Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”, “Познание”, “Физическая культура”.
Задачи:
· развивать способность детей составлять
описательный рассказ зимнего леса,
активизировать в речи детей сравнения и
метафоры. (“Коммуникация”);
· развивать речевое дыхание. (“Коммуникация”);
· вырабатывать четкую дикцию посредством
скороговорок (“Коммуникация”);
· развивать способность детей анализировать
звуковой состав слова “лес”. (“Коммуникация”);
· обогащать словарный запас детей словами:
“бахрома”, “затрепещет”, “вспыхнет”,
“ослепительная”. (“Коммуникация”);
· вызвать проявление положительных эмоций при
прослушивании музыкального произведения.
(“Музыка”);
· развивать образное восприятие, эстетические
чувства, рассматривая репродукции картин
зимнего леса. (“Художественное творчество”);
· развивать творческие способности посредством
изображения зимнего леса. (“Художественное
творчество”).
· познакомить детей со стихотворением
А.С.Пушкина “Зима”, активизировать чувственное
восприятие художественного слова,
способствовать образному восприятию
стихотворения, раскрыть авторское отношение к
природе, воспитывать чувство прекрасного,
интерес к художественному слову. (“Чтение
художественной литературы”);
· формировать представления о порядковом счете
до 7. (“Познание. ФЭМП”);
· развивать способность сравнивать деревья
по высоте. (“Познание. ФЭМП”);
· воспитывать у детей способность выслушать друг
друга, не перебивая. (“Социализация”)
· развивать двигательную активность и мелкую
моторику посредством игровых двигательных
заданий (“Физическая культура”).
Методы и приемы.
Практические: игровое упражнение “В зимнем лесу”; динамическая пауза “Я мороза не боюсь”, творческое задание “Иллюстрация к книге” (изображение детьми зимнего пейзажа); пальчиковая игра “Дед Мороз”; дидактические игры “Узнаю деревце”, “Посчитаем деревья”.
Наглядные: демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем, рассматривание детских рисунков; оформление группы “Зимний лес”.
Словесные: игровое упражнение “Волшебные слова”; рассказы детей для книги о зимнем лесе; беседа; чтение художественного произведения А.С.Пушкина; дидактическая игра “Найди заблудившийся звук”.
Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор, экран, ПК, текст стихотворения А.С.Пушкина, диктофон.
Демонстрационный: слайды (репродукции зимних пейзажей); предметные картинки различных деревьев зимой разной высоты.
Раздаточный: репродукции картин Левитана и Шишкина по числу детей; бумажные снежинки каждому ребенку; тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, тканевые салфетки, картинки различных деревьев зимой разной высоты по числу детей.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | 1. Динамическая пауза “В зимнем
лесу, “Я мороза не боюсь”. Цель: развивать двигательную активность детей развивать умение сочетать слово с движением. 2. Пальчиковая игра “Дед Мороз”. |
Продуктивная | Творческое задание
“Иллюстрация к книге” (рисунки детей). Цель: развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса. |
Познавательно-исследовательская | 1. Дидактическая игра “Узнаю
деревце”. Цель: Закреплять умение угадывать определенное дерево по описанию, основываясь на отличительные признаки. Развивать внимание, слухо-моторную координацию. 2. Дидактическая игра “Посчитаем деревья”. |
Коммуникативная | 1. Игра-путешествие “Тайна
зимнего леса”. Цель: развивать способность детей составлять описательный рассказ зимнего леса, активизировать в речи детей сравнения и метафоры. 2. Составление рассказов для книги
“Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку
сна”. 3. Игровое упражнение “Подуй на снежинку”. 4. Игровое упражнение “Волшебные слова”. 5. Игра “Звук заблудился”. 6. Беседа о лесе зимой. Цель: развивать связную речь развивать умение отвечать на вопрос полным предложением. |
Музыкально-художественная | Рассматривание слайдов с
репродукциями картин И.И. Левитана “Лес зимой”,
И.И. Шишкина “Зима в лесу” и других пейзажей под
музыку “В зимнем лесу”. Цель: развивать
образное восприятие, эстетические чувства,
рассматривая репродукции картин зимнего леса: |
Чтение (восприятие) | Чтение стихотворения А.С.
