Цель: закрепить
- навыки анализа текста, умение определять средства связи в словосочетании и предложении, объяснять пунктуацию в сложных предложениях и предложениях с осложнением;
- умение видеть языковые средства выразительности, используемые автором;
- развивать умения создавать на основе проанализированного текста собственное высказывание, формулировать основную проблему и позицию автора;
- воспитывать у школьников способность к защите своей чести, преодолению физической и духовной слабости.
Оформление урока:
Схема сочинения-рассуждения
Разбираемся в терминах.
Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения.
Основная проблематика – над каким вопросом автор рассуждает больше всего.
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме.
Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса (факты, примеры, утверждения, объяснения). От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею и требующее доказательств.
Примерный план сочинения-рассуждения.
Три «НЕ», которые следует помнить, работая над частью «С»:
- не пересказывайте авторские аргументы;
- не пересказывайте фрагменты текста;
- не пытайтесь развить авторскую мысль.
Ход урока
I. Слово учителя. Объявление темы, целей урока.
II. Работа с текстом.
Чтение текста.
Беседа.
Расскажите об авторе текста В. Аксёнове.
К какому стилю речи вы отнесете данный текст? Почему?
Какова тема текста?
Работа в группах.
I группа.
- Найдите в тексте СПП с придаточным определительным.
- Объясните постановку знаков препинания в предложении 5.
- Назовите способ образования слов авторучкой, отобрал, третъегодник.
II группа
- Найдите в тексте сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
- Объясните постановку знаков препинания в предложении 11.
- Назовите способ образования слов выдавали, протягивал.
III группа
- Найдите в предложениях 22-29 такое, которое является простым односоставным безличным.
- Среди предложений 22-37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами.
- Среди предложений 32-39 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным.
IV группа
- Среди предложений 6-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов.
III. Беседа.
Что такое проблема?
Какие проблемы поднимает автор?
- Проблема чести (Что лучше: избежать физических страданий и потерять честь или пройти через побои и отстоять своё право честно смотреть в глаза родным?)
- Проблема формирования характера (Как, из чего рождается желание преодолеть себя, свою физическую и душевную слабость?).
- Проблема трусости и смелости (Кто оказывается сильнее: Он с товарищами или герой-рассказчик?).
- Проблема физической и моральной победы (Кто одерживает победу: герой-рассказчик или Он с товарищами?).
Сформулируйте позицию автора.
Авторская позиция
- Надо отстаивать своё право честно смотреть в глаза своим родным.
- Желание защитить свою честь, преодолеть себя, свою физическую и душевную слабость, рождается из сострадания к близким, к своей малой родине.
- Настоящую победу одерживает герой-рассказчик, т.к. истинная победа – это победа моральная, победа над самим собой.
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текса. Запишите.
- Можно использовать логические схемы первичных текстов. Важно помнить, что главная мысль может развиваться разными способами.
IV. Задания классу.
Сформулируйте позицию автора, запишите, используя речевые клише.
Согласны ли вы с позицией автора? Почему? Какие аргументы в пользу своей позиции вы можете привести?
(Ели вы приводите аргументы из художественных, публицистических произведений, то факторы должны передаваться без искажений, кратко. Излагайте свою точку зрения этически корректно.)
Вспомните схему сочинения-рассуждения.
Особое внимание следует обратить на вступление. Оно должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объему (2-4 предложения). Возможные варианты вступления.
- Анализ разных точек зрения на проблему.
- Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о её актуальности.
- Перечисление проблем исходного текста.
- Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного».
- Краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отражение в его произведениях.
- Лирическое вступление.
Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.
Возможные варианты заключения.
- Общий вывод.
- Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
- Изложение собственной позиции.
- Рассуждения о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для автора сочинения.
- Расширение проблемы. Новый вопрос.
V. Тренировочные упражнения.
1) определение позиции автора
Определите и сформулируйте проблему текста и позицию автора.
Надо помнить, однако, что правило соответствия речи пониманию тех, для кого она предназначена, исполняется и вообще довольно плохо. Иногда от недомыслия. Человек, например, искренно убежден, что чем больше насажает в речь иностранных слов, тем это красивее, эффектнее, «благороднее» или больше выказывает его образование и ум.
И он иногда не ошибается в эффекте, если имеет в виду слушателей и читателей, не привыкших мыслить, наслаждающихся трезвоном слов, как лакей Гончарова трезвоном стихов. При этом иной раз, чем непонятнее и «зазвонистее» слова, тем лучше. Доволен оратор, тупо сияют слушатели или читатели. Все довольны. Но иногда трезвон иностранных слов пускается в ход в споре и с целью: хотят отуманить, оглушить противника или слушателей (или читателей). У них получается «туман в голове» от этой «премудрости». Одурманенные головы перестают понимать и то, что могли бы понять, и тупая мысль тупого софиста может легко сойти за бездну глубокомыслия.
