Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "В гости к зиме. Следы зверей". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: формирование умений осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения; как средство выражения мысли, чувств, переживания.

Задачи:

- употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации;

- познакомиться с односоставными и двусоставными предложениями

- расширить кругозор детей о музыке. Прививать любовь к искусству, желание слушать классическую музыку.

Оборудование: мультимедиапроектор, портреты Ф.Раневской, И.В. Гёте, П.И.Чайковского, музыкальное произведения для прослушивания “Времена года” П.И.Чайковского.

Эпиграф к уроку: В предложении необходимо единственно нужное размещение единственно нужных слов. (Л.Н. Толстой)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Работа на сегодняшнем уроке будет направлена на подготовку к ГИА. Поэтому будьте внимательны, активны. Начнём с повторения.

Повторение изученной темы “Словосочетание”.

1. Ученики сами задают вопросы друг другу и отвечают на вопросы товарищей. (“Что называется словосочетанием?”. “Какие виды словосочетаний вам известны?”. “Какая связь называется согласованием, примыканием, управлением?”.

2. Выполнение тестовых заданий.

1) Какие пары слов являются словосочетаниями?

А. зима наступает А. президент республики

Б. появиться в отдалении Б. дорогого друга

В. медведь в берлоге В. ребята думают

Г. приятная встреча Г. серый день

2) В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А. развевающегося флага

Б. ничем не интересоваться

В. шёл медленно

Г. присутствовать на митинге

3) Зависимые слова при связи “согласование” могут быть выражены

А. наречиями

Б. порядковыми числительными

В. прилагательными

Г. причастиями

4) В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А. серый от пыли

Б. очень грязный

В. поворот налево

Г. возвратиться из похода

Взаимопроверка.

Знакомство с новой темой.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: ведь, общаясь друг с другом, (разговаривая, беседуя о чём-то, рассказывая что-то) люди обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями. Узнаем, какие предложения являются односоставными, какие двусоставным, распространёнными и нераспространёнными. Итак, начнём. Знакомство с новой темой произведём проблемно-поисковым методом. Пользуясь теоретическим материалом на страницах 61 и 64, составим таблицу: какие бывают предложения по цели высказывания, по составу, по наличию или отсутствию второстепенных членов.

Самостоятельная работа: составление таблицы.

Предложения по цели высказывания. Повествовательные Вопросительные Побудительные
  Сообщение Вопрос Просьба, совет, приказ
Предложения по составу Односоставное Двусоставное
  Один состав (состав подлежащего или состав сказуемого) Два состава (состав подлежащего и состав сказуемого)
По наличию главных членов Распространённое Нераспространённое
  Есть главные и второстепенные члены Только главные члены

Проверка.

- Какое время осени вам больше нравится?

(Золотая). Давайте возьмём предложение “Наступила золотая осень”.

Какое это предложение? (Простое повествовательное двусоставное распространённое)

О чём в нём идёт речь, какую информацию оно заключает в себе? (О смене времён года, о наступлении его особого периода – золотой осени).

Одна и та же мысль может быть выражена по-разному как в повседневной речи, так и в поэтической, в художественной прозе. Проследим на примере отрывков из стихотворений разных авторов, как мысль о наступлении осени может быть передана в поэтической речи, как могут “работать” в предложении выразительные средства языка для описания золотой осени.

На ММП предложения. 1) Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой, засучил рукава и немедля взялся за работу. (А. Прокофьев.) 2) Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов. (М. Исаковский.) 3) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И. Бунин.) 4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. (И. Бунин.) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин.) 6) Через пальцы ивняка льётся чутко и пугливо желтолистая река. (М. Исаковский.)

Все предложения связаны темой “Золотая осень”. В каждом предложении – целая картина! Достигается это благодаря использованию поэтами различных средств выразительности языка.

- Вспомним, с помощью каких средств выразительности удаётся нарисовать такую красоту.

(С помощью метафор, эпитетов, олицетворений)

Вспомним эти виды топов.

