Данная программа организована в форме тьюторского сопровождения инновационных образовательных практик, образовательных путешествий, образовательных событий, исследовательских и творческих проектов, работы научного общества, олимпиад и викторин. Каждая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу, работающему с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая этому содержанию формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Данная программа реализуется как продолжение программы “Разговор о правильном питании” с определяющей темой “Формула правильного питания”. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:
- Вариативность при выборе площадок для реализации,
- Вариативность способов реализации. Основной вариант в рамках внеурочной деятельности.
Программа является модульной и состоит из четырех автономных модулей (общим объемом 114 часов): модуль1 Тьюторский клуб путешествий “Планета “Здоровье”, модуль 2 Инновационная образовательная практика “Кулинарный калейдоскоп”, модуль3 инновационная образовательная практика “Формула правильного питания”, модуль 4 “Научное общество учащихся”. Ребенок самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает занятия по тем модулям программы, которые ему интересны и которые он будет посещать после уроков. Каждый из предложенных модулей может быть реализован как в рамках настоящей программы, так и в других программах по здоровьесбережению, реализуемых в образовательных учреждениях.
Каждый из модулей направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Занятия в рамках модуля 1 “Планета “Здоровья” тьюторского клуба путешествий позволяют любой личностный интерес ребенка углубить (“раскрутить”) до образовательного, то есть такого, который определяет внутренний рост личности, ее интеллектуальное и духовное развитие. Отличие образовательного путешествия от экскурсии состоит в том, что предполагает точно определенную цель и программу действий во время его проведения. Из пассивного слушателя ребенок превращается в соавтора путешествия. Особенностью модуля 2 инновационная образовательная практика “Кулинарный калейдоскоп” учащихся смогут контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, сознательно выбирая наиболее полезные продукты питания и самостоятельно приготовить завтрак с точки зрения рационального питания. Воспитательная направленность занятий в рамках модуля 3 “Формула правильного питания” связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к здоровью, формированию готовности у подростков заботиться и укреплять собственное здоровье. Модуль 4 “Научное общество учащихся”, ориентирован в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся увеличивается, так как совместная деятельность с младшими школьниками позволяет подросткам побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя. Занятия модулей программы могут быть связаны между собой и связаны с деятельностью клуба. Появление таких общностей и делает воспитательный процесс эффективным.
Тематическое планирование
№ |
Название модуля |
Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Клуб путешествий “Планета “Здоровье” | 68 | 20 | 48 |
2 | Инновационная образовательная практика “Кулинарный калейдоскоп” | 2 | 2 | |
3 | Инновационная образовательная
практика “Формула правильного питания” |
10 | 2 | 8 |
4 | Научное общество учащихся | 34 | 20 | 14 |
Всего | 114 | 42 | 72 |
Предлагаю программу одного из самых интересных и занимательных модулей, который пользуется огромной популярностью среди учащихся, родителей, педагогов.
Модуль-Секция 1 образовательные путешествия
Тьюторский клуб “Планета “Здоровье”
Принципы работы секции образовательных путешествий
Секция “образовательных путешествий” существует в нашей школе с 2008 года. За это время накоплен опыт, который может быть применен не только в условиях средней школы, но и в рамках любой детской организации. Работа в секции образовательных путешествий основана на следующих принципах:
- Любой личностный интерес ребенка можно углубить (“раскрутить”) до образовательного, то есть такого, который определяет внутренний рост личности, ее интеллектуальное и духовное развитие.
- Позиция взрослого рядом с ребенком – это позиция тьютора, то есть того, кто идет рядом, а не впереди, кто готов обсуждать интерес ребенка, пути и способы сбора информации, варианты реализации интереса, причем все это с целью определения значимости выбора для самого ребенка. Тьютор не дает готовых решений, он только спрашивает, но спрашивает так, чтобы вопрос “продвигал” вперед.
- Отличие образовательного путешествия состоит в том, что предполагает точно определенную цель и программу действий во время его проведения. Из пассивного слушателя ребенок превращается в соавтора путешествия.
Структура секции образовательных путешествий
Сложилось два варианта работы секции клуба:
- Клуб, постоянно действующий, со стабильным составом и участием его членов в нескольких путешествиях;
- Клуб одного путешествия.