Примеры несоответствия выражения мысли пониманию аудитории, для которой они предназначены, можно ежедневно черпать из газет, журналов, речей и т. д. пригоршнями.
...В общем, довольно правильна примета: чем более кто говорит без нужды иностранных слов, тем вероятнее, что он не способен к самостоятельному мышлению.
(С. Поварнин)
Используйте фразы:
- Рассуждения автора посвящены проблеме... . Автор придерживается следующего мнения... .
- Внимание С. Поварнина привлекает проблема... . Позиция его заключается в том, что... .
- Рассматривая проблему..., автор весьма чётко формулирует собственное мнение: он…
2) подбор аргументов (работа в группах)
№1. Подберите по три аргумента к следующим тезисам:
- Труд кормит, а лень портит.
- Корень учения горек, но плоды его сладки.
- Не родись красивой, а родись счастливой.
№2. Прочитайте афоризмы. Выскажите согласие или несогласие с автором. Подберите и запишите по три аргумента, подтверждающих ваше мнение.
- Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся вместе с ним, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. (Эзоп)
- Злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)
- Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. (Н. Добролюбов)
№ 3. Прочитайте афоризмы. Выскажите согласие или несогласие с автором. Подберите и запишите по три аргумента, подтверждающих ваше мнение.
- Мир — добродетель цивилизации, война — её преступление. (В. Гюго)
- Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть. (Ф. Достоевский)
— Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как незначительного не поднимет её привет. (В. Белинский)
VI. Учебные материалы к уроку (фрагмент демонстрационного варианта теста ЕГЭ).
Прочитайте текст и выполните задания А29-А31;В1-В8; С1.
(1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвертом классе в 43-ем году. (3) Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и темно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Все же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат, (6) Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня ее. (9)Он отбирал все, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.
(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.
(14)Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.
(15)– Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.
(16)– Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лека и Казак.
(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестренкою ждали тетю. (18)Тетя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не просила.
(20) Однажды она сказала мне:
– Нина приносит свои завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.
(22) Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи. (25)Насекомыми, червяками, воздухом. (26) Им хорошо. (27)А может быть, у них есть кто-нибудь такой, кто все отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?
(30)Всю ночь тетя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала и булькала, Гитлер захлебывался в мыльной воде, тетя давила его своими узловатыми руками.
(32)На следующий день, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33) Через несколько секунд я лежал на снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лека совал мне в рот мой же завтрак.
– На, смелее, кусни!
На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36) Казак, Лека и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.
(По В.П. Аксенову)
А29. В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, что в преодолении бытовых трудностей военного времени мальчик увидел противостояние врагу?
- Предложение 12:" Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных недр это чудесное блюдо".
- Предложение 18: "Тетя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку".
- Предложение 31: "Вода струилась за ширмой, плескала и булькала, Гитлер захлебывался в мыльной воде, тетя давила его своими узловатыми руками".
- Предложение 4: "Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты".
А30. Какой (-ие) тип (-ы) речи поставлен (-ы) в предложениях 32-36?
- рассуждение и повествование
- повествование
- описание и рассуждение
- описание
А31. В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антонимы?
- 1
- 11
- 17
- 21
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 – ВЗ запишите словами.
В1. Укажите способ образования слова ОТОБРАЛ (предложение 8).
В2. Из предложений 22-29 выпишите относительное местоимение.
В3. Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 22-29 найдите такое, которое является простым односоставным безличным. Напишите его номер.
В5. Среди предложений 22-37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 32-39 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 6-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.
Задание классу
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте в места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. «Масштабы Его власти описываются В.П. Аксеновым уже в самом начале текста. Прежде всего это выражается в том, что в тексте употребляется местоимение, заменяющее собственное имя. А в предложении 14 эффект достигается с помощью такого средства выразительности, как ... . Образ его неотделим от фигур верных вассалов, которые следуют Ему во всем. Даже манера говорить с другими у них общая: их реплики включают … (предложения 15, 34). При этом такое синтаксическое средство выразительности, как (предложения 15-16), подчеркивает повторяемость, отлаженность их действий ... . Тем значительнее бесповоротное решение героя-рассказчика, которое выражает ... («будь что будет»)».
Список терминов:
- риторическое обращение
- книжная лексика
- синтаксический параллелизм
- глаголы в повелительном наклонении
- эпитет
- фразеологизм
- антонимы
- метонимия
- риторический вопрос