Программа внеурочной познавательной деятельности учащихся "Воспитываем здоровое поколение"

Разделы: Технология


Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Данная программа организована в форме тьюторского сопровождения инновационных образовательных практик, образовательных путешествий, образовательных событий, исследовательских и творческих проектов, работы научного общества, олимпиад и викторин. Каждая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу, работающему с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая этому содержанию формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Данная программа реализуется как продолжение программы “Разговор о правильном питании” с определяющей темой “Формула правильного питания”. Реализация программы определяется ее модульным характером, что предполагает:

  • Вариативность при выборе площадок для реализации,
  • Вариативность способов реализации. Основной вариант в рамках внеурочной деятельности.

Программа является модульной и состоит из четырех автономных модулей (общим объемом 114 часов): модуль1 Тьюторский клуб путешествий “Планета “Здоровье”, модуль 2 Инновационная образовательная практика “Кулинарный калейдоскоп”, модуль3 инновационная образовательная практика “Формула правильного питания”, модуль 4 “Научное общество учащихся”. Ребенок самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает занятия по тем модулям программы, которые ему интересны и которые он будет посещать после уроков. Каждый из предложенных модулей может быть реализован как в рамках настоящей программы, так и в других программах по здоровьесбережению, реализуемых в образовательных учреждениях.

Каждый из модулей направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Занятия в рамках модуля 1 “Планета “Здоровья” тьюторского клуба путешествий позволяют любой личностный интерес ребенка углубить (“раскрутить”) до образовательного, то есть такого, который определяет внутренний рост личности, ее интеллектуальное и духовное развитие. Отличие образовательного путешествия от экскурсии состоит в том, что предполагает точно определенную цель и программу действий во время его проведения. Из пассивного слушателя ребенок превращается в соавтора путешествия. Особенностью модуля 2 инновационная образовательная практика “Кулинарный калейдоскоп” учащихся смогут контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, сознательно выбирая наиболее полезные продукты питания и самостоятельно приготовить завтрак с точки зрения рационального питания. Воспитательная направленность занятий в рамках модуля 3 “Формула правильного питания” связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к здоровью, формированию готовности у подростков заботиться и укреплять собственное здоровье. Модуль 4 “Научное общество учащихся”, ориентирован в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся увеличивается, так как совместная деятельность с младшими школьниками позволяет подросткам побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя. Занятия модулей программы могут быть связаны между собой и связаны с деятельностью клуба. Появление таких общностей и делает воспитательный процесс эффективным.

Тематическое планирование

Название модуля

Общее количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
1 Клуб путешествий “Планета “Здоровье” 68 20 48
2 Инновационная образовательная практика “Кулинарный калейдоскоп” 2   2
3 Инновационная образовательная практика

“Формула правильного питания”

10 2 8
4 Научное общество учащихся 34 20 14
  Всего 114 42 72

Предлагаю программу одного из самых интересных и занимательных модулей, который пользуется огромной популярностью среди учащихся, родителей, педагогов.

Модуль-Секция 1 образовательные путешествия

Тьюторский клуб “Планета “Здоровье”

Принципы работы секции образовательных путешествий

Секция “образовательных путешествий” существует в нашей школе с 2008 года. За это время накоплен опыт, который может быть применен не только в условиях средней школы, но и в рамках любой детской организации. Работа в секции образовательных путешествий основана на следующих принципах:

  1. Любой личностный интерес ребенка можно углубить (“раскрутить”) до образовательного, то есть такого, который определяет внутренний рост личности, ее интеллектуальное и духовное развитие.
  2. Позиция взрослого рядом с ребенком – это позиция тьютора, то есть того, кто идет рядом, а не впереди, кто готов обсуждать интерес ребенка, пути и способы сбора информации, варианты реализации интереса, причем все это с целью определения значимости выбора для самого ребенка. Тьютор не дает готовых решений, он только спрашивает, но спрашивает так, чтобы вопрос “продвигал” вперед.
  3. Отличие образовательного путешествия состоит в том, что предполагает точно определенную цель и программу действий во время его проведения. Из пассивного слушателя ребенок превращается в соавтора путешествия.