Учащиеся, вступившие в Клуб путешественников, первоначально попадают в тьюторские группы, сформированные случайным образом. После изучения познавательного интереса и образовательного запроса в рамках предполагаемого путешествия происходит сбор членов малых групп на секции клуба и переформирование тьюторских групп на основе близости образовательных запросов.
Формирование индивидуальных маршрутов путешествия и их согласование осуществляется на групповых встречах членов группы. Тьютор группы помимо сопровождения групповой деятельности предварительно проводит серию индивидуальных встреч с подопечными.
Секция клуба образовательных путешествий осознается нами как вариант решения проблемы межвозрастной группы – постоянных переходов учеников из одной группы в другую.
Работа в секции образовательных путешествий предполагает обязательные шесть обязательных этапов:
- определение и конкретизация образовательного интереса;
- построение образовательного маршрута;
- само путешествие;подготовка к презентации;
- презентация конечного продукта;
- анализ результатов и перспектив.
Алгоритм работы секции образовательных путешествий
Этап I
Основное содержание
Набор группы
Шаги
- Объявление о наборе группы с указанием места путешествия и краткой характеристикой объекта.
- Презентация программы для учителей, родителей и учащихся.
- Информация по классам о наборе группы.
- Запись в группу.
Реализуемые цели
- Популяризация хода и итогов работы программ тьюторского сопровождения.
- Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
- Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
- Углубление содержания и отработка организационных форм.
Ожидаемый результат
- Информирование учащихся о работе Клуба и об экспедиции.
- Формирование положительного общественного мнения, показ возможностей использования Клуба для решения образовательных задач.
- Группа 8-12 человек
Ответственный / Участники – куратор клуба, тьюторы клуба.
Этап II
Основное содержание
Заседание Клуба образовательных путешествий (работа в группах)
Шаги
- Распределение участников путешествия по тьюторским группам.
- Изучение индивидуального интереса.
- Формулирование вариантов темы вопроса образовательного путешествия.
Самостоятельная работа: сбор материала из различных источников по вопросу темы образовательного путешествия
Реализуемые цели
- Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
- Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
- Углубление содержания и отработка организационных форм
Ожидаемый результат
Продуктный уровень:
– Предварительная формулировка темы вопроса образовательного путешествия.
– Мини-портфолио.
Личностный уровень:
– Осознание индивидуальных познавательных интересов
Ответственный / Участники – куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия
Этап III
Основное содержание
Заседание Клуба образовательных путешествий (работа в группах)
Событие. Образовательное путешествие
Шаги
- Обсуждение собранных материалов, уточнение тематики вопросов.
- Координация тематики вопросов.
- Обсуждение видов деятельности.
Самостоятельная работа: подготовка тематики вопросов, разработка индивидуального плана участия в образовательном путешествии.
Реализуемые цели
- Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
- Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
Ожидаемый результат
Продуктный уровень:
– Окончательная формулировка темы вопроса образовательного путешествия.
– Разработка плана собственных действий в рамках образовательного путешествия
Личностный уровень:
– Осознание индивидуальных познавательных возможностей.
– Освоение деятельности образовательного путешествия
Ответственный / Участники – Куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия
Этап IV
Основное содержание
Подготовка к Презентации (индивидуальные тьюторские встречи)
Шаги
- Рефлексия итогов путешествия.
- Формулирование ответов на тематические вопросы образовательного путешествия.
- Выбор формы презентации.
- Самостоятельная работа: подготовка материалов для презентации.
Реализуемые цели
- Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
- Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
- Углубление содержания и отработка организационных форм
Ожидаемый результат
Продуктный уровень:
– Подготовка материалов к презентации
Личностный уровень:
– Рост рефлексии
– Осознание индивидуальной познавательной направленности
Ответственный / Участники – куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия
Этап V
Основное содержание
Событие. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Реализуемые цели
- Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
- Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
- Углубление содержания и отработка организационных форм
Ожидаемый результат
Продуктный уровень:
– презентация темы вопроса и своей работы.
Личностный уровень:
– рефлексия индивидуальных образовательных достижений
– рефлексия индивидуальных образовательных возможностей
Ответственный / Участники – куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия, приглашенные
Этап VI
Основное содержание
Тьюторский сбор
Шаги
- Рефлексия итогов путешествия.