Пушкина “Зима”. Цель: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Игра-путешествие “Тайна зимнего леса” | Составление описательного рассказа зимнего леса, используя в речи сравнения и метафоры. | Пополнен опыт составления описательного рассказа |
2. | Показ слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана “Лес зимой”, И. И. Шишкина “Зима в лесу” и других пейзажей зимнего леса под музыку “В зимнем лесу.” | Рассматривание слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана “Лес зимой”, И. И. Шишкина “Зима в лесу” и других пейзажей зимнего леса под музыку “В зимнем лесу”. | Созданы условия для развития
образного восприятия, эстетических чувств, проявления положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. |
3. | Чтение стихотворения А.С.
Пушкина “Зима”. Вот север, тучи нагоняя, вдохнул, завыл, — и вот сама идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов, брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою; блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. |
Прослушивание стихотворения А.С. Пушкина “Зима” | Созданы условия для активизации
чувственного восприятия художественного слова,
образного восприятия стихотворения, для
воспитания чувства прекрасного, интереса к
слову. Пополнен лексический запас словами “бахрома”, “затрепещет”, “вспыхнет”, “ослепительная” |
4. | Беседа о лесе зимой: · Какие чувства вас охватывают? · Какими красками изображен лес зимой? · Какие звуки вы услышали? · Какие запахи почувствовали? |
Полные ответы на вопросы воспитателя, используя в речи слова | Созданы условия для развития связной речи детей |
5. | Игровое упражнение “Подуй на снежинку” | Дуют на снежинку из бумаги так чтобы она слетала с листа бумаги. | Созданы условия для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи |
6. | Помогает детям в составлении рассказов для книги “Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна”. | Составляют рассказы на зимнюю тематику. | Созданы условия для развития связной речи. |
7. | Динамическая пауза “Снегири” | Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам) В красных майках снегири (4 наклона головы в сторону) Распушили перышки, греются на солнышке, (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам) | Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения |
8. | Игровое упражнение “Волшебные слова” (скороговорка) | Проговаривают скороговорки с
постепенным убыстрением темпа речи: Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. |
Созданы условия для выработки четкой дикции |
9. | Дидактическая игра “Найди заблудившийся звук” (звуковой анализ слов). | Производят звуковой анализ
слова “Лес”: - “собирают” слово из отдельных букв Е, Л, С; - определяют количество слогов; - количественный и качественный звуковой анализ слова ЛЕС |
Созданы условия для развития фонематического слуха, звуко-слогового анализа слова |
10. | Творческое задание “Иллюстрация к книге” | Рисование пейзажа на тему “Зимний лес”. | Созданы условия для развития творческих способностей |
11. | Пальчиковая игра “Дед Мороз”. | Ветер тучу-мельницу Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница), И на землю стелется Белый-белый пух (встряхиваем ладошки). Закрывайте окна, Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе). Закрывайте уши (закрываем ушки), Закрывайте нос (закрываем нос). Ходит, бродит по дорогам Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами) Щиплет уши, щиплет нос, Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела). |
Созданы условия для развития мелкой моторики, координации движений рук. |
12. | Дидактическая игра “Посчитаем деревья”. | Счет деревьев до семи (по предметным картинкам) | Созданы условия для ФЭМП (порядковый счет в пределах 7) |
13. | Дидактическая игра “Узнаю деревце” | Сравнение по высоте различных деревьев зимой (береза ниже сосны, но выше ели и т.д.) по предметным картинкам. | Созданы условия для развития способности сравнивать предметы (деревья) по высоте. |
14. | Динамическая пауза “Я мороза не боюсь”. | Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне мороз Тронет руку, тронет нос, Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и скакать! (Выполняют соответствующие движения) |
Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения |
15. | Рефлексия: · О чем читали стихотворение? · Как называется наша книга? · В какую игру мы играли? · Что изображали на рисунках? · Что вам показалось волшебным в зимнем лесу? |
Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после занятия. Называют, что понравилось больше всего на занятии. |
Итоговое мероприятие: педагог организует беседу с детьми на тему: "Как нужно вести себя в зимнем лесу".