Урок по курсу ОРКСЭ "Россия – наша Родина". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Пояснительная записка

Данный урок проводится в 4 классе, является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым

Цели урока:

  • дать первоначальное представление о культурных традициях;
  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир;
  • воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважительного отношения к
  • своей Родине.

В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: А.В.Кураев учебник «Основы православной культуры» 4-5,  раздаточный материал, ТСО – Презентация.

Ожидаемые результаты:

В области ценностей:

– Получение  представлениях о духовном мире человека,  о культурных традициях страны.
– Желание больше узнать  о духовно-нравственной культуре народов России, изучая  новый предмет «Основы мировых религиозных культур»

В области знаний:

– Расширенное представление о Родине, Отчизне.

В области умений и навыков:

–Умение работать в группе

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Примечание

1. Самоопределение к деятельности – Начать наш урок  я хотела бы, прочитав  эпиграф:

«Россия – Родина святая,
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая.
Горжусь великою страной»

– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

 

 

 

Тема нашего урока:
«Россия –  наша Родина»

 

Эпиграф: (на доске)

 

Слайд

2. Актуализация опорных знаний – Я предлагаю вам  поработать в группе и  определить значение предложенных слов. На столе у каждой группы  обучающихся конверт со словами.

1 группа            2 группа

Отец                 род
отчество           родной
Отечество         родитель
Отчизна             Родина

Учащиеся каждой группы дают
определение словам:
«Отчий дом – дом твоего
отца.
«Отчество» – величание
по имени отца.
«Отечество», «Отчизна» –земля наших предков. и т.д.

 
– Есть ли слова – понятия из первого и второго столбика одинаковые по значению?
– Какой можно сделать вывод?

– Ребята, где вы родились, где росли?

– Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению. Слайд
– Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна Россия. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.   Слайд
– Что вы уже сейчас знаете о своей стране? Ответы учащихся

– Наша страна – Россия. Российская Федерация.
– Столица её – город Москва.
– У нашего государства есть символы: герб, флаг, гимн.
– Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин.

Слайд
– Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну.  И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны  России. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.

Слайд
3. Открытие  новых знаний Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

   
– Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к  слову дух однокоренные слова.
– Наш мир, ребята делится на внешний – материальный и внутренний – духовный. Что же такое духовный мир?  Обратимся к учебнику.


– Эти уроки помогут вам разобраться во внутреннем мире человека, научат жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и веры, познакомитесь с их культурными традициями.

– Духовный, душа, душевный.

Учащиеся читают учебник на стр.4

Духовный мир

Дети подбирают слова.
Высокое – низкое
Светлое – тёмное
Красивое – уродливое
Доброе – злое
Любовь – ненависть
Честь – бесчестие
Правда – ложь

Запишите словосочетание в словарик.

На доске записаны слова:

Высокое –
Светлое –
Красивое –
Доброе –
Любовь –
Честь –
Правда –

– Подберите к этим слова-антонимы. (фронтальная работа)

 
– Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему?
– Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.
– Слова второго столбика. От них  хорошо на душе, поднимается настроение их хочется произносить, с
ними хочется жить.
–  Сегодня вы начали изучать новый предмет. Прочитайте, как он называется?
– Запишите данное слово в свой словарик.
– Вечные ценности – то, что ценится всегда, во все времена.
– Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? – Вечные ценности относятся к духовному миру.
– Кто может дать объяснение этому словосочетанию?
– Что нам поможет узнать точное определение этого слова?
– Толковый словарь.
.– В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Традиция – (от лат. traditio – предание) – передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
4.  Закрепление – Самостоятельно прочитайте текст на стр. 5 абзаца  до конца страницы и попробуйте привести примеры традиций нашей страны.

 – Соотнесите утверждения, на основании открытых на уроке знаний.

(Индивидуальная работа)

1. Духовный мир.
2. Культурные традиции.

(А) Богатство нашей страны,  религиозные культуры,  морально-этические нормы.
(Б) Знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношения между людьми, отношение к миру.

 
5. Рефлексия Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
Чтобы счастливо жить …

После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.

Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.

История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.

Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Когда я вырасту, я хочу  сделать все,  чтобы  жизнь у себя на Родине  была лучше и достойнее

 
6. Итог урока – Молодцы!

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции гордились своей страной. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

"Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю.
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моём краю.
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя!

Слайд
7. Домашнее задание. Стр. 5

Вопросы и задания

– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.
– Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или  иллюстрациями.