Урок по обучению грамоте по теме "Звук [ч] и буква Ч, ч. Правописание буквосочетаний ча, чу". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Учебник: Букварь (Образовательная система «Школа 2100») Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Задачи:

  • научить детей давать характеристику звуку [ч']; познакомить с правилом правописания буквосочетаний ча и чу; повторить знания детей о звуках, отрабатывать навыки звукового анализа слов;
  • развивать память, воображение, внимание, мышление, речь, коммуникативные навыки; развивать умение работать с текстом, и навыки выразительного чтения;

Оборудование: букварь Бунеевых, ИКТ, карточки со словами, карточки с рисунком часов и с разными вариантами звуковой схемы слова часы, магнитофон, сигнальные карточки, фломастеры, мягкая игрушка Чебурашка, рисунок торта, цветочки для аппликации.

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

I. Организация детей на урок – Все услышали звонок,
Начинаем мы урок.

– А теперь настроимся на работу:

«В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно»

Проверка организации рабочего места.

Настрой на положительную работу.

II. Формулирование темы урока учениками и целеполагание.
Мотивация.
– Ребята, прочитайте слово с экрана: … айка. Оно вам понятно?
– Потерялась первая буква. Какое слово могло здесь спрятаться?
– Одна буква может изменить значение слова?
– Значит, важно научиться выбирать нужную букву?
– Здесь я задумала слово, обозначающее название птицы, которую можно встретить у моря. Теперь догадались какое это слово?
– Теперь послушайте слова: асы, ашка, ай, айник. Понятны вам эти слова? В них отсутствует одинаковый звук. Как вы думаете какой?
– Нужны нам в речи конкретные звуки?
– Ребята, вы догадались о какой букве и о каком звуке мы будем говорить сегодня?
– Да, правильно.
– Посмотрите, звуковичок держит в руке восклицательный знак. Как вы думаете почему? (Значит это особенный (необычный) звук).
– А в чем состоит его особенность?
– Все ли согласны с …?
– А кто не согласен?
– Кто сомневается?
– Давайте попробуем разобраться вместе и научимся давать характеристику звуку [ч' ].
Экран

 

 

 

 

Дети формулируют тему: «Буква Ч и звук [ч' ]».

На экране появляется схема-звуковичок с восклицат знаком.

Предположения детей.

III. Повторение изученного. Актуализация знаний – Сначала вспомним, что мы уже знаем о звуках.

1) Чем звуки отличаются от букв?
2) На какие 2 большие группы делятся звуки?
3) Какими бывают гласные?
4) Какими бывают согласные?

Фронтальная работа: составление кластера.
Постановка проблемы, переход к новой теме – Внимательно посмотрите на данные буквы. Какая из четырех букв не подходит к остальным и почему?

1) А У П И
2) Ш К С Р
3) Л Н Т М
4) Ч Ж Ш Ц

– Кто еще считает, что ч лишняя?
– А кто не согласен?
– Кто сомневается?)
– Значит, нам надо узнать всё о звуке [ч'].

Игра «Четвертый лишний». На экране буквы группами (по 4). Дети в группе выбирают правильный ответ, пишут на листочке и показывают. Анализ предложенных вариантов.Экран (с правильными ответами)
Самопроверка, самоанализ.
IV. Работа над новой темой – А помогать нам сегодня будет сказочный герой. Отгадайте, кто это:

«Этот зверь детворе хорошо известен,
А в науке о нем – никаких известий.
Он в телефонной будке поселился
И с добрым крокодилом подружился»

– Ребята, как вы думаете, а случайно ли именно Чебурашка решил нам помочь?
– В слове Чебурашка какой 1 звук?
– Какую из этих схем вы бы предложили выбрать Чебурашке для обозначения I звука его имени? (Звуковички)

1)
2)
3)
4)

– Выберите каждый для себя. А теперь обсудите в группе и, написав № звуковичка на листочке, покажите.
– Почему выбрали 2 (4) звуковичка? (Звук [ч' ] – согласный, всегда мягкий, глухой.)

Загадка о Чебурашке.

Появляется мягкая игрушка – Чебурашка.

 

Экран с изображением 4 схем-звуковичков.

 

 

 

 

Ситуация выбора.

V. Закрепление 1. Дорисуйте в букваре на стр. 134 схему звуковичка.

2. Ребята, Чебурашка приготовил Крокодилу Гене на день рождения подарок – часы, а Шапокляк решила рассорить друзей и подбросила Чебурашке сломанные часы. Из всех часов только одни настоящие. Найдите их. Звуко-буквенные схемы вам помогут определить, есть поломка в часах или нет.
Обсудите в группе, правильно ли дана звуко-буквенная схема слова ЧАСЫ.
– Есть ли ошибка в вашей схеме?
– Какая?
– Значит, эти часы Гене не подарим.
– Чебурашка благодарит вас за помощь и предлагает вам поиграть.

Поиск доказательств, что звук [ч'] всегда мягкий.
Экран с изображением правильного звуковичка.

Игровая ситуация «Выбор подарка – часов для Крокодила Гены»

Работа в группах – поиск правильной звуко-буквенной схемы. После обсуждения, 1 ученик передает классу мнение группы.

VI. Физкультминутка – Если в слове есть звук [ч'], то вы встаете и хлопаете в ладошки, если нет, то приседаете. Условия игры всем понятны?

