План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме "Тайны зимнего леса"

Разделы: Логопедия


Интеграция  образовательных областей: “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”, “Познание”, “Физическая культура”.

Задачи:

· развивать способность детей составлять описательный рассказ зимнего леса, активизировать в речи детей сравнения и метафоры. (“Коммуникация”);
· развивать речевое дыхание. (“Коммуникация”);
· вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок  (“Коммуникация”);
· развивать способность детей анализировать звуковой состав слова “лес”. (“Коммуникация”);
· обогащать словарный запас детей словами: “бахрома”, “затрепещет”, “вспыхнет”, “ослепительная”. (“Коммуникация”);
· вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения. (“Музыка”);
· развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукции картин зимнего леса. (“Художественное творчество”);
· развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса. (“Художественное творчество”).      
· познакомить детей со стихотворением А.С.Пушкина “Зима”, активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к художественному слову. (“Чтение художественной литературы”);
· формировать представления о порядковом счете до 7. (“Познание. ФЭМП”);
· развивать способность сравнивать деревья   по высоте. (“Познание. ФЭМП”);
· воспитывать у детей способность выслушать друг друга, не перебивая. (“Социализация”)
· развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий (“Физическая культура”).

Методы и приемы.

Практические: игровое упражнение “В зимнем лесу”; динамическая пауза “Я мороза не боюсь”, творческое задание “Иллюстрация к книге” (изображение детьми зимнего пейзажа); пальчиковая игра “Дед Мороз”; дидактические игры “Узнаю деревце”, “Посчитаем деревья”.

Наглядные: демонстрация репродукций картин с зимним пейзажем, рассматривание детских рисунков; оформление группы “Зимний лес”.

Словесные: игровое упражнение “Волшебные слова”; рассказы детей для книги о зимнем лесе; беседа; чтение художественного произведения А.С.Пушкина; дидактическая игра “Найди заблудившийся звук”.

Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор, экран, ПК, текст стихотворения А.С.Пушкина, диктофон.

Демонстрационный:  слайды (репродукции зимних пейзажей); предметные картинки  различных деревьев зимой  разной   высоты.

Раздаточный: репродукции картин Левитана и Шишкина по числу детей; бумажные снежинки каждому ребенку; тонированные листы бумаги, стаканы с водой, кисточки разных размеров, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, тканевые салфетки, картинки  различных деревьев зимой  разной   высоты по числу детей.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная 1. Динамическая пауза “В зимнем лесу, “Я мороза не боюсь”.

Цель: развивать двигательную активность детей развивать умение сочетать слово с движением.

2. Пальчиковая игра “Дед Мороз”.
Цель: развивать мелкую моторику.

Продуктивная Творческое задание “Иллюстрация к книге” (рисунки детей).
Цель: развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса.
Познавательно-исследовательская 1. Дидактическая игра “Узнаю деревце”.

Цель: Закреплять умение угадывать определенное дерево по описанию, основываясь на отличительные признаки. Развивать внимание, слухо-моторную координацию.

2. Дидактическая игра “Посчитаем деревья”.
Цель: формировать представления о порядковом счете до 7.

Коммуникативная 1. Игра-путешествие “Тайна зимнего леса”.

Цель: развивать способность детей составлять описательный рассказ зимнего леса, активизировать в речи детей сравнения и метафоры.

2. Составление  рассказов для книги “Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна”.
Цель: развивать связную речь, обогащать словарный запас детей словами: “бахрома”, “затрепещет”, “вспыхнет”, “ослепительная”.

3. Игровое упражнение “Подуй на снежинку”.
Цель: развивать речевое дыхание.

4. Игровое упражнение “Волшебные слова”.
Цель: вырабатывать четкую дикцию посредством скороговорок.

5. Игра “Звук заблудился”.
Цель: развивать способность детей анализировать звуковой состав слова “лес”.

6. Беседа о лесе зимой.

Цель: развивать связную речь развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

Музыкально-художественная Рассматривание слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана “Лес зимой”, И.И. Шишкина “Зима в лесу” и других пейзажей под музыку “В зимнем лесу”.

