Урок-исследование по геометрии на тему "Биссектрисы, медианы и высоты треугольника"

Разделы: Математика


Тип урока: исследовательский, опережающего обучения, с использованием программы “Живая математика”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры с установленной программой “Живая математика”.

Цели.

1. Познакомить учащихся с понятиями медианы, биссектрисы, высоты треугольника.

2. Развивать познавательный интерес через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования.

3. Развивать познавательную деятельность учащихся, которая, в свою очередь, способствует развитию разносторонней личности.

4. Воспитывать у учащихся стремление к самосовершенствованию, удовлетворению познавательных потребностей.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала:

  • определение медианы треугольника;
  • построение медиан треугольника;
  • определение биссектрисы угла;
  • построение биссектрис углов;
  • определение высоты треугольника;
  • построение высот треугольника:
  • • остроугольного;
    • прямоугольного;
    • тупоугольного.

4. Самостоятельная исследовательская работа.

Построить треугольник, провести медианы. Проводя соответствующие измерения, выяснить, в каком отношении делятся медианы их точкой пересечения.

5. Итог урока.

6. Домашняя работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  • Объясните, какая фигура называется треугольником.
  • Начертите треугольник и покажите его стороны, вершины и углы
  • Что такое периметр треугольника?
  • Объясните, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой.
  • Какая точка называется серединой отрезка?
  • Какой луч называется биссектрисой угла?
  • Какие виды треугольников вы знаете?

3. Объяснение нового материала.

Изучение нового материала. Учитель демонстрирует определение и “живую” модель.

  • Определение медианы треугольника

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника.

Записать определение медианы треугольника. Сделать вывод о том, сколько медиан у треугольника и есть ли у них точка пересечения. Вывод записать в тетрадь.

  • Определение биссектрисы треугольника

Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника.

Демонстрация рисунка. Записать определение биссектрисы треугольника. Сделать вывод о том, сколько биссектрис у треугольника и есть ли у них точка пересечения. Вывод записать в тетрадь.

  • Определение высоты треугольника

Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника.

Демонстрация рисунка. Записать определение высоты треугольника. Сделать вывод о том, сколько высот у треугольника и есть ли у них точка пересечения. Вывод записать в тетрадь.

Учащиеся работают самостоятельно, строят треугольник и высоты в нем, после чего, трансформируя его в прямоугольный, тупоугольный треугольник наблюдают, как меняется положение высот в треугольнике и как ведет себя точка пересечения высот. Вывод записать в тетрадь.

4. Самостоятельная исследовательская работа.

Задание.

  1. Построить треугольник и провести медианы.
  2. Осуществить различные изменения треугольника.
  3. Сделать вывод о взаимном положении медиан треугольника.
  4. Провести измерения отрезков, на которые делятся медианы точкой пересечения. Найти отношения этих отрезков. Вывод записать в тетрадь.
  5. Осуществлять изменения треугольника, проводя измерение отрезков каждый раз и находить их соответствующие отношения.
  6. Выяснить, в каком отношении делятся медианы их
  7. точкой пересечения.
  8. Сформулировать полученные выводы данных
  9. исследований.
  10. Результаты оформить в тетради.

5. Итоги урока.

Учитель напоминает, с какими понятиями познакомились учащиеся на уроке. Учащиеся вспоминают для каждого понятия его свойства.

6. Домашнее задание: №101, 102, 106(а).