- Обобщение методов и приемов работы тьютора Клуба.
- Проектирование следующего путешествия.
Реализуемые цели
- Теоретическое обобщение материалов реализации программ и опыта работы тьюторов.
Ожидаемый результат
1. Материалы для статей
2. Стабильная работа программ
Ответственный / Участники – Куратор клуба / тьюторы клуба
Типы путешествий и путешественников
Путешествие-испытание
(Пример “Какую пищу можно найти в лесу”)
Главная цель такого путешествия – помочь ребенку обрести истинный образ своего “Я”, как бы увидеть себя со стороны, посмотреть “новыми глазами” на своих друзей, проверить и подтвердить старую дружбу и может быть, найти новую. Не менее важные цели – сохранить (а то и возродить) имевшиеся в младшем возрасте навыки взаимодействия с неизвестным пространством. Некоторые дети в таких путешествиях как бы заново учатся осваивать новое место не только при помощи ног и глаз, они стараются вчувствоваться, внюхиваться, ощупывать, сравнивать, запоминать, действовать (эти навыки абсолютно необходимы и в путешествиях других типов). Маршрут такого пути может быть далеким и трудным, а может заканчиваться недалеко от дома. Здесь главное – совместное участие детей и взрослых на всех этапах испытания – от разработки маршрута, подготовки к нему, до собственно самого путешествия.. Как и положено в настоящем испытании, вокруг него должен быть ореол неизвестности и опасности. Оно ни в коем случае не должно быть облегченно-прогулочным, когда детям предоставляется возможность побыть на природе, а взрослые берут на себя большую часть забот. Иначе всякий образовательный смысл пути автоматически уничтожается. Все участники испытания должны нести предельно допустимые для возраста нагрузки, иметь собственные обязанности. Тогда даже дорога в несколько десятков километров может оказаться настоящей инициацией для подростка, когда проверяется крепость его тела и духа, его социального развития, ответственности, человечности. А он сам с удивлением обнаруживает свою близость к людям, свою нужность им.
Путешествие-исследование
(Пример “Кулинарное путешествие по Пермскому краю”)
Путешествия-экспедиции – наиболее приемлемый образ учения в подростковой школе. На этом поле пересекаются интересы учеников, нуждающихся в это время в активной, практической школе, и учителей, которым необходимо, чтобы ребята постепенно присваивали культурные ценности человечества. И здесь чрезвычайно важно, чтобы все, что будет делаться, делалось абсолютно серьезно, без скидок на возраст и неподготовленность. Четкие экспедиционные цели, задачи, задания, формы и сроки отчетности абсолютно необходимы – тем основательнее будут мотивы что-либо изучать. Виды экспедиций – археологические, фольклорные и этнографические, экологические экспедиции. Факты говорят об одном – работа подростков наравне с настоящими учеными и мастерами дает огромный образовательный эффект, повышает их самооценку, мотивацию к дальнейшему учению.
Путешествие – профессиографическая экскурсия
(Пример “Где и как готовят пищу”)
Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Экскурсии являются весьма эффективной формой. С помощью экскурсий ребята непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. Экскурсии позволяют повышать уровень научности укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсии дает возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
Экскурсии играют важную роль в профессиональном самоопределении учащихся.
Тематика путешествий:
исторические, литературные, природно-географические, природно-биологические, культурологические, комплексные
По завершению первого путешествия состав секции клуба значительно изменился, но уменьшения численности не произошло. Напротив, проявилось понимание ценности и значимости образовательного путешествия и его тьюторского сопровождения. Следствием стала разработка модели тьюторского сопровождения (на базе формальной экскурсии). Основным содержанием деятельности членов “Клуба путешественников” стала подготовка к путешествию и презентация его итогов.
Специфику такой модели сопровождения в наших условиях обуславливают: разный опыт работы в тьюторской программе у разных учащихся; кратковременность этапа подготовки к образовательному путешествию; сохранение отношений между членами экспедиции после ее завершения и формального распада группы.
“Клуб путешественников” стал в практике самой мобильной моделью тьюторского сопровождения: здесь выражены процессы “миграции” учащихся – выход из Клуба, приход “новичков” (из других классов и параллелей), переходы из одной малой тьюторской группы в другую.
Спасибо за сотрудничество!