Цель: развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукции картин зимнего леса:
- развивать творческие способности посредством изображения зимнего леса;
- вызвать проявление положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения

Чтение (восприятие) Чтение стихотворения А.С. Пушкина “Зима”.

Цель: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

Логика образовательной деятельности

Деятельность учителя-логопеда Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Игра-путешествие “Тайна зимнего леса” Составление описательного рассказа зимнего леса, используя в речи сравнения и метафоры. Пополнен опыт составления описательного рассказа
2. Показ слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана “Лес зимой”, И. И. Шишкина “Зима в лесу” и других пейзажей  зимнего леса под музыку “В зимнем лесу.” Рассматривание слайдов с репродукциями картин И.И. Левитана “Лес зимой”, И. И. Шишкина “Зима в лесу” и других пейзажей  зимнего леса под музыку “В зимнем лесу”. Созданы условия для развития образного восприятия, эстетических чувств,
проявления положительных эмоций при прослушивании музыкального произведения.
3. Чтение стихотворения А.С. Пушкина “Зима”.

Вот север, тучи нагоняя, вдохнул, завыл, — и вот сама идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов, брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою; блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

Прослушивание стихотворения А.С. Пушкина “Зима” Созданы условия для активизации чувственного восприятия художественного слова, образного восприятия стихотворения, для воспитания чувства прекрасного, интереса к слову.
Пополнен лексический запас словами “бахрома”, “затрепещет”, “вспыхнет”, “ослепительная”
4. Беседа о лесе зимой:
· Какие чувства вас охватывают?
· Какими красками изображен лес зимой?
· Какие звуки вы услышали?
· Какие запахи почувствовали?
Полные ответы на вопросы воспитателя, используя в речи слова Созданы условия для развития связной речи детей
5. Игровое упражнение “Подуй на снежинку” Дуют на снежинку из бумаги так чтобы она слетала с листа бумаги. Созданы условия для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи
6. Помогает детям в составлении  рассказов для книги “Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна”. Составляют рассказы на зимнюю тематику. Созданы условия для развития связной речи.
7. Динамическая пауза “Снегири” Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам) В красных майках снегири (4 наклона головы в сторону) Распушили перышки, греются на солнышке, (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам) Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения  
8. Игровое упражнение “Волшебные слова” (скороговорка) Проговаривают скороговорки с постепенным убыстрением темпа речи:
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы. 
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Созданы условия для выработки четкой дикции
9. Дидактическая игра “Найди заблудившийся звук” (звуковой анализ слов). Производят звуковой анализ слова “Лес”:
- “собирают” слово из отдельных букв Е, Л, С;
- определяют количество слогов;
- количественный и качественный звуковой анализ слова ЛЕС
Созданы условия для развития фонематического слуха, звуко-слогового анализа слова
10. Творческое задание “Иллюстрация к книге” Рисование пейзажа на тему “Зимний лес”. Созданы условия для развития творческих способностей
11. Пальчиковая игра “Дед Мороз”. Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).
Созданы условия для развития мелкой моторики, координации движений рук.
12. Дидактическая игра “Посчитаем деревья”. Счет деревьев до семи (по предметным картинкам) Созданы условия для ФЭМП (порядковый счет в пределах 7)
13. Дидактическая игра “Узнаю деревце” Сравнение по высоте различных деревьев зимой (береза ниже сосны, но выше ели и т.д.) по предметным картинкам. Созданы условия для развития способности сравнивать предметы (деревья) по высоте.
14. Динамическая пауза “Я мороза не боюсь”. Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать!
(Выполняют соответствующие движения)
Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения 
15. Рефлексия:
· О чем читали стихотворение?
· Как называется наша книга?
· В какую игру мы играли?
· Что изображали на рисунках?
· Что вам показалось волшебным в зимнем лесу?
Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после занятия. Называют, что понравилось больше всего на занятии.  

Итоговое мероприятие: педагог организует беседу с детьми на тему: "Как нужно вести себя в зимнем лесу".