Девиз урока:
Скажи мне, и я забуду
покажи мне, и я запомню
Дай действовать самому
И я научусь.Конфуций
Цели урока:
- обобщить теоретические знания по теме: «Производная. Геометрический и физический смысл производной. Уравнение касательной»;
- рассмотреть решение задач, связанных с этой темой, базового и повышенного уровней сложности;
- организовать работу учащихся по указанной теме на уровне соответствующем уровню уже сформированных у них знаний.
Задачи:
- Повторить алгоритм нахождения производной.
- Используя правила нахождения производной, применить их для решения конкретных задач.
- Сформировать глубину и оперативность мышления.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
a) Объявление девиза урока
б) Постановка целей и задач урока
Показатели выполнения психологической задачи данного этапа:
- доброжелательный настрой учителя и учащихся;
- быстрое включение класса в деловой ритм;
- организация внимания всех учащихся;
- кратковременность организационного момента;
- полная готовность класса и оборудования к работе.
2. Проверка домашней работы (заранее на перемене учащиеся выполняют домашнее задание на файлах для графопроектора )
Чтоб урок шел без запинки,
Начнем его с легкой разминки.
3. Математический кроссворд. Результаты вносятся в маршрутные листы. Кроссворд по теме «Производная»
- Знак обозначения действия сложения
- Сумма длин всех сторон многоугольника
- Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей
- Тригонометрическая функция
- Часть прямой,заключенная между двумя точками
- Равенство, содержащее переменную
- Сотая часть числа
- Единица измерения угла
- Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла
- Часть окружности, заключенная между двумя точками
- Одно из основных неопределяемых понятий стереометрии.
4. Зачет по теории (10 мин). Работа в парах
Учащиеся сидят за партами по 2 человека. Сдают друг другу теоретический блок по теме: "Производная". Результаты оценивания вносят в маршрутные листы. Приложение 1
Вопросы к зачету по теме «Производная»
1. Что называется приращением аргумента.
2. Что называется приращением функции.
3. В чем состоит геометрический смысл производной функции.
4. В чем состоит механический смысл производной функции.
5. Дайте определение производной функции f(x) в точке х0
6. Основные формулы дифференцирования.
7. Уравнение касательной к графику функции.
5. Применение теоретического материала к решению задач
«Рассмотрев теоретический материал вычисления производной, применим его при решении задач». Приложение 2
Математический диктант
1) f(x) = 2x – 3 2) f(x) = 3x4 – 7x3 + 2x2 + р 3) f(x) = x3 + v2 4) f(x) = (3 – 4x)2 5) f(x) = (х3 –2x)2 6) f(x) = (1 + 2х)(1 – 2х) 7) f(x) = 2 sinx 8) f(x) = –1/3 cos (3x + р/4) 9) f(x) = ctg (2 – 5x) 10) f(x) = 2x3 – 3sin3x |
1) f'(x) = 12x3 – 21x2 + 4x 2) f(x) = – 8(3 – 4x) 3) f'(x) = – 8x 4) f'(x) = 2 5) f'(x) = 2(3x2 – 2) (x3 – 2x) 6) f'(x) = sin (3x + р/4) 7) f'(x) = 5/ sin2(2 – 5x) 8) f'(x) = 6x2 – 9cos 3x 9) f(x) = 2 cosx 10) f'(x) = 3x2 |
номер функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
номер составляющей производной | 4 | 1 | 10 | 2 | 5 | 3 | 9 | 6 | 7 | 8 |
10 – «5»
8 – 9 – «4»
6 – 7 – «3»
5 – 0 – «2»
Учащиеся в таблице сопоставляют функцию, и ее производную. Взаимопроверка друг друга через интерактивную доску. Результат в маршрутный лист.
6. Физкультминутка
Однажды великого греческого философа Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познать самого себя. Мы познаем окружающий нас мир. Но сегодня давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?
Психологический тест
1) Переплетите пальцы рук. Большой палец правой
или левой руки оказался у Вас сверху? Запишите
результат буквами «Л» или «П».
2) Скрестите руки на груди (поза «Наполеона»).
Кисть, какой руки оказалась сверху? Запишите
результат.
3) Изобразите «бурные аплодисменты». Ладонь,
какой руки у Вас сверху? Запишите.
Подведем итоги, учитывая, что результат «ЛЛЛ»
соответствует художественному типу личности, а
«ППП» – типу мыслителя.
(Эти различия связаны с функциональной
асимметрией мозга человека: у «художников» более
развитое правое полушарие и преобладает
образное мышление, у «мыслителей» –
соответственно – левое полушарие и логическое
мышление).
Какой же тип мышления преобладает у Вас?
Несколько «мыслителей», несколько «художников»,
большинство – личности, которым свойственно и
логическое и образное мышление.
7. Тестовые задание в форме ЕГЭ (5 вариантов) Приложение 3
Ключ к тестовым& заданиям
Задания Вариант |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Б | В | А | Г | Б | |
2 | Б | В | А | Г | А | |
3 | Б | Г | А | В | Г | |
4 | Б | В | А | Б | В | |
5 | Б | В | Г | А | А |
8. Дополнительные задачи
Задачи записываются на доске без ответов.
1) Решите неравенство f'(x) + g'(x) < 0, если f(x) = 2x3 + 12x2, g(x) = 9x2 + 72x
Ответ: [– 4; – 3]
2) Решите уравнение f'(x) = 0, если f(x) = 3sinx – 4cosx – 2x12x
Ответ:
3) Найти уравнение параболы y = ax2 + bx + c, касающейся прямой y = 7x + 2 в точке M(1; 5).
Ответ: y = 3x2 + x + 1
9. Дифференцированное домашнее задание. Приложение 4
10. Рефлексия урока