Ознакомление малышей с лесом и его обитателями

Разделы: Работа с дошкольниками


Как редко мы задумываемся над тем, что лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют  природным окружением,  помогают нам воспитывать малышей.

Прививать любовь к растениям, животным, насекомым надо уже с раннего детства. Ребенок должен научиться осознавать,  что  нельзя  разрушать  муравейник, убивать лягушек и  разорять  птичьи  гнёзда,  топтать  и  рвать  цветы. 

Ч. Дарвин писал – «Любовь к природе –  это эстетическое чувство, формирующее взгляды,  вкусы. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может  вредно  отразиться  на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Для того, чтобы познакомить детей с лесом и его обитателями мы сформулировали следующие задачи:

  1. Дать детям представление о лесе, о происходящих в нём изменениях в соответствии с сезоном; о растениях и животных, живущих и растущих в лесу.
  2. Формировать элементарные знания младших дошкольников об особенностях жизни представителей животного мира в лесном сообществе.
  3. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе.
  4. Развивать интерес к миру природы.

Существуют различные формы работы с дошкольниками, но для наших детей 1 младшей группы, наиболее значимы игровые и наглядные формы обучения.

Дети этого возраста очень любят играть.  Игры детей способствуют не только их физическому и психическому развитию, игры являются одним из наиболее важных средств воспитания детей, в том числе и экологического.

Дети очень любят слушать короткие рассказы воспитателя, в течение  дня мы неоднократно рассказываем им, что такое лес, кто в нём живёт, о происходящих в нём изменениях в соответствии с сезонами.

Для более точного представления о лесе и его обитателях, свои  рассказы мы сопровождаем  иллюстрациями. Красочные, яркие картины  помогают увидеть настоящую красоту русского леса, ближе познакомиться с его жителями и растительным миром.

Огромную роль в ознакомлении малышей с природой леса играет художественная литература. Из литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения  ребята узнаю  много  интересного. Мы читаем ребятам не только короткие рассказы, но и стихи, потешки о животных, птицах, насекомых, растениях.

Детям очень сложно представить лес на словах, в этом нам помогает макет леса в двух временах года «Лес зимой и летом».

Свою любовь к природе дети выражают в  продуктивной  деятельности, которая проводится нами с игровой мотивацией и сюрпризами для малышей.

В процессе работы мы рассказываем малышам, что лес – это место, где растет много-много деревьев, кустарников, трав, цветов, грибов. В лесу живёт очень много разных зверей, птиц, насекомых. Лес в разное время года очень красив. Основу в рассказах о  жизни леса и его обитателях, составляют сезонные изменения, происходящие в  лесу.

Осенью  обращаем внимание детей на то, что  у деревьев и кустарников начинают постепенно желтеть листья. За этим процессом мы начинали наблюдать не только на своём   участке, но и в группе с помощью иллюстраций. Мы учили детей замечать, что  трава вянет, а  цветы засыхают. Когда подует сильный ветер, то листья отрываются от ветки и кружатся в воздухе, а потом тихо опускаются  на землю. Так и наши ребята, как листочки, и в группе,  и на участке с удовольствием играли в подвижную  игру «Листочки». Они  летали и кружились, подражая осенним листьям. Для закрепления с детьми цвета или формылистьевиграли с детьми в дидактические игры «Найди листок, какой покажу», «Такой листок бери ко мне» и др. Растительный мир леса богат и разнообразен. Познакомиться ближе с ним помогает дидактическая игра «Собери волшебную картину».

Свои впечатления от рассказов о животном мире леса дети закрепляли в различных видах деятельности. Рассказав малышам, что белка собирает шишки и грибы  на зиму, мы с детьми сделали аппликацию «Белка собирает грибы».   На занятиях по лепке лепили ёжику колючки.Осенью все звери готовятся к зиме, поэтому мы рассказали детям, чтомедведь готовит берлогу для зимней спячки. Ведь зимой ему нечем будет питаться. Чтобы детям было проще представить, как медведь готовит берлогу, мы  с детьми  в группе  в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми  сооружали берлогу, дети превращались в медвежат и с удовольствием играли в берлоге.

Наших малышей очень заинтересовало, что лиса, белка и заяц линяют, и поэтому у них меняется цвет меха. Их шубки становятся более тёплыми, пушистыми, чтобы не замёрзнуть зимой. Живой интерес у детей к лесу вызывают пальчиковые игры, такие как «Повстречал ежонка ёж…», «Соберу грибы», «Медведь в лесу» и другие.

Одной из любимых детьми игр стала «прогулка в лес», которую мы проводим в группе.  Слушая музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Сентябрь или Октябрь», дети, гуляли «в лесу», собирали грибы, шишки, играли с листочками. Мы предлагали малышам  глубоко подышать свежим воздухом, полюбоваться окружающим лесом. Рассказывали детям о разных птицах, которые живут в лесу. Говорили о том, как можно помогать пернатым друзьям – строить домики, кормушки, скворечники. Рассказывали, что в лесу нельзя шуметь, ломать ветви деревьев, топтать и рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, убивать животных и насекомых.  Нужно бережно относиться к природе.

