Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Цель урока: обобщить знания обучающихся по данной теме, закрепить основные методы решения задач на наибольшее и наименьшее значения функции; развивать алгоритмическое мышление, память, внимательность, познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать умение преодолевать трудности при решении задач, самостоятельность, интерес к предмету.
Девиз урока:
«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления».
В.П. Ермаков.
План урока:
- Устные вопросы (разгадывание кроссворда).
- Устные упражнения.
- Самостоятельная работа (соревнования по стрельбе на два варианта).
- Решение задач.
- Итоги урока.
Ход урока
1. Начнем наш урок с разгадывания кроссворда.
- Французский математик 17 века Пьер Ферма определял эту линию так: «Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности заданной точки».
- В математике это понятие возникло в результате попыток придать точный смысл таким понятием, как «скорость движения в данный момент времени» и «касательная к кривой в заданной точке».
- Приращение какой переменной обычно обозначают .
- Если существует предел в точке а и этот предел равен значению
функции в точке а, то в этой точке функцию называют... (Подсказка. График такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша, без отрыва от бумаги). - Эта точка лежит внутри области определения функции, и в ней функция принимает самое большое значение по сравнению со значениями в близких точках.
- Эта величина определяется как производная скорости по времени.
- Если функцию у = f(x) можно представить в виде у f(x)=g(h(x)), где у = g(t) и t = h(x) - некие функции, то функцию f(x) называют...
Кроссворд мы разгадали.
В выделенных клетках вы видите имя француз кого математика и механика Жозефа Луи Лагранжа. Он является почетным членом Петербургской академии наук. Лагранж родился в семье обедневшего чиновника; уже в 19 лет стал профессором а Артиллерийской школе Турина. Именно Лагранж в 1797 г. Ввел термин «производная», ему же мы обязаны и современным обозначением производной (с помощью штриха). Термин «вторая производная» и обозначение (два штриха) также ввел Лагранж.
На прошлых уроках вы узнали, что с помощью понятия «производная» получили единую трактовку такие понятия, как мгновенная скорость прямолинейного неравномерного движения, кинетическая энергия тела, сила, действующая на материальную точку и т. д., а сегодня мы с вами увидим, как широка область применения производной при решении задач на наибольшее и наименьшее значения функций.
II. Устные упражнения.
Прежде, чем перейти к устным упражнениям давайте повторим правило отыскания наименьших и наибольших значений функции на отрезке:
Чтобы найти наименьшее и наибольшее значение непрерывной функции f на отрезке , надо:
а) найти ее значения на концах этого отрезка (т.е. числа f(a) и f(b));
б) найти ее значения в точках, где производная равна нулю;
в) найти ее значения в точках, где функция не имеет производной;
г) из всех найденных значений выбрать наибольшее и наименьшее.
- На рисунке изображен график функции f(x). Существует ли и если существует, то чему равен: а) ; б) ; в) ; г) .
- Докажите, что если , то .
- Вычислите
III. Предлагаю вам соревнования по стрельбе в математическом тире.
Ваш выстрел дуплетом это нахождение координат точек, в которых функции принимают наибольшее и наименьшее значение на отрезке [0;5]. Цель находится в одной из этих точек. В какую мишень удастся попасть?
Заполните таблицу. Посоревнуйтесь!
Вариант 1
Координаты точек | |||
f(0) | |||
f(5) | |||
f '(х) | |||
Точки экстремума | |||
Экстремумы на [0;5] |
|||
В кого попали? | (3;5) слон | (3;0) обезьяна | (0;0) улитка |
Вариант 2
Координаты точек | |||
f(0) | |||
f(5) | |||
Точки экстремума | |||
Экстремумы на [0;5] |
|||
В кого попали? | (4,4) жираф | (1; 1) черепаха | (3,2) бабочка |
IV. Решение задач.
Переходя к экстремальным задачам, давайте выработаем план их решения:
- Выбирают одну из переменных (независимую переменную) и выражают через нее ту переменную, для которой ищется наибольшее или наименьшее значение.
- Находят промежуток изменения независимой переменной.
- Находят производную, полученную в п1 функции.
- Приравнивают производную нулю и находят корни получившегося уравнения.
- Находят точки, в которых функция не имеет производной.
- Вычисляют значение функции на концах промежутка изменения независимой переменной и в точках, найденных в п. 4 и 5, а потом выбирают из них наибольшее (соответственно наименьшее).
Задачи.
- Для монтажа оборудования необходима подставка объемом 1296 дм3 в форме прямоугольного параллелепипеда. Квадратное основание подставки будет вмонтировано в пол, а ее задняя стенка - в стену цеха. Для соединения подставки по ребрам, не вмонтированным в пол и в стену, используется сварка. Определите размеры подставки, при которых общая длина сварочного шва будет наименьшей.
- Каковы должны быть размеры открытого бассейна объемом 36 , дно которого имеет форму прямоугольника с отношением сторон 2:1, чтобы на облицовку его стен и дна пошло наименьшее количество материала?