Конспект урока окружающего мира по теме "Будь природе другом!". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формирование у учащихся представление о том, что природа нуждается в защите.

Задачи:

  • Познакомить с экологическими знаками и правилами поведения в природе, с охраняемыми растениями и животными родного края.
  • Обучать правильному поведению в природе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: наглядный, поисковый, словесный, метод сотрудничества, творческий.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: диск DVD  «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», музыкальные фрагменты «В лесу», звук пламени «Пожар в лесу», атласы Кемеровской области, рисунки детей с изображением природы до пожара и после, выставка книг со стихами поэтов Кузбасса.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА:

I. Организационный   момент

Учитель:

Утро доброе, друзья!
И лениться нам нельзя!
Приглашаю я вас в путь
На красоту вокруг взглянуть
И душою отдохнуть.

Учитель обращается к выставке рисунков детей  (Природа после пожара)

Учитель:

Что такое, что случилось?
Отчего так получилось?
Гарью пахнет. Тишина.
Птичья песня не слышна.

– Что произошло в лесу? (Дети отвечают на вопрос)

 (После ответа детей –звук лесного пожара)

 Учитель:

Муравьишка не ползёт,
Мышка здесь не прошмыгнёт,
Ничего кругом живого.

(Звук пожара в лесу)

Учитель:

Целый день пылал огонь,
Уничтожил лесной дом.

II. Формирование цели урока и постановка учебной задачи

Учитель:

Что же сделать, чтобы снова
Птицы пели и летали,
Бабочки в цветах порхали,
Чтоб природа ожила и умершей не была?
Если можешь, помоги, на вопрос ответ найди. (Дети отвечают на вопрос)

III. Работа над новым материалом

Учитель: Всегда ли человек относится к природе как к другу? Что наносит вред природе? Дети рассматривают рисунок в книге на с. 92, и делают вывод, как стать природе другом. 

1) Работа по учебнику страница 93.  Прочитай внимательно экологические    правила.

Учитель: Закройте знаки листочком. Попробуй запомнить экологические правила.

2) Работа в парах. Повторите друг другу правила поведения в природе.

Учитель: Сегодня мы говорим об экологических правилах, знаках.
– Давайте вспомним, а что такое «экология»?

3) Работа со словарём.

Ученик работает на компьютере. Открывает «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия».  Находит понятие слова «экология». Читает громко понятие слова «экология».  «Логия» — это наука. А что же означает «Эко»? Это означает «дом» на латинском языке.

Учитель: Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме — природе.

Физминутка.

Если попадёшь ты в лес,
(Ходьба на месте)
Много встретишь там чудес.
Скачет белочка по веткам,
(Прыжки)
Растут кедры до небес.
(Потянуться)
Притаился заяц в чаще,
(Присесть)
По сторонам гляди почаще.
(Повороты головой)
Прыгнул лягушонок с кочки,
(Прыжки)
Отдыхать сейчас закончим.
Сядем тихо, помолчим.
(Сесть на место)
Друг на друга поглядим.

Рассказ учителя:

– Природа – это наше жилище, сокровищница богатств. Но её сокровища исчерпаемы и часто невосполнимы, поэтому так необходимо их беречь и охранять. Как сигнал об опасности, как предупреждение о возможной беде, которая угрожает редким и исчезающим  растениям и животным, создана «Красная книга».  В «Красную книгу Российской Федерации»  внесены 18 видов животных и 19 видов  растений, встречающихся в Кемеровской области.

IV. Актуализация знаний

Учитель:  Что вы знаете о «Красной книги Российской Федерации»?  Почему её так назвали?  Почему у неё разные по цвету страницы? (дети отвечают)

Учитель:  Исчезающие виды растений: адонис весенний, прострел раскрытый, башмачок известняковый, красоднёв жёлтый, башмачок крупноцветковый, кандык сибирский, тюльпан поникающий, кувшинка чисто-белая. (Дети рассматривают иллюстрации  растений в атласах)

Учитель: Виды животных, нуждающихся  в охране: кулик-сорока обыкновенный,  журавль красавка, сапсан, скопа, выдра, северный олень, стерлядь, бабочка – аполлон обыкновенный.

(Дети рассматривают иллюстрации животных  в атласах)

Учитель: Мы живём в Горной Шории. Природа нашего края красива и уникальна.

В стихах известных поэтов Кузбасса Владимира Шумилова, Валентина Махалова,  Алексея Тарасова, Ольги Ромашки, Михаила Небогатова, Сергея Тивякова прославляется красота природы родного края и выражается беспокойство за её судьбу.

Ученица:

В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить.

Валентин Махалов

Учитель:

Прекрасна Шории природа
В любое время года.

– Но, чтобы сохранить её в таком виде, нужно природу любить и беречь.
– Давайте повторим правила поведения в природе.

Учитель показывает знак,  и дети рассказывают правило поведения в природе.
Фронтальная проверка. Заслушать несколько ответов детей.  (Ответы детей)

– Перед вами выставка книг этих поэтов. (Показать  и представить несколько книг со стихами поэтов Кузбасса).

Ученик:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется – природа,
Давайте же всегда её беречь!

Валентин Махалов

Учитель: Мы сегодня много говорили о природе. Давайте составим синквейн по теме.

V. Творческая работа

Составление синквейна

1. Название предмета. (Существительное). Тема урока.
Природа.
2. Какая природа? (Прилагательное), (прилагательное),
Живая, прекрасная. (Варианты ответов детей)
3. Что природа делает? (Глагол), (глагол), (глагол),
Радует, живёт, украшает. (Варианты ответов детей)
4. Предложение из четырёх слов. (Отношение к предмету)
Мы любим красоту природы. (Варианты ответов детей)
5. Название предмета. (Существительное). Синоним к теме или ассоциация к этому  слову.

Дом.  (Варианты ответов детей)
Ключевая фраза синквейна
Природа – наш дом.

Ученик:

Нужно лесу другом быть!
Не шуметь и не сорить!
Красоту не трогать.
Птиц, зверей не обижать
Их не так уж много.

Ученица:

К лесу прикоснись душой,
Добротой богатой.
В лес фотоаппарат бери
И снимай пернатых.

VI. Домашнее задание: придумать и нарисовать свой знак правил поведения в природе.   

VII. Самооценка урока.

Встаньте, представьте, что у вас над головой разноцветная радуга. Поднимите руки и протяните их к радуге так высоко, насколько урок был для вас интересным и насколько он вам понравился.

VIII. Итог урока

– Что интересного было на уроке?
– Что вам понравилось больше всего?
– Какие экологические правила надо знать, чтобы сберечь нашу Землю?