Конспект урока русского языка по теме "Разносклоняемые существительные". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания.
  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
  • Обогащать и развивать речь учащихся.
  • Воспитывать интерес к  русскому языку.

Оборудование:  схемы-опоры, таблица, экран настроения, экран успеха, памятки с алгоритмом ,презентация,  учебно-методический  комплект  для начальной школы  «Уроки Кирилла  и Мефодия».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Психологический настрой учащихся

Создание благоприятной  рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

У:

С добрым утром начат день!
Первым делом гоним лень,
На уроке – не зевать
А работать и писать.

У: Начинаем урок русского языка. (Презентация. Слайд 1)

2. Рубрика «Говори правильно!»  (Слайд 2)

У: У каждого на парте листок со словами. Ваша задача: правильно расставить ударение.
– Для чего мы это делаем?

3. Самостоятельная работа

У: Послушайте правильный ответ  и проверьте работу соседа. (Взаимопроверка)
У: Поделитесь с соседом  результатом работы. В каких словах допустили ошибки?
– Какие советы можно дать детям, которые сделали ошибки?

II. Актуализация опорных знаний

1. Повторение  изученного материала

 У: Над какой проблемой работали на прошлом уроке?
– А что такое склонение? Сколько   типов склонения  в русском языке  у имён  существительных?
– Какие слова  относятся к 1 склонению? Приведите свои примеры.
– Какие слова  относятся ко  2 склонению? Приведите свои примеры.
– Какие слова  относятся к  3 склонению? Приведите свои примеры.

2. Закрепление пройденного материала

У: Какую цель ставили на этот урок?

Д: Продолжить работу над определением склонения существительных и тренироваться в правильном правописании падежных окончаний существительных. (Слайд 3)

У: И так, продолжаем работать над определением склонения существительных и тренироваться в правильном правописании падежных окончаний существительных.
У: Перед вами слова. (Слайд 4)  

тень, удача, вьюга, медведь, дочь, кирпич, облако, дядя

У: Что нужно знать,  чтобы выполнить это задание?

У: Ваше задание: запишите слова в 3 столбика. Допишите по одному своему слову в каждый столбик.
– Докажи свой выбор (Ответы детей)
– Оцените себя на полях на шкале успеха. Если у вас были ошибки, отметьте их на полях.

3. Парная работа

У: А сейчас поработаем в паре. (Слайд 5)
– Какое задание я предлагаю? Готовы? Приступайте к работе.  (1 пара работает и объясняет у доски)
У: Оцените работу пары. Что им пожелаем?

4. Работа с фразеологизмами

У: Зачем мы изучаем склонение имён существительных? Где нам это пригодится?
У: Узнай фразеологизмы. (Слайд 6)
– Ею нельзя разлить неразлучных  друзей? (Водой)
– Его проглатывают, упорно не желая говорить? (Язык)
– Не ударить в это лицом? (Грязь)

5. Фиксация затруднения в деятельности

У: Определите склонение угаданных слов.
– У какого слова было трудно определить склонение? Почему? Что надо сделать? (Слайд 7)
(Алгоритм определения склонения имён существительных)
– Посмотрите на предложение. (Слайд 8)

Зимним утр.м мы пошли в лес. Узкая тропинк. привела нас к широкой полян.

Везде ли легко написать окончания существительных ? Почему? Какой алгоритм знаете?

У: Запишите правильно предложения ,вставьте пропущенные окончания

III. Физминутка

Пальчиковая гимнастика («Пальчики здороваются», «Колечко», «Слоник», «Хлопки»)

IV. Тренировочные упражнения (использование учебно-методического комплекта для начальной школы «Уроки Кирилла  и Мефодия» по теме «Склонение имен существительных», урок № 10.)

У: Вставьте окончание у имен существительных. Что надо знать для этого? (Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске , вставляют и объясняют правописание окончаний существительных).
У: Оцените работу!
У: Я вижу, что многие считают ,что уже хорошо изучили тему «Правописание  окончаний имен существительных».Я очень рада .

V. Создание проблемной ситуации

У: В Стране «Существительное» много есть тайн, которые нам предстоит отгадать  и открыть.

1. Работа с учебником

У: Откройте стр.132.
– А к какому склонению относится слово путь? Почему?
– Что мы должны написать в окончании? (ученики называют Я, а на экране появляется И). 
– Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу?

VI. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

1. Работа в опорной таблицей

У: Давайте решим эту  задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово путь (1 вариант), слово время (2 вариант). Вы работаете в тетради.
– Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим?
Д: Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл.
У: Можем мы отнести это слово к какому-то одному склонению?
Дети: Нет.
У: Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие?
Д : Да. Мы открыли разносклоняемые существительные.
У: Слово путь не одиноко в русском языке
У: Найдите их в тексте. прочитайте.  (Из  диска «Уроки Кирилла  и Мефодия» урок №15)
У:  Всего разносклоняемых слов – 11.

VII.  Лексическая разминка

– Ребята, значения каких слов вам не понятно? (Бремя, стремя, темя.)
– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение(«Толковый словарь»).
– Объясните значение

VIII. Чтение правила в учебнике стр. 132

IX. У: Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем?

1. Творческая работа

Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на.

– Известны вам эти выражения, а как они называются?
– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые существительные. 
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? («Фразеологический словарь») 

X. Рефлексия

– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг другу, какие же открытия мы с вами сегодня совершили. (Ответы детей)
– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?
– Понравилось вам делать открытия?
– Что вам в этом помогло?
– Что было трудно выполнять?
– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз. Возможно, даже при выполнении домашнего задания.

XI.  Домашнее задание

Учитель: Используя таблицу, выберите 2 разносклоняемых существительных и просклоняйте их.
У: От доброго семени – добрый поступок. Как Вы понимаете? (Ответы детей)
У: От того, как Вы работали на уроке, будет и зависеть результат вашего домашнего задания. Удачи! Спасибо за урок!!!