Пояснительная записка
Данный урок проводится в 4 классе, является сквозным во всех 6 модулях и проводится первым
Цели урока:
- дать первоначальное представление о культурных традициях;
- познакомить с понятиями духовный и материальный мир;
- воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважительного отношения к
- своей Родине.
В ходе урока используются следующие методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: А.В.Кураев учебник «Основы православной культуры» 4-5, раздаточный материал, ТСО – Презентация.
Ожидаемые результаты:
В области ценностей:
– Получение представлениях о духовном мире
человека, о культурных традициях страны.
– Желание больше узнать о
духовно-нравственной культуре народов России,
изучая новый предмет «Основы мировых
религиозных культур»
В области знаний:
– Расширенное представление о Родине, Отчизне.
В области умений и навыков:
–Умение работать в группе
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Самоопределение к деятельности | – Начать наш урок я хотела бы,
прочитав эпиграф:
– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? |
– Тема нашего урока: |
Эпиграф: (на доске)
Слайд |
2. Актуализация опорных знаний | – Я предлагаю вам поработать в группе и определить значение предложенных слов. | На столе у каждой группы обучающихся
конверт со словами. 1 группа 2 группа Отец
род Учащиеся каждой группы дают |
|
– Есть ли слова – понятия из первого и
второго столбика одинаковые по значению? – Какой можно сделать вывод? – Ребята, где вы родились, где росли? |
– Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению. | Слайд | |
– Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна Россия. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны. | Слайд | ||
– Что вы уже сейчас знаете о своей стране? | Ответы учащихся – Наша страна –
Россия. Российская Федерация. |
Слайд | |
– Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России. | Заранее подготовленные ученики читают
стихотворение:
|
Слайд | |
3. Открытие новых знаний | Все мы гордимся своей Родиной, одни
посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут
картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в
своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:
|
||
– Как вы понимаете выражение «Русский
дух»? Подберите к слову дух однокоренные
слова. – Наш мир, ребята делится на внешний – материальный и внутренний – духовный. Что же такое духовный мир? Обратимся к учебнику.
|
– Духовный, душа, душевный. Учащиеся читают учебник на стр.4 Духовный мир Дети подбирают слова. |
||
Запишите словосочетание в словарик. На доске записаны слова:
– Подберите к этим слова-антонимы. (фронтальная работа) |
|||
– Слова, какого столбика нравятся вам
больше? Почему? – Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями. |
– Слова второго столбика. От них
хорошо на душе, поднимается настроение их
хочется произносить, с ними хочется жить. |
||
– Сегодня вы начали изучать новый
предмет. Прочитайте, как он называется? – Запишите данное слово в свой словарик. |
– Вечные ценности – то, что ценится всегда, во все времена. | ||
– Как вы думаете, вечные ценности относятся к материальному или к духовному миру? | – Вечные ценности относятся к духовному миру. | ||
– Кто может дать объяснение этому
словосочетанию? – Что нам поможет узнать точное определение этого слова? |
– Толковый словарь. | ||
.– В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. | Традиция – (от лат. traditio – предание) – передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение. | ||
4. Закрепление | – Самостоятельно прочитайте текст на
стр. 5 абзаца до конца страницы и попробуйте
привести примеры традиций нашей страны. – Соотнесите утверждения, на основании открытых на уроке знаний. |
(Индивидуальная работа) 1. Духовный
мир. (А) Богатство нашей страны, религиозные
культуры, морально-этические нормы. |
|
5. Рефлексия | Групповая работа: закончить
предложения. (Каждая группа получает карточку) Моя
Родина – это … |
После выполнения задания, каждая группа
зачитывает свои предложения. Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация. Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека. История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать. Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать. Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее |
|
6. Итог урока | – Молодцы! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции гордились своей страной. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте. |
Заранее подготовленный ученик читает
стихотворение:
|
Слайд |
7. Домашнее задание. | Стр. 5 Вопросы и задания – Посоветуйтесь с родителями и назовите
несколько традиций, принятых в вашей семье. |