Метафора – “скрытое сравнение” (от греч. metaphora – перенос) – вид тропа, переносное значение слова; перенесение свойства одного предмета или явления на другое по принципу их свойства.

Олицетворение – приём, при котором неодушевлённому предмету или явлению приписываются действия или свойства живого существа.

Эпитеты – (от греч.epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Эпитеты создают цветовую гамму золотой осени.

- В одном предложении автор использует сочетание несовместимых понятий. Давайте найдём это предложение.

(Пышное природы увядание)

-Такой приём называется ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron – буквально - остроумно глупое) стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.

- А теперь давайте, используя средства выразительности опишем сегодняшний день.

Письменная работа. Сочинение “Какой чудесный день”.

Звучит “Времена года” (Осень)

Чтение, оценка.

Работа с учебником.

Выполнение упр.115. “Язык искусства”.

1) Словарная работа:

Филармония – 1. Учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства. 2. Концертный зал такого учреждения.

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) – знаменитый немецкий писатель.

Показ портрета.

Классическая музыка – (от лат. classicus – образцовый) – музыкальное наследие композиторов, признаваемых лучшими в мировом искусстве

.2) Чтение текста вслух упражнения.

3) Определить стиль (публицистический), тип речи (рассуждение).

4) Докажем, что это рассуждение. (Рассуждение состоит из таких компонентов: тезис, аргументы, вывод. По-моему, 2-е предложение - это тезис, доказательство с аргументами - 2, 3 абзацы, вывод - последний абзац.)

5) В 9 классе вам предстоит сдавать ГИА. Вы должны написать сочинение- рассуждение, соблюдая все его элементы: ТАВ.

6) Какова основная мысль текста? (Она выражена в последнем предложении).

Определим, какими являются 1 и 2 предложения.

1 - простое повествовательное невосклицательное двусоставное распространенное предложение;

2 - простое повествовательное невосклицательное односоставное распространенное).

- Ребята, а вы любите классическую музыку? Кого из исполнителей такой музыки или песни вы знаете? (Елена Образцова…).

Использование национально-регионального компонента.

А чувашских исполнителей? (Тамара Чумакова, В.П. Иванов, М.Д. Михайлов, З.З. Андреева, Галина Пуклакова..) А знаете ли вы, что Галина Пуклакова – наша землячка? Что вы о ней знаете?

Рассказ ученика о Пуклаковой Г.Н. (Показ фотографии по ММП)

Галина Николаевна Пуклакова родилась в 1957 году в деревне Шигали Урмарского района. В школе очень любила участвовать в смотрах художественной самодеятельности. Радовала своими выступлениями односельчан. После окончания школы поступила в Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова. После училища – в Казанскую консерваторию. Получив диплом, вернулась в родное училище уже в качестве преподавателя. Сейчас Г.Н. Пуклакова – заслуженный работник культуры Чувашской Республики.

Продолжим разговор об искусстве. Прочитаем упражнение 116, соблюдая нужную интонацию. Какая общая тема связывает эти два упражнения? Какова позиция автора? (Собственное мнение не является единственно правильным). Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Вот что говорил великий русский композитор П. И. Чайковский о своей музыке. Показ по ММП “Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору”.

А видели ли фильмы в исполнении Фаины Раневской?

Показ портрета Фаины Раневской.

Творческий диктант. Распространите предложения.

Звучит музыка. Я пишу. Появляются мысли. Все слушают. Мне нравится. Листья падают. Идёт дождь. Придут морозы.

Проверка.

Вывод по уроку: Какую роль играет предложение в языке?

(Предложение является средством выражения мысли, средством общения)

Учитель: Предложение – это синтаксически и интонационно оформленная конструкция, выражающее сообщение.

Оценка.

Домашнее задание.

Составить отзыв о прочитанной книге, используя выразительные средства языка и распространённые двусоставные, односоставные предложения.

Заключительное слово учителя. Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Урок закончим предложением, которое вы прочитаете в ребусе. Отгадывание ребуса.

Ребус: (“Век живи – век учись”)