Программа "Хочу все знать!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование и развитие познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных) создает базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля (основных параметров учебной деятельности). Цель развивающего обучения состоит не в формировании каких-либо элементов деятельности, а в создании универсальных генетических предпосылок к которым относятся умения действовать по заданному образцу и возможности проявления самостоятельности в сотрудничестве со сверстником и взрослым, умение рефлексивно относится к основаниям собственных действий.

Необходимым условием усвоения математического материала в форме учебной деятельности является выполнение ребенком предметных и умственных действий с этим материалом. Такое усвоение должно происходить с помощью именно предметных действий, которые нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или другой наглядности.

Таким образом, назрела острая проблема развития познавательных способностей дошкольников. Поскольку, основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра, мы обратилась к игровым технологиям. Поэтому мы стали использовать дидактический материал – логические блоки Дьенеша, разработанные психологом и математиком Дьенешем, цветные палочки, разработанные бельгийским математиком Кюизенером, с их ориентацией на индивидуальный подход в работе с дошкольниками.

Опыт показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми для развития мыслительных умений сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать, абстрагировать информацию. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными  мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и для общего интеллектуального развития.

В играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность к замещению и моделированию свойств, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков у детей происходит развитие всех психических процессов, они являются прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами.

Использование палочек Кюизенера дает возможность познакомить дошкольников с последовательностью чисел натурального ряда, усвоить отношения между числами, научить делить целое на части. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа.

Игры и игровые упражнения обеспечивают формы учебного сотрудничества, где взрослые и дети выступают равноценными партнерами при выполнении различных действий с предметами, построения и преобразования моделей, где педагог не указывает на ошибки, а дает возможность исправить их самим детям.

Таким образом, очевидно значение игровых технологий для умственного развития дошкольников, формирования необходимых познавательных умений для подготовки дошкольников к школьному обучению.

Цель программы: развитие познавательных способностей посредством использования игровых технологий.

Принципы организации образовательного процесса

Принцип занимательности. Учитывая недостаточную сформированность у дошкольников познавательного интереса, необходимо использовать принцип занимательности, с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и  стремления к достижению конечного результата.

Принцип новизны  позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе,
за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.

Принцип динамичности заключается в постановке таких целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, которые бы постоянно  углублялись и расширялись, так как необоснованное дублирование содержания и задач занятий – одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению.

Принцип комплексности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи планируется с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего  влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятий, формы проведения и интенсивности работ. Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному эффекту.

Структура непосредственно образовательной деятельности

  • Мотивация. Развивающие игры и игровые задания «насыщаются» игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами, это поможет детям преодолеть интеллектуальные трудности.
  • Основное содержание работы с блоками. Воспитатель – равноправный участник игр и упражнений, предоставляет возможность детям самим исправлять ошибки.
  • Совместная игровая деятельность с блоками:

– составление каждым ребенком своей игры по аналогии;
– придумывание детьми новых комбинаций свойств;
– составление детьми новых правил игры, придумывание новых игровых сюжетов;
– определение детьми вариантов дальнейшего продолжения сюжета;
– обращение к опыту детей;
– создание детьми своей карты движения блоков, обмен картами со сверстниками;
– поиск детьми основания для классификации предметов.

  • Самостоятельная деятельность с блоками.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша

  • Специально организованная деятельность.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, дидактические упражнения).
  • Подвижные игры: предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов.
  • Сюжетно-ролевые игры: Магазин – деньги, обозначаются блоками, цены на товар, обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке, обозначается блоками, адрес на домике, обозначается кодовыми карточками.
  • Использование логических блоков в продуктивных видах деятельности.

Выявление и абстрагирование свойств

Цель: развивать умения выделять свойства в объектах, абстрагировать  эти свойства от других, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Формировать представление о кодировании и декодировании информации, кодировании со знаком отрицания.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, а затем с цветом. Начинать работу нужно с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур они могут быть использованы при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Освоение свойств и отношений предметов в дошкольном детстве – сложный неравномерный процесс, в основе которого лежат соотношение чувственного и логического познания. На первых ступенях развития дети выделяют и абстрагируют свойства из многообразия свойств, которым обладает предмет. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем представлений о свойствах и отношениях, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени – освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать, классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложить ему одну-две игры. Если ребенок безошибочно справляется с заданиями на выявление и абстрагирование одного свойства, предложить ребенку игры и упражнения следующей группы сложности. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но посильны.

Если дошкольники знакомятся с блоками Дьенеша в 5-6 лет, в этом возрасте дети многое знают и умеют, то часть игр и упражнений для них не составят труда, а будут являться предстартовой площадкой для решения более сложных задач. В одной и той же игре легко можно менять степень сложности задания с учетом возможности каждого ребенка.

Игры и упражнения этой группы помогут развить у дошкольников умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С помощью игр и упражнений дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий.

Сравнение и анализ предметов. Алгоритм

Цель: развивать умение анализировать и сравнивать предметы  по заданным и самостоятельно выделенным свойствам, сопоставлять предметы по цвету, ширине, высоте. длине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. 

Задачи:

  • Учить сравнивать предметы по двум, трем свойствам, находить сходства и различия;
  • Упражнять в установлении отношений эквивалентности;  цвет – это число, число – это цвет:
  • Развивать умение размещать блоки в определенной последовательности (алгоритм);
  • Развивать внимание, память, логическое мышление, способности к моделированию.

Освоение дошкольниками свойств происходит через чувственное познание. Для освоения операции классификации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает прием сравнения.

В результате сравнения нескольких предметов или явлений можно установить общие свойства, признаки, присущие данному предмету. Сравнение дает возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и различие.

Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребенка. Игры и упражнения этой группы развивают у детей умение сравнивать предметы по двум, трем свойствам. При выполнении заданий такого вида дети ориентируются сразу на несколько свойств (фигуры одинакового цвета, но разной формы, одинакового размера, но разной толщины).

Познание свойств, предметов осуществляется в процессе развития у ребенка представлений об  эталонах, при активном участии зрительно-осязательного, двигательного обследования и практических действий с предметами.

Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность действий, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение алгоритмов состоит в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя за стрелкой. В результате таких игр дети воспринимают закономерность в расположении фигур, предметов, явлений. Выполнение действий по алгоритму создает для детей основу совершенствования умений контролировать ход решения игровой задачи.

Выполнение действий по правилам способствует упорядочению детского мышления, улучшению с позиции логики восприятия через освоение определенной последовательности, заданной в правилах выполнения, что выражается в умении планировать свои действия. а также способствует совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему усвоению детьми правил уличного движения, способствует освоению детьми знаковых систем, схем, моделей и познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия.

В играх с логическими блоками «Необычные фигуры» и «Автотрасса» развиваются способности детей к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении действий.

Игра «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?» направлена на развитие способности к анализу, сравнению и обобщению фигур – сначала по двум, затем по трем свойствам и по самостоятельно выделенным свойствам. Дети учатся переходить от сравнения  двух предметов к сравнению трех, от обобщения предметов по отдельным свойствам  к выведению закономерностей их порядка.

Для успешного освоения  старшими дошкольниками алгоритмов необходимо:

– вызвать у детей интерес к алгоритмизации действий;
– активизировать их познавательную деятельность, развить способность выделять существенные свойства предметов, сравнивать, отражать результаты в речи;
– способствовать самостоятельному нахождению детьми логических связей и зависимости предметов и действий, заданных в алгоритме;
– развитие у детей способности самостоятельно составлять алгоритмы на разнообразном содержании, включая математическое, умение видеть зависимость между соблюдением последовательности действий и достижением результата.

Классификация и обобщение. Выделение закономерностей

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать предметы по заданным и самостоятельно выделенным свойствам,  способствовать познавательному развитию.

Задачи:

  • Развивать умение классифицировать блоки по двум, трем, четырем свойствам, выделять основные признаки:
  • Учить логически мыслить, развивать умение рассуждать, давать характеристику группам.

Классификация – сложный мыслительный процесс, основанный на выделении класса. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу. Осуществление этой мыслительной операции требует умения анализировать, соотносить отдельные элементы, находить в них общие свойства, отбирать наиболее значимые из них и отыскивать эти свойства в других, внешне отличающихся предметах.

Классификация вынуждает ребенка подумать о том, что лежит в основе сходства и различия  разнообразных вещей. Это облегчает узнавание и запоминание. Отношение операции  классификации свойств и отношений между предметами способствуют  овладению  предметно-познавательными действиями; освоению свойств и отношений по взаимосвязи;  обеспечению взаимосвязи представлений и мышления ребенка, овладению речевыми формами отражения сущности  предметно-познавательных действий, свойств и отношений.

Таким образом, в процессе классификации дети осваивают логические операции над свойством, характеризующим те или иные подмножества предметов, что дает возможность выявить законы логики, на которых основаны рассуждения.
Для успешного освоения детьми операции классификации сначала необходимо развитие обобщенных и связанных со словами представлений о свойствах предметов, использование последовательно «абстрактного», затем «жизненного» материала, сначала предложенного воспитателем, затем придуманного детьми. Дети перейдут постепенно от классификации и обобщения предметов по  двум свойствам к классификации по трем свойствам, к выделению закономерностей создания группировок.

На первом этапе развития и совершенствования умения классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам: «Заполни аквариум», «Садовник», «Бабочки». По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам, детям предлагают игры на классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живет?», «Найди соседей».

Использование «жизненного» дидактического материала позволяет научить детей логически мыслить, развивает умение рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий, давать характеристику группам

Логические действия и операции. Моделирование.

Цель: развивать умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, учить рассуждать, обосновывать правомерность своих действий.

Задачи:

  • Развивать умение кодировать и декодировать  информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов; понимать условность обозначений, составлять модель действий.
  • Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или», строить правильные высказывания с помощью этих операций;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.

Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, алгоритм, наглядное моделирование, освоенное сегодня,  помогут детям завтра окунуться в сложный математический язык. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, делит между игрушками, а по ходу действий рассуждает.

Кодирование – воспроизведение какого-либо содержания в знаково-символической  форме. Это своего рода перевод на « другой язык». А чтобы перевести текст, фразу на другой язык, надо знать «алфавит» этого языка. Декодирование – это выполнение обратного кодированию действия.

В играх с палочками Кюизенера дети «кодируют»  числа палочками, а также «записывают»  ими числовые примеры. Возможно и обратное действие – декодирование (выразить числами цветную формулу). Используя такой или частично измененный «алфавит», можно научить детей решать  довольно сложные логические задачи.

Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно важной информации. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Познание рассматривается как процесс моделирования реальности. Геометрические фигуры обобщенно отражают существующие в действительности многообразные формы. Ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону.

Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и использования модели в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте происходят изменения в познавательной деятельности ребенка, зарождаются познавательные мотивы. Поэтому данный возраст называют возрастом «множества открытий.

Сопоставление в играх модели и реальных предметов дает возможность дошкольникам  успешно различать, абстрагировать разнообразные свойства предмета, увидеть предмет в единстве его свойств и отношений. Развитие умений использовать модели и моделирование в познании,  организация разнообразных форм работы с детьми, предусматривающих совместное со взрослым и самостоятельное моделирование, помогут дошкольникам овладеть моделью как средством, открывающим путь к познанию предметов, явлений. Чем богаче опыт познания предметного мира, больше объем о свойствах и отношениях, тем легче ребенку освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам.