Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая определяет и успешность обучения ребёнка в школе. Во всех учебных предметах широко используются разного вида схемы, символы, планы. Тем не менее, для многих детей сложно проводить анализ изображения, понимать смысл рисунков, устанавливать последовательность сюжетных картинок. Эти трудности связаны с тем, что в работе с детьми дошкольного возраста знаково-символические средства используются недостаточно.
Возникла необходимость целенаправленного использования символов, моделей в процессе организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Доказано, что использование моделей и знаково-символических средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя и его познавательную деятельность, учитывая психологические особенности дошкольника (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению). Практические методы (игры, упражнения, моделирование, элементарные опыты) оказывают положительное влияние на всестороннее развитие ребенка и занимают приоритетное место в обучении детей дошкольного возраста. Это возможно при комплексном подходе к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нами разработаны конспекты по организации непосредственно-образовательной деятельности, тематический план по обогащению предметно-развивающей среды знаково-символическими средствами, примерное планирование воспитательно-образовательной работы, в основе которого лежит комплексно-тематический принцип.
Предлагаем Вашему вниманию:
- конспект непосредственно-образовательной деятельности «Берегите птиц»;
- примерное планирование воспитательно-образовательной работы по теме: «Берегите птиц»;
- рекомендации по организации развивающей среды с использованием знаково-символического материала.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Цель: формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость.
Задачи:
Познание
- расширять представления детей о птицах, их повадках, образе жизни. Обобщить и систематизировать представления детей о строении птиц, его зависимости от условий жизни. Развивать знаково-символическую функцию мышления, развивать умение ориентироваться на схеме.
Социализация
- включать детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
Коммуникация
- обогащать и активизировать словарь детей (кормушка, зимующие, кочующие, перелетные); развивать навыки творческого рассказывания, построения высказываний-рассуждений.
Физическая культура
- формировать у детей потребность в двигательной активности.
Художественное творчество
- развивать способность наблюдать явления природы.
Труд
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Материалы и оборудование: иллюстрации птиц, корм для птиц (пшено, кусочек сала, гроздья рябины, семечки), схемы для составления рассказов, картинки с клювами и лапами птиц, бумага формата А-5, карандаши, мольберт.
Ход занятия
(Дети находят в раздевальной комнате пшено, кусочек сала, гроздья рябины, семечки.)
В. – Дети, что это может быть?
Д. – Корм для птиц.
Дидактическое упражнение «Что в круге»
Карточки с изображением корма располагаем на мольберте.
В. – А где мы можем увидеть корм для птиц?
Д. – Корм для птиц находится кормушке.
В. – Да, верно. А какие птицы прилетят к нашей кормушке?
Д. – Воробьи, синицы, голуби.
В. – Какие это птицы?
Д. – Зимующие, они остаются с нами зимовать.
В. – А сейчас, предлагаю вам взять со стола картинку с изображением птицы и придумать загадку, используя схему.
Дети составляют загадки-описания. Картинки отгаданных птиц выставляются на мольберте.
В. – О каких птицах мы составили загадки? Назовите их.
Д. – Воробей, синица, голубь, ласточка.
В. – Посмотрите, все ли птицы зимующие? Все смогут остаться с нами?
Д. – Нет, ласточка остаться не сможет.
В. – Почему не сможет остаться?
Д. – Ласточка – это перелетная птица. А все перелетные птицы улетают в теплые края.
В. – А каких перелетных птиц вы знаете?
Д. – Ласточка, кукушка, жаворонок, скворец, соловей.
В. – Почему перелетные птицы улетают?
Д. – Перелетные птицы питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, они прячутся под корой деревьев, в пнях, в земле.
В. – Какие птицы остаются? Почему они остаются?
Д. – Остаются зимующие птицы, а ещё к нам прилетают кочующие.
В. – Дети, посмотрите, к нашей кормушке прилетела вот такая Чудо-птица.
(На мольберт выставляется стилизованная птица: клюв пеликана, ноги длинные, лапы с перепонками.)
В. – Может ли она остаться с нами? Почему нельзя зимовать с такими ногами? А чем питается эта птица?
Д. – Увязнут в снегу, съедят хищники. Лапы, как у водоплавающей птицы, а зимой водоёмы замерзают. Таким клювом только рыбу можно есть.
Физкультминутка.
Детям предлагается рассмотреть морфологическую таблицу со следами птиц: «Эта птица, передвигаясь, оставляет вот такие следы. Как она передвигается? Покажите. А эти птицы как передвигаются?»
В. – Дети, необходимо помочь нашей гостье. Посмотрите, какие лапы и клювы могут быть у птиц (выставляется таблица «Лапы птиц», «Клювы птиц»).
Дидактическое упражнение «Подбери птице лапы», «Подбери птице клюв».
В. – Можем ли мы по клюву догадаться, чем питается птица?
(Детям раздаются картинки с изображением клювов разных птиц, и предлагается подобрать корм)
Дидактическое упражнение «Подбери корм клюву».
В. – Почему ты выбрал для своего клюва этот корм?
Д. – Этот клюв загнут, им легко достать семена из шишки.
В. – Какой клюв подойдёт этой птице, почему?
Д. – Он короткий, им легче клевать зёрна, крошки, семена.
В. – Чудо-птице мы помогли. А как же помочь другим птицам?
Д. – Сделать кормушки.
В. – Но у нас сейчас нет материала. Как быть? Из чего можно сделать кормушку?
Д. – Кормушку можно сделать дома с родителями.
В. – А сейчас вы можете нарисовать эскизы своих кормушек.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с использованием знаково-символического материала по теме: «Берегите птиц» – Таблица 1
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы на день – Таблица 2
ЛИТЕРАТУРА:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М., 1992.- 45 с.
- Большова. Т.В. Учимся по сказке.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб., 2004.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
- Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. – М.: ТЦ Сфера,2005.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1988.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: ТЦ Сфера,2005.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.
- Истоки. Программа развития ребенка дошкольника. – М.: Просвещение, 2003.
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы» Азбука экологии. – СПб., 1996.
- Корзун А.В.. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики.//Дошкольное воспитание, №4, 2006.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
- Микляева Ю.В. МикляеваН.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей.- М.: Айрис-пресс, 2006.
- Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1998.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1998.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
- Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб., 1996.
- Поддьяков Н.Н.. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.
- Салмина Н.Г. Путешествие в мир знаков. – М.: АРКТИ, 1999.