Структура секции образовательных путешествий

Сложилось два варианта работы секции клуба:

  1. Клуб, постоянно действующий, со стабильным составом и участием его членов в нескольких путешествиях;
  2. Клуб одного путешествия.

Учащиеся, вступившие в Клуб путешественников, первоначально попадают в тьюторские группы, сформированные случайным образом. После изучения познавательного интереса и образовательного запроса в рамках предполагаемого путешествия происходит сбор членов малых групп на секции клуба и переформирование тьюторских групп на основе близости образовательных запросов.

Формирование индивидуальных маршрутов путешествия и их согласование осуществляется на групповых встречах членов группы. Тьютор группы помимо сопровождения групповой деятельности предварительно проводит серию индивидуальных встреч с подопечными.

Секция клуба образовательных путешествий осознается нами как вариант решения проблемы межвозрастной группы – постоянных переходов учеников из одной группы в другую.

Работа в секции образовательных путешествий предполагает обязательные шесть обязательных этапов:

  1. определение и конкретизация образовательного интереса;
  2. построение образовательного маршрута;
  3. само путешествие;подготовка к презентации;
  4. презентация конечного продукта;
  5. анализ результатов и перспектив.

Алгоритм работы секции образовательных путешествий

Этап I

Основное содержание

Набор группы

Шаги

  1. Объявление о наборе группы с указанием места путешествия и краткой характеристикой объекта.
  2. Презентация программы для учителей, родителей и учащихся.
  3. Информация по классам о наборе группы.
  4. Запись в группу.

Реализуемые цели

  • Популяризация хода и итогов работы программ тьюторского сопровождения.
  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм.

Ожидаемый результат

  • Информирование учащихся о работе Клуба и об экспедиции.
  • Формирование положительного общественного мнения, показ возможностей использования Клуба для решения образовательных задач.
  • Группа 8-12 человек

Ответственный / Участники – куратор клуба, тьюторы клуба.

Этап II

Основное содержание

Заседание Клуба образовательных путешествий (работа в группах)

Шаги

  1. Распределение участников путешествия по тьюторским группам.
  2. Изучение индивидуального интереса.
  3. Формулирование вариантов темы вопроса образовательного путешествия.

Самостоятельная работа: сбор материала из различных источников по вопросу темы образовательного путешествия

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– Предварительная формулировка темы вопроса образовательного путешествия.
– Мини-портфолио.

Личностный уровень:

– Осознание индивидуальных познавательных интересов

Ответственный / Участники – куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия

Этап III

Основное содержание

Заседание Клуба образовательных путешествий (работа в группах)

Событие. Образовательное путешествие

Шаги

  • Обсуждение собранных материалов, уточнение тематики вопросов.
  • Координация тематики вопросов.
  • Обсуждение видов деятельности.

Самостоятельная работа: подготовка тематики вопросов, разработка индивидуального плана участия в образовательном путешествии.

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– Окончательная формулировка темы вопроса образовательного путешествия.
– Разработка плана собственных действий в рамках образовательного путешествия

Личностный уровень:

– Осознание индивидуальных познавательных возможностей.
– Освоение деятельности образовательного путешествия

Ответственный / Участники – Куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия

Этап IV

Основное содержание

Подготовка к Презентации (индивидуальные тьюторские встречи)

Шаги

  • Рефлексия итогов путешествия.
  • Формулирование ответов на тематические вопросы образовательного путешествия.
  • Выбор формы презентации.
  • Самостоятельная работа: подготовка материалов для презентации.

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– Подготовка материалов к презентации

Личностный уровень:

– Рост рефлексии
– Осознание индивидуальной познавательной направленности

Ответственный / Участники – куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия

Этап V

Основное содержание

Событие. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– презентация темы вопроса и своей работы.

Личностный уровень:

– рефлексия индивидуальных образовательных достижений
– рефлексия индивидуальных образовательных возможностей

Ответственный / Участники куратор клуба / тьюторы клуба, участники путешествия, приглашенные

Этап VI

Основное содержание

Тьюторский сбор

Шаги

  • Рефлексия итогов путешествия.
  • Обобщение методов и приемов работы тьютора Клуба.
  • Проектирование следующего путешествия.

