Урок литературного чтения. В.М. Гаршин "Сказка о Жабе и розе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи:

  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;
  • формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;
  • работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Оформление доски: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Цель: создание условий для проведения урока.

К нам пришли сегодня гости.
Мы им, конечно, очень рады!
Повернитесь к ним и улыбнитесь!
Поделитесь своей радостью.
Они вам тоже улыбнуться.

От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно. Также нам понадобится на уроке ваша сосредоточенность и внимание.

(Учащиеся проверяют готовность к уроку).

2. Актуализация знаний

Цель: вспомнить изученный материал и подготовить учащихся к изучению нового материала.

Читает текст учитель:

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

– Из какого произведения этот отрывок? («Сказка о Жабе и розе»)
– Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе». (Презентция. Слайд 1)

3. Сообщение целей урока

Цель: нацелить детей на работу на уроке.

Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.

– Наша задача понять, что существует два мира добра и зла. (Слайд 2)

4. Изучение нового материала

1. Анализ произведения

Цель: развивать умение и навыки работы с художественным текстом.

– Будем учиться работать с текстом, исследуя его, доказывать свое мнение с опорой на текст.
– Прежде чем знакомиться со сказкой, познакомимся с самим писателем. (Слайд 3)
– Этот человек прожил небольшую жизнь, но очень интересную жизнь. Писателя не стало когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасной сказки, которую вы прочитали.
– Вот и вам предстоит быть на уроке наблюдательными, внимательными, чтобы понять произведение Гаршина, увидеть главную мысль сказки. Научиться сострадать, сопереживать героям.

2. Формирование умения рассуждать. Формирование умения делать выводы на основе анализа прочитанного текста.

– Понравилась ли вам это сказка?
– Какие чувства она у вас вызвала? (Чувство грусти).
– Назовите главных героев сказки. (Роза, жаба, сестра, мальчик).
– Что вы можете сказать о розе? (Найдите в тексте. Стр.172, 1 абзац).
– Где росла роза? (Слайд 4) (В небольшом полукруглом цветнике перед даревенским домом). (Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени).
– Какие чувства испытывает роза? (Она плакала не от горя, а от счастья жить).
– О чем могла молиться роза? (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).
– Какой цветник был? (Он был очень запущен. Хмель, повилика, мышиный горошек, чертополох, коровяк, крапива.)
– Давайте прочитаем про эти растения. (Слайды 5, 6, 7, 8)
– Только что мы говорили о полном запустении цветника. (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).
– Каким он сейчас предстал перед вами?
– Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?
– Что нового из сказки узнали о розе? (Роза цветет не более 3 дней – на 1 день растет и красуется – на 2 день распускается – на 3 день вянет)
– Какой вы представляете себе жабу? (Слайд 9) (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).
– Прочитайте в учебнике.
– Какой показана жаба? (Стр.172, Довольно старая жирная жаба – она охотилась целую ночь за червяками и мошками – под утро уселась отдыхать в место потенистее и посырее – она сидела, закрыв свои жабьи глаза, едва заметно дышала, раздувая липкие, грязно-серые бородавчатые бока – ленивая жаба – безобразные лапы – она ничему не радовалась, наелась и собралась отдыхать – ей доставлял беспокойство запах розы, но она не обращала на это внимание, т.к. была ленивой).
– О чём могла думать жаба? (Жаба думала бы только о том, чтобы плотно поесть и хорошо отдохнуть после еды.)

3. Словарная работа

Цель: расширение кругозора учащихся.

– Каким вы увидели мальчика? (Ему около семи лет – мальчик с большими глазами и большой головой на худеньком теле – у него счастливые глаза – он любит свой цветник).
– Почему он любил такой заброшенный цветник? (Цветник для мальчика был вторым домом – когда ему надоедало читать, он наблюдал за растениями и животными. Он знал каждый кустик и травинку. Он проводил очень много времени в этом саду).

4. Выделение слов рисующих и характеризующих мальчика.

– Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…» Как вы понимаете слово кроткий? (Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни, смиряется сос своей болезнью).
– Можно ли розу назвать кроткой? Почему? (Можно, потому что она тоже смиряется с тем в каких условиях она живет. Она прекрасно знает сколько она проживёт).
– Для чего автор показывает мальчика нам таким? (Чтобы показать, почему его не боялись животные, показать его мягкосердечие, доброту).
– А еще для чего? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем дальше. (стр.174 – 175 от слов «В эту весну…» до слов «Роза ничего не знала …»)
– Каким мальчик стал в эту весну? Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним. Почему автор пишет, что «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок? (Исхудалая головка – тощие ручки – глаза быстро утомлялись – бледные щеки – худая шея – коротко остриженные волосы. Мальчик сильно болеет. Жизнь уходит, угасает).
– Что призошло в цветнике в отсутствие мальчика? (Жаба заметила красивый цветок и решила его съесть).
– Найдите в тексте какие чувства испытывает роза? (Стр.175, Роза содрогнулась… Роза боялась, что с ней может что-то случиться, ею никто не любовался. Она жила в страхе).
– Какой показывает автор жабу? (Злые безобразные глаза.)
– Что могло зашевелиться в жабьем сердце? (Зависть)
– Могут ли у жабы быть нежные чувства, у такого скользкого, толстого животного со злыми безобразными глазами? (Могут, но выражены они в том, что ей понравилась роза. Если раньше роза ее не привлекала, а ее аромат мешал ей отдыхать, то сейчас жаба заинтересовалась розой. Ей захотелось быть поближе к прекрасному, может быть у нее появились нежные чувства. Нет. Жаба не может говорить о красоте, она ее не понимает).
(Слайд 10)
– Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств?
– Являются ли эти слова выражением чувств?
– Отчего роза содрогнулась? (Роза услышала реплику жабы. Она испугалась. – Я тебя слопаю).
– О чем пожалела роза в тот момент? (Что она прикреплена к стеблю и не может как вольные птички и свободные бабочки улететь от опасности).
– Думала ли роза о том, что и бабочек подстерегает опасность и какая? (Нет, она не хотела думать об этом. Она не знала, что жаба является опасностью для бабочек).
– Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе. (Она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь).
– Как автор показывает розу? (Бледное создание).
– Можно ли сравнить розу с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).
– Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха).
– Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной – просто умереть после цветения, осыпав лепестки).
– Каково эмоциональное состояние жабы? Она злая или настойчивая? (Жаба оцарапала свое брюхо и лапки о шипы. Ей было больно, она не достигла цели, поэтому уже с ненавистью смотрит на цветок).
– Есть ли у нее желание продолжать подъем к цветку еще раз? (Да, но желание набить брюхо пересилило желание добраться до розы).
– Что произошло с розой за прошедшую ночь? (Она забыла о враге. Распустилась и стала самым красивым цветком в цветнике).
– Принесла ли роза кому-нибудь радость? Сожалеет ли она о чем-либо? (Она принесла радость окружавшим ее птицам, бабочкам, пчелам, соловью. Она не может принести радость мальчику).
– Была ли счастлива роза в этот момент? (Была, потому что ей казалось, что соловей поет для нее).
– Можно ли считать пение соловья подарком Божьим? (Да, т.к. роза молилась о лучшей жизни. Она почувствовала себя счастливой, т.к. Господь послал ей радость за пережитый страх).
– Почему автор называет жабу злой? (Она не смогла достичь своей цели с первого раза. Ей мешали шипы, она поцарапала брюхо. Лапы, ей было больно. Сейчас, превозмогая боль, она пытается добраться до ненавистного цветка. Добивается своей цели при помощи злости).
– «Роза поняла, что погибает…» – о чем говорит эта фраза? (Она поняла, что ничто не сможет изменить ее участь. Роза смирилась со своей долей).
– Какой она предстала перед нами жаба в конце сказки? (Она ничуть не изменилась. Она хочет довести начатое дело до конца и не отдать розу, а самой ее съесть).
– Меняется ли жаба, когда девушка отбрасывает ее в сторону? Почему? (Жаба смиряется, т.к. чувствует силу человека).
– Какое слово выбрал автор, чтобы показать нам это? («Она не посмела…» стр.179)
– Что случилось с мальчиком? (слайд 11) (Он умер).
– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике).
– Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. – Она принесла тишину и покой в этот дом).
– Что олицетворяет собой роза? (Свет, доброту, красоту).
– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее. Девушка поцеловала розу, слезинка упала со щеки девушки на розу).
– Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? (Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям).
– Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них).

4. Итог урока

Цель: формирования умения делать выводы.

Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.

Как выдумаете, добро или зло победило в этой сказке? (Несмотря на то, что мальчик умер, победило добро).
– Почему автор назвал своё произведения сказкой? (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят).
– Чему научила вас сказка? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям. Быть добрее не портить красоту, всегда бороться со всем уродливым и злым).

5. Домашняя работа. Краткий пересказ сказки. (Запись задания в дневник).