Ребятам полюбились  рассказ И.Соколова-Микитова; стихотворения  А. Плещеева, Е. Трутневой, И.Токмаковой, Б. Заходера; русские народные потешки. По их просьбе мы перечитываем эти произведения по несколько раз, а некоторые потешки драматизировали вместе с ребятами.

С приходом зимы меняются  наши игры с детьми и рассказы о лесе. Мы рассказываем и показываем, что зимой  с деревьев и кустарников листья совсем опали, и они стоят «голые», но когда пойдёт снег, то лес станет белым. Сильный ветер закружит снежинки в воздухе, а потом они укроют землю теплым покрывалом. Нашим малышам очень понравилась динамическая игра «Снежинки». Они с удовольствием играли в эту игру, летали и кружились, подражая  снежинкам.  Наблюдая с детьми снегопад,  с удовольствием играем с детьми не только на улице, но и в группе в «Снежки». Малыши получили большое удовольствие от живого, азартного действа.

С помощью макета мы рассказываем детям, что животным намного тяжелее приходится зимой. Земля покрыта толстым слоем снега. На макете дети могут ясно увидеть и сугробы, и заснеженные деревья, и, конечно же, животных в зимнее время года. Лиса и волк – рыщут в поисках пищи, белый заяц ловко прячется от врагов за кустом или бегает, путая следы.

Также с помощью макета рассказываем детям о том, что некоторые животные впадают в зимнюю спячку. Медведь спит в своей берлоге, ёж в норе, белка в дупле. А волк, лиса и заяц не спят. После линьки новый цвет меха помогает животным быть незаметными в зимнем лесу.  У зайца  мех становится белым, у белки – немного серым, а у лисы – более ярким. Чтобы ребятам было проще представить и сравнить, как заяц выглядел осенью, и как зимой, мы показывали иллюстрации. Для понимания детьми этой информации мы с ребятами провели опыт, в ходе которого дети пришли к выводу, что белому зайцу намного легче прятаться зимой, если он белый. А с помощью подвижной игры  «Зайка беленький сидит…», закрепляем знания об образе жизни и частях тела зайца, а в дидактической игре «Собери волшебную картину», ребята собирали картину с изображением зимы. С помощью пальчиковой гимнастики:«Кто спит зимой?», «Белочка», «Зайка» и другие дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида и способы передвижения.

Ребятам полюбились рассказы Л. Воронковой; стихотворения З. Александровой,  Л. Акима,  А. Барто, М. Радиной; русские народные потешки о зиме и животных зимой.

С приходом весны дети замечают,  что снег постепенно начинает таять. А когда растает весь снег, то на земле покажутся первые островки зелени. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки, растёт трава, цветы. За этим процессом мы наблюдаем  на своём участке  и в группе, рассматривая  иллюстрации. Дети могут уже сами рассказать, что в лесу живут не только звери, насекомые, птицы, но и растения – деревья, кусты, травы, ягоды, грибы.. С одной из них мы познакомили детей поближе – берёзой. Вместе с детьми выявляем отличительные особенности внешнего вида берёзы. На своём участке и в группе мы рассматривали берёзу и выделяли основные части строения: ствол, ветки, листья. Знакомство с берёзой детей продолжается и в продуктивной деятельности – малыши учились с помощью тычка рисовать на березе первые листочки.

Весной обращали внимание детей, что тёплое весеннее солнце будит жителей леса. Рассказываем, что из земли и коры деревьев вылезают насекомые – жучки,  а из куколок вылупляются  бабочки. Иллюстрации помогали нам более внимательно рассмотреть бабочек. Дети заметили, что они бывают разные по  размеру и по цвету. В группе и на участке дети с удовольствием играют в динамическую игру «Бабочки».

Рассматривая иллюстрации, мы рассказываем детям, как животные живут весной, как они пробуждаются после зимней спячки, какие изменения происходят в их внешнем облике, кто как из них прячется от врагов.  Например, заяц прячется от лисы и волка под кустом, ёж сворачивается в клубок, белка забирается высоко на дерево. Рассказали детям о поведении животных, например: заяц – трусливый, волк – злой, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая. Истории о животных и их детёнышах дети слушают  с большим удовольствием. Дидактические игры «Мамы и детёныши», «Кто где живёт?», «Угадай по описанию» помогают закрепить полученные знания.

Свои впечатления от весеннего леса  ребята демонстрировали в дидактической игре «Собери волшебную картину», в процессе которой развивались не только  тактильные умения, познавательные процессы, но и речь малышей.

Ребята с удовольствием слушали художественные литературные  о животных и растениях Евгения Чарушина, Б. Заходера, Л. Толстого, А. Барто, А. Плещеева, А. Майкова; русские народные потешки и  сказки.

В процессе работы мы познакомили детей с лесом и его обитателями. Рассказали детям о том, какие изменения происходят в лесу в соответствии с сезоном. Свой интерес к миру природы дети выражали в продуктивной и игровой деятельности.

В ходе  работы мы формировали у наших детей элементарные представления о характере и образе жизни    животных.

Особое внимание уделено развитию у детей эмоционально-доброжелательного отношения к живой природе. Это отношение выражалось как в подвижных, так  и в дидактических играх, а воспитание бережного отношения к природе заключалось в формировании понимания малышами элементарных правил поведения в природе.