Формирование лексико-грамматических представлений у детей-первоклассников группы риска

Разделы: Логопедия


Формирование у детей навыков построения грамматически правильной речи требует мобилизации речевых и познавательных возможностей. Овладение лексико-грамматическим строем речи возможно только при наличии определённого уровня сформированности словаря и уровня развития связанной речи. Поэтому важным направлением является работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей первых классов, имеющих общее недоразвитие речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. отмечают, что у этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок при построении предложений.

Формирование лексико-грамматических средств языка - важнейшая проблема в логопедии. Этой проблеме посвящено множество трудов: А.Р. Лурия, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и др. В частности в работах Л.С. Выготского рассматриваются языковые проявления в рамках конкретных коммуникативных ситуаций, вскрываются закономерности речевого онтогенеза, соотношение языка и мышления в развитии личности ребенка.

Задачи, реализуемые в данной работе:

  1. проведение обследования лексико-грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с ОНР
  2. систематизация отдельных приемов коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей.

Обследование лексико-грамматического строя речи

Для изучения состояния лексико-грамматического компонента языка у детей данной категории используются следующие методы:

  1. обследование словаря у детей;
  2. исследование лексико-грамматического строя речи с помощью серии заданий;
  3. наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, и обиходно-бытовой деятельности в условиях школы;
  4. изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических обследований, педагогических характеристик и заключений и др.); использование бесед с родителями, учителями и детьми-логопатами.

Для обследования словаря у детей может быть использован специально составленный словарный минимум в объеме 350 - 500 слов. Рекомендуется использовать наглядный материал из пособий Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, О.И.Соловьевой.

Лексический (и соответствующий картинный) материал подбирается с учетом ряда принципов:

  1. семантического: в словарь-минимум включаются слова, обозначающие различные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений;
  2. лексико-грамматического: включаются существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги - в количественном соотношении, характерном для словарного запаса младших школьников с нормальным речевым развитием;
  3. тематического принципа, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по обобщающим темам. Выясняется знание детьми названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

Для исследования словарного запаса применяется ряд специальных приемов: название предметов, нахождение общих названий, подбор синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов. А также выявляется уровень глагольного словаря и словаря прилагательных и наречий. Особое внимание должно быть обращено на употребление детьми относительных и притяжательных прилагательных,

При обследовании понимания различных предложений основное внимание обращается не только на то, как ребенок воспринимает отдельные слова, но и на то, как он понимает их связь в предложении. Вот приемы, которые могут быть специально использованы для выявления понимания некоторых грамматических форм речи:

  1. формы единственного и множественного числа существительного, глагола, прилагательного;
  2. формы мужского и женского рода глагола;
  3. формы мужского, женского и среднего рода прилагательного;
  4. уровень употребления местоимений в речи.

Словарь детей не всегда является достаточным показателем недоразвития речи. В зависимости от среды, воспитания и других причин может наблюдаться богатство или ограниченность развития словарного запаса. Он должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями, в частности с особенностями развития грамматического строя речи. Один из приемов, который применятся в данном случае, - это составление предложений или коротеньких рассказов по специально подобранным сюжетным или серийным картинкам. Наряду с этим приемом должны быть использованы и другие наиболее специфичные формы задание, которые ребенок может выполнить лишь при условии сформированности грамматических структур различных видов предложений. К ним относится составление предложений по опорным словам, составление текстов на основе деформированных предложений. На следующем этапе следует проверить, как используются в самостоятельной речи предлоги и падежные конструкции. Следует обратить внимание также на образование формы родительного падежа множественного числа и употребление приставочных глаголов, что составляет значительные трудности для детей с элементами общего недоразвития речи.

Таким образом, обследования является важным фактором в дальнейшей работе с ребенком, имеющим речевые нарушения. В зависимости от результатов обследования выстраивается коррекционная работа по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи с каждым ребенком.

Планомерное динамическое обследование позволяет наиболее плодотворно строить коррекционную работу по обучению грамматически правильной речи школьников.

Основные направления работы по формированию лексико-грамматических компонентов речи.

При коррекционной работе должна быть подвергнута вся система речи; при этом внимание логопеда ни в коем случае не должно быть сосредоточено исключительно на преодолении отдельных дефектов, поскольку, все составные элементы языковой структуры находятся в причинно-следственной зависимости и подвижно взаимодействуют.

В связи с необходимостью преодолеть недоразвитие лексической и грамматической сторон речи выдвигаются две задачи. Первая задача состоит в уточнении значений имеющихся у детей слов и дальнейшем обогащении их словарного запаса за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Вторая задача заключается в уточнении и дальнейшем совершенствовании грамматического оформления речи, что достигается главным образом в результате овладения различного рода словосочетаниями, связью слов в предложении: согласованием, управлением, служебными словами и усвоением моделей предложений различных синтаксических конструкций. Первостепенное значение и на данном этапе придается работе по упорядочению и расширению морфологических и синтаксических обобщений.