Реализуемые цели

  • Теоретическое обобщение материалов реализации программ и опыта работы тьюторов.

Ожидаемый результат

1. Материалы для статей
2. Стабильная работа программ

Ответственный / Участники – Куратор клуба / тьюторы клуба

Типы путешествий и путешественников

Путешествие-испытание

(Пример “Какую пищу можно найти в лесу”)

Главная цель такого путешествия – помочь ребенку обрести истинный образ своего “Я”, как бы увидеть себя со стороны, посмотреть “новыми глазами” на своих друзей, проверить и подтвердить старую дружбу и может быть, найти новую. Не менее важные цели – сохранить (а то и возродить) имевшиеся в младшем возрасте навыки взаимодействия с неизвестным пространством. Некоторые дети в таких путешествиях как бы заново учатся осваивать новое место не только при помощи ног и глаз, они стараются вчувствоваться, внюхиваться, ощупывать, сравнивать, запоминать, действовать (эти навыки абсолютно необходимы и в путешествиях других типов). Маршрут такого пути может быть далеким и трудным, а может заканчиваться недалеко от дома. Здесь главное – совместное участие детей и взрослых на всех этапах испытания – от разработки маршрута, подготовки к нему, до собственно самого путешествия.. Как и положено в настоящем испытании, вокруг него должен быть ореол неизвестности и опасности. Оно ни в коем случае не должно быть облегченно-прогулочным, когда детям предоставляется возможность побыть на природе, а взрослые берут на себя большую часть забот. Иначе всякий образовательный смысл пути автоматически уничтожается. Все участники испытания должны нести предельно допустимые для возраста нагрузки, иметь собственные обязанности. Тогда даже дорога в несколько десятков километров может оказаться настоящей инициацией для подростка, когда проверяется крепость его тела и духа, его социального развития, ответственности, человечности. А он сам с удивлением обнаруживает свою близость к людям, свою нужность им.

Путешествие-исследование

(Пример “Кулинарное путешествие по Пермскому краю”)

Путешествия-экспедиции – наиболее приемлемый образ учения в подростковой школе. На этом поле пересекаются интересы учеников, нуждающихся в это время в активной, практической школе, и учителей, которым необходимо, чтобы ребята постепенно присваивали культурные ценности человечества. И здесь чрезвычайно важно, чтобы все, что будет делаться, делалось абсолютно серьезно, без скидок на возраст и неподготовленность. Четкие экспедиционные цели, задачи, задания, формы и сроки отчетности абсолютно необходимы – тем основательнее будут мотивы что-либо изучать. Виды экспедиций – археологические, фольклорные и этнографические, экологические экспедиции. Факты говорят об одном – работа подростков наравне с настоящими учеными и мастерами дает огромный образовательный эффект, повышает их самооценку, мотивацию к дальнейшему учению.

Путешествие – профессиографическая экскурсия

(Пример “Где и как готовят пищу”)

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Экскурсии являются весьма эффективной формой. С помощью экскурсий ребята непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. Экскурсии позволяют повышать уровень научности укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсии дает возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

Экскурсии играют важную роль в профессиональном самоопределении учащихся.

Тематика путешествий:

исторические, литературные, природно-географические, природно-биологические, культурологические, комплексные

По завершению первого путешествия состав секции клуба значительно изменился, но уменьшения численности не произошло. Напротив, проявилось понимание ценности и значимости образовательного путешествия и его тьюторского сопровождения. Следствием стала разработка модели тьюторского сопровождения (на базе формальной экскурсии). Основным содержанием деятельности членов “Клуба путешественников” стала подготовка к путешествию и презентация его итогов.

Специфику такой модели сопровождения в наших условиях обуславливают: разный опыт работы в тьюторской программе у разных учащихся; кратковременность этапа подготовки к образовательному путешествию; сохранение отношений между членами экспедиции после ее завершения и формального распада группы.

“Клуб путешественников” стал в практике самой мобильной моделью тьюторского сопровождения: здесь выражены процессы “миграции” учащихся – выход из Клуба, приход “новичков” (из других классов и параллелей), переходы из одной малой тьюторской группы в другую.

Спасибо за сотрудничество!