Цели:
- Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания.
- Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
- Обогащать и развивать речь учащихся.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: схемы-опоры, таблица, экран настроения, экран успеха, памятки с алгоритмом ,презентация, учебно-методический комплект для начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Психологический настрой учащихся
Создание благоприятной рабочей обстановки.
Включение учащихся в деятельность.
Учитель приветствует детей. Проверяет
готовность к уроку.
У:
С добрым утром начат день!
Первым делом гоним лень,
На уроке – не зевать
А работать и писать.
У: Начинаем урок русского языка. (Презентация. Слайд 1)
2. Рубрика «Говори правильно!» (Слайд 2)
У: У каждого на парте листок со
словами. Ваша задача: правильно расставить
ударение.
– Для чего мы это делаем?
3. Самостоятельная работа
У: Послушайте правильный ответ и
проверьте работу соседа. (Взаимопроверка)
У: Поделитесь с соседом результатом
работы. В каких словах допустили ошибки?
– Какие советы можно дать детям, которые сделали
ошибки?
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение изученного материала
У: Над какой проблемой работали на
прошлом уроке?
– А что такое склонение? Сколько типов
склонения в русском языке у имён
существительных?
– Какие слова относятся к 1 склонению?
Приведите свои примеры.
– Какие слова относятся ко 2 склонению?
Приведите свои примеры.
– Какие слова относятся к 3 склонению?
Приведите свои примеры.
2. Закрепление пройденного материала
У: Какую цель ставили на этот урок?
Д: Продолжить работу над определением склонения существительных и тренироваться в правильном правописании падежных окончаний существительных. (Слайд 3)
У: И так, продолжаем работать над
определением склонения существительных и
тренироваться в правильном правописании
падежных окончаний существительных.
У: Перед вами слова. (Слайд 4)
тень, удача, вьюга, медведь, дочь, кирпич, облако, дядя
У: Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?
У: Ваше задание: запишите слова в 3
столбика. Допишите по одному своему слову в
каждый столбик.
– Докажи свой выбор (Ответы детей)
– Оцените себя на полях на шкале успеха. Если у
вас были ошибки, отметьте их на полях.
3. Парная работа
У: А сейчас поработаем в паре.
(Слайд 5)
– Какое задание я предлагаю? Готовы? Приступайте
к работе. (1 пара работает и объясняет у
доски)
У: Оцените работу пары. Что им пожелаем?
4. Работа с фразеологизмами
У: Зачем мы изучаем склонение имён
существительных? Где нам это пригодится?
У: Узнай фразеологизмы. (Слайд 6)
– Ею нельзя разлить неразлучных друзей? (Водой)
– Его проглатывают, упорно не желая говорить? (Язык)
– Не ударить в это лицом? (Грязь)
5. Фиксация затруднения в деятельности
У: Определите склонение угаданных
слов.
– У какого слова было трудно определить
склонение? Почему? Что надо сделать? (Слайд 7)
(Алгоритм определения склонения имён
существительных)
– Посмотрите на предложение. (Слайд 8)
Зимним утр.м мы пошли в лес. Узкая тропинк. привела нас к широкой полян.
– Везде ли легко написать окончания существительных ? Почему? Какой алгоритм знаете?
У: Запишите правильно предложения ,вставьте пропущенные окончания
III. Физминутка
Пальчиковая гимнастика («Пальчики здороваются», «Колечко», «Слоник», «Хлопки»)
IV. Тренировочные упражнения (использование учебно-методического комплекта для начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия» по теме «Склонение имен существительных», урок № 10.)
У: Вставьте окончание у имен
существительных. Что надо знать для этого? (Учащиеся
по очереди выходят к интерактивной доске ,
вставляют и объясняют правописание окончаний
существительных).
У: Оцените работу!
У: Я вижу, что многие считают ,что уже
хорошо изучили тему «Правописание окончаний
имен существительных».Я очень рада .
V. Создание проблемной ситуации
У: В Стране «Существительное» много есть тайн, которые нам предстоит отгадать и открыть.
1. Работа с учебником
У: Откройте стр.132.
– А к какому склонению относится слово путь?
Почему?
– Что мы должны написать в окончании? (ученики
называют Я, а на экране появляется И).
– Почему же написание окончания в этом слове не
подчиняется правилу?
VI. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
1. Работа в опорной таблицей
У: Давайте решим эту задачу,
используя нашу опорную таблицу, просклоняем
слово путь (1 вариант), слово время (2 вариант). Вы
работаете в тетради.
– Сравните его окончания с окончаниями разных
склонений. Найдите общее. Какое склонение
считаем его своим?
Д: Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по
2 скл.
У: Можем мы отнести это слово к какому-то
одному склонению?
Дети: Нет.
У: Такое слово называется
разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами
открытие?
Д : Да. Мы открыли разносклоняемые
существительные.
У: Слово путь не одиноко в русском
языке
У: Найдите их в тексте. прочитайте.
(Из диска «Уроки Кирилла и Мефодия» урок
№15)
У: Всего разносклоняемых слов – 11.
VII. Лексическая разминка
– Ребята, значения каких слов вам не понятно? (Бремя,
стремя, темя.)
– Какой словарь нам поможет выяснить
лексическое значение? («Толковый
словарь»).
– Объясните значение
VIII. Чтение правила в учебнике стр. 132
IX. У: Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем?
1. Творческая работа
Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на.
– Известны вам эти выражения, а как они
называются?
– Ребята, чем интересны для нас эти
фразеологизмы? В них есть разносклоняемые
существительные.
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам
поможет узнать их? («Фразеологический
словарь»)
X. Рефлексия
– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже
самые смелые и необъяснимые становятся известны
всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим
друг другу, какие же открытия мы с вами сегодня
совершили. (Ответы детей)
– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?
– Понравилось вам делать открытия?
– Что вам в этом помогло?
– Что было трудно выполнять?
– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз.
Возможно, даже при выполнении домашнего задания.
XI. Домашнее задание
Учитель: Используя таблицу, выберите 2
разносклоняемых существительных и просклоняйте
их.
У: От доброго семени – добрый поступок.
Как Вы понимаете? (Ответы детей)
У: От того, как Вы работали на уроке,
будет и зависеть результат вашего домашнего
задания. Удачи! Спасибо за урок!!!