(Труба, туча, небо, свеча, человек, щенок, дочка, грач, гараж, точно, весна, чудесно.)

Игра на внимание.
VII. Самостоятельная работа – Теперь Чебурашка предлагает вам самим выполнить звуко-буквенный анализ слова. Прочитайте его (с экрана):

Ч У Д А К

– Кого называют чудаком? (Человека со странностями)
– Составьте самостоятельно звуковую схему слова чудак на карточках, которые у вас лежат на парте.

Экран

Словарная работа.

Самостоятельная работа.

Итог самостоятельн. работы. – А теперь проверьте, сколько одинаковых схем получилось у вас в группе.
– Ребята, посмотрите на экран. У Чебурашки такая схема: (на экране правильная звуковая схема слова чудак).
– У кого так же?
– Молодцы! А кто допустил ошибку, не отчаивайтесь, подумайте, что у вас не получилось, над чем ещё надо поработать.
– Мы ещё и в дальнейшем будем тренироваться в звуко-буквенном анализе слов.

 

Анализ выполненных работ в группе.
Экран

Самопроверка, самоанализ.

VШ. Знакомство с орфограммой ЧА и ЧУ. – Прочитайте в учебнике на стр. 134 слова 3 и 4 столбиков (сначала про себя, потом хором с экрана).
– Все слова понятны?
– А как вы понимаете слово чуткий
Экран
Словарная работа.
Предположения детей.
Постановка проблемы. – Чебурашка заинтересовался почему слоги ча и чу выделены синим цветом. Как вы думаете, ребята, почему?
– А почему после буквы ч пишут буквы а и у?
– Чтобы эти слоги запомнить, давайте завершим чистоговорку с этими слогами:

ча-ча-ча – в комнате… (горит свеча),
ча-ча-ча – вызову … (домой врача),
чу-чу-чу – маму я свою … (лечу).

Экран
Вывод: – Какое правило правописания узнали? (ЧА пиши с буквой А, ЧУ пиши с буквой У).  
IX Физкульминутка Упражнения для глаз. Экран
X. Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка» – Прочитайте название текста на стр. 134 и рассмотрите иллюстрацию.

1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию.
– О ком может быть этот текст?
– Почему вы так решили?
– Почему букву назвали почемучкой?

2) Чтение с остановками, ответы на вопросы по ходу чтения.
– Что может быть странным в букве ч?
– Подтвердились наши предположения? В этом ли все дело? Прочитаем дальше.
– С какой интонацией надо прочитать это предложение?
– Какие вопросы может задавать буква ч?
– Перечитайте.
– Какие знаки препинания повторяются часто?
– С какой интонацией надо читать предложения с вопросительным знаком на конце?
– Прочитайте следующее предложение.
– Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква ч)
– Прочитаем 2 абзац до конца.
– Какой звук звучит чаще других?
– Кто это увидел чайник? Догадались?
– Как надо прочитать слова буквы ч?
– Ребята, а вам нравится поведение буквы ч?
– Вы бы так же себя повели на ее месте?
– Почему нет? (Красиво ли заглядывать в чужие чашки? Требовать угощение?)
– Кому надоедает буква Ч?
– Как меняется настроение у буквы?
– Кому понравилась буква Ч? Чем?
– Какая наша буква Ч? (Не умеет долго обижаться, любознательная, веселая.)

3) Чтение вопроса к тексту и ответ на вопрос.

Выставка книг.

Экран

Предположения детей.

 

 

Чтение «цепочкой» по предложениям и ответы на вопросы. Прогнозирование.

 

 

 

 

 

 

Воспитательный момент.

 

 

Выставка энциклопедий «Почемучка», «Отчего и почему» и др.

XI. Творческое домашнее задание (по желанию) – Ребята, кто желает, попробуйте придумать дома продолжение истории про букву Ч. Не забывайте, что её зовут буква-почемучка. Расскажите родителям про эту любознательную букву.  
XII. Итог урока – О каком звуке мы говорили сегодня на уроке?
– В чем же особенность этого звука? (Звук всегда мягкий).
– Где мы поселим букву ч? (В районе согласных, на улице глухих, в переулке мягких).
– Какое правило правописания с буквой ч запомнили на уроке? (ча, чу)
На экране схема звуковичка.

Открываем букву ч на карте города букв.

XIII. Рефлексия – Ребята, Чебурашка испек на день рождения Гены торт, а крыса Лариска съела с него все цветы, остались только вмятины. Давайте поможем Чебурашке и заново украсим торт цветами. Для этого вам надо выбрать цветочек подходящего цвета из лотка. Оцените свою работу на уроке. Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите розовый цветочек. Если вы затруднялись при выполнении заданий, возьмите желтый цветочек. Кому на уроке работать было очень трудно, выберите голубой цветок. А теперь по очереди по группам прикрепите свой цветочек на торт.

– Молодцы, ребята, помогли Чебурашке, его торт стал ещё краше. Если вы хотите побольше узнать о друзьях Чебурашки, то читайте книги Эдуарда Успенского.

На экране карточка-табличка:

«Розовый цветочек – все понятно.
Желтый – не все понятно.
Голубой – непонятно, трудно»

Под музыку Крокодила Гены из мультфильма («Я играю на гармошке…») прикрепляют цветы на торт по группам.
Выставка книг дополняется книгами Э.Успенского о крокодиле Гене и его друзьях.

Приложение 1