Специальное внимание в процессе занятии уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

Этапы формирование лексико-грамматических категорий

  1. формирование языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, ряда глагольных форм и др., усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений;
  2. практическое усвоение основных форм связи слов в предложении (согласование, глагольное управление, примыкание).
  3. развитие фразовой речи, усвоение различных типов синтаксических конструкций;
  4. усвоение норм семантико-синтаксической связи между предложениями в составе текста;
  5. активизация и обогащение словарного запаса.

Языковые средства построения связных высказывании усваивались детьми в ходе разбора текста, специальных упражнений, включаемых в занятия, и закреплялись в процессе самого пересказа. Вопросы для разбора содержания и лексического разбора содержание и лексического разбора текста составлялись так, чтобы ребенку было необходимо в своих ответах употребить слово в нужной грамматической форме или дать ответ в виде предложения определенной структуры.

Эффективность работы во многом зависит от четкой организации занятия, от равномерности распределения нагрузки от преемственности в работе логопеда и учителя. Надо учитывать, что усвоение и восприятие предполагаемого материала более эффективно при малогрупповом методе обучения, и это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом их речевых и психологических особенностей.

Таким образом, в результате такой организации логопедических занятий достигается многоплановый коррекционный эффект: устраняются недостатки речевого развития, восполняются пробелы в сформировании грамматических понятий, закрепляется адекватное использование грамматических терминов в процессе учебной деятельности. При разработке занятий необходимо учитывать ряд общедидактических принципов: доступность и посильность обучения, сознательность и активность детей в процессе обучения, систематичность и последовательность. На основе этих принципов строится вся система логопедического воздействия.

Исходя из этого, был составлен план по коррекции лексико-грамматических форм языка:

I. Формирование навыков словообразования.

  1. Развитие понимания устной речи;
  2. Различение значения слов, сходных по звуковому составу: уменьшительно-ласкательное и нейтральное обозначение предмета, названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, названия материалов, проектов питания и соответствующих относительных прилагательных;
  3. Понимание значения глаголов с приставками;
  4. Понимание значения существительных с приставками;
  5. Различение названий животных и соответствующих притяжательных прилагательных.

II. Практическое усвоение приёмов словообразования.

  1. Образование и употребление уменьшительно-ласкательных названий предметов;
  2. Название действий с приставками в, вы, у, на
  3. Образование притяжательных прилагательных от имён собственных.

III .Формирование грамматически правильной речи.

  1. Развитие понимания устной речи;
  2. Выделение с помощью вопросов названий предметов действий;
  3. Различение значений слов, сходных по звуковому составу: единственное и множественное число существительных, падежные формы единственного числа существительных, единственное и множественное число глаголов, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательных; единственное и множественное число прилагательных;
  4. Различение категории одушевленности и неодушевлённости предметов: вопросы: что это?, кто это?, формы прямого дополнения - что?, кого?
  5. Различение родовой принадлежности существительных: мужской и женский род;
  6. Понимание значения словосочетаний с пространственными предлогами на, в, с, из, под, из-под;
  7. Образование и употребление множественного числа существительных;
  8. Изменение глаголов 3-его лица настоящего времени в числе;
  9. Изменение глаголов прошедшего времени в числе и в роде: мужской, женский;
  10. Правильное согласование с существительными мужского и женского рода притяжательных местоимений мой, моя, количественных числительных один, одна и прилагательных в именительном падеже;
  11. Согласование числительных два, две с существительными в именительном падеже;
  12. Правильное употребление формы родительного падежа имён числительных один, одна, два, две (одного, одной, двух);
  13. Правильное употребление формы творительного падежа единственного числа в значении совместности действия (вопросы с чем? с кем?).

Результаты коррекционно-логопедической работы.

Целенаправленное формирование у детей с ОНР лексико-грамматических средств языка предусматривает дифференцируемый и индивидуальный подход к ним в зависимости от уровня развития речи ребёнка и его индивидуально - психологических особенностей. Это принимается во внимание при оказании индивидуальной помощи ребенку (направленное использование вспомогательных вопросов, речевого образца, средств наглядности и др.) при определении очерёдности и степени участия в коллективных формах работы, в заданиях на подбор лексем и словоформ, в упражнениях, направленных на активизацию восприятия, внимания, памяти и других. Следует учитывать также выраженность нарушений просодической стороны речи, которые часто отмечаются у данной группы детей.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствам, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Большое внимание уделяется формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы высказывания, различных типов синтаксических конструкций. Необходимо стремиться, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка Применение облегчающих и активирующих приемов обучения при условии направленной помощи педагога, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи.

Использование перечисленных приемов и средств довольно эффективно в работе с детьми с ОНР. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов, эмоционально - волевых качеств, значительное улучшение звуковой и смысловой стороны речи. Положительные результаты обучения у детей свидетельствуют об эффективности используемых приемов, что позволяет использовать их для занятий с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями в условиях логопункта массовой школы.

Список литературы:

  1. Багель О. А. Индивидуальный подход при коррекции речевых нарушений у младших
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
  3. Ладыженская Т.А. Связная речь. / Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980;
  4. Садовникова И. А.Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письмаМ., 2005;
  5. Селиверстов В. И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. М., 1994;