Как редко мы задумываемся над тем, что лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природным окружением, помогают нам воспитывать малышей.
Прививать любовь к растениям, животным, насекомым надо уже с раннего детства. Ребенок должен научиться осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы.
Ч. Дарвин писал – «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».
Для того, чтобы познакомить детей с лесом и его обитателями мы сформулировали следующие задачи:
- Дать детям представление о лесе, о происходящих в нём изменениях в соответствии с сезоном; о растениях и животных, живущих и растущих в лесу.
- Формировать элементарные знания младших дошкольников об особенностях жизни представителей животного мира в лесном сообществе.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе.
- Развивать интерес к миру природы.
Существуют различные формы работы с дошкольниками, но для наших детей 1 младшей группы, наиболее значимы игровые и наглядные формы обучения.
Дети этого возраста очень любят играть. Игры детей способствуют не только их физическому и психическому развитию, игры являются одним из наиболее важных средств воспитания детей, в том числе и экологического.
Дети очень любят слушать короткие рассказы воспитателя, в течение дня мы неоднократно рассказываем им, что такое лес, кто в нём живёт, о происходящих в нём изменениях в соответствии с сезонами.
Для более точного представления о лесе и его обитателях, свои рассказы мы сопровождаем иллюстрациями. Красочные, яркие картины помогают увидеть настоящую красоту русского леса, ближе познакомиться с его жителями и растительным миром.
Огромную роль в ознакомлении малышей с природой леса играет художественная литература. Из литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения ребята узнаю много интересного. Мы читаем ребятам не только короткие рассказы, но и стихи, потешки о животных, птицах, насекомых, растениях.
Детям очень сложно представить лес на словах, в этом нам помогает макет леса в двух временах года «Лес зимой и летом».
Свою любовь к природе дети выражают в продуктивной деятельности, которая проводится нами с игровой мотивацией и сюрпризами для малышей.
В процессе работы мы рассказываем малышам, что лес – это место, где растет много-много деревьев, кустарников, трав, цветов, грибов. В лесу живёт очень много разных зверей, птиц, насекомых. Лес в разное время года очень красив. Основу в рассказах о жизни леса и его обитателях, составляют сезонные изменения, происходящие в лесу.
Осенью обращаем внимание детей на то, что у деревьев и кустарников начинают постепенно желтеть листья. За этим процессом мы начинали наблюдать не только на своём участке, но и в группе с помощью иллюстраций. Мы учили детей замечать, что трава вянет, а цветы засыхают. Когда подует сильный ветер, то листья отрываются от ветки и кружатся в воздухе, а потом тихо опускаются на землю. Так и наши ребята, как листочки, и в группе, и на участке с удовольствием играли в подвижную игру «Листочки». Они летали и кружились, подражая осенним листьям. Для закрепления с детьми цвета или формылистьевиграли с детьми в дидактические игры «Найди листок, какой покажу», «Такой листок бери ко мне» и др. Растительный мир леса богат и разнообразен. Познакомиться ближе с ним помогает дидактическая игра «Собери волшебную картину».
Свои впечатления от рассказов о животном мире леса дети закрепляли в различных видах деятельности. Рассказав малышам, что белка собирает шишки и грибы на зиму, мы с детьми сделали аппликацию «Белка собирает грибы». На занятиях по лепке лепили ёжику колючки.Осенью все звери готовятся к зиме, поэтому мы рассказали детям, чтомедведь готовит берлогу для зимней спячки. Ведь зимой ему нечем будет питаться. Чтобы детям было проще представить, как медведь готовит берлогу, мы с детьми в группе в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми сооружали берлогу, дети превращались в медвежат и с удовольствием играли в берлоге.
Наших малышей очень заинтересовало, что лиса, белка и заяц линяют, и поэтому у них меняется цвет меха. Их шубки становятся более тёплыми, пушистыми, чтобы не замёрзнуть зимой. Живой интерес у детей к лесу вызывают пальчиковые игры, такие как «Повстречал ежонка ёж…», «Соберу грибы», «Медведь в лесу» и другие.
Одной из любимых детьми игр стала «прогулка в лес», которую мы проводим в группе. Слушая музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Сентябрь или Октябрь», дети, гуляли «в лесу», собирали грибы, шишки, играли с листочками. Мы предлагали малышам глубоко подышать свежим воздухом, полюбоваться окружающим лесом. Рассказывали детям о разных птицах, которые живут в лесу. Говорили о том, как можно помогать пернатым друзьям – строить домики, кормушки, скворечники. Рассказывали, что в лесу нельзя шуметь, ломать ветви деревьев, топтать и рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, убивать животных и насекомых. Нужно бережно относиться к природе.
Ребятам полюбились рассказ И.Соколова-Микитова; стихотворения А. Плещеева, Е. Трутневой, И.Токмаковой, Б. Заходера; русские народные потешки. По их просьбе мы перечитываем эти произведения по несколько раз, а некоторые потешки драматизировали вместе с ребятами.
С приходом зимы меняются наши игры с детьми и рассказы о лесе. Мы рассказываем и показываем, что зимой с деревьев и кустарников листья совсем опали, и они стоят «голые», но когда пойдёт снег, то лес станет белым. Сильный ветер закружит снежинки в воздухе, а потом они укроют землю теплым покрывалом. Нашим малышам очень понравилась динамическая игра «Снежинки». Они с удовольствием играли в эту игру, летали и кружились, подражая снежинкам. Наблюдая с детьми снегопад, с удовольствием играем с детьми не только на улице, но и в группе в «Снежки». Малыши получили большое удовольствие от живого, азартного действа.
С помощью макета мы рассказываем детям, что животным намного тяжелее приходится зимой. Земля покрыта толстым слоем снега. На макете дети могут ясно увидеть и сугробы, и заснеженные деревья, и, конечно же, животных в зимнее время года. Лиса и волк – рыщут в поисках пищи, белый заяц ловко прячется от врагов за кустом или бегает, путая следы.
Также с помощью макета рассказываем детям о том, что некоторые животные впадают в зимнюю спячку. Медведь спит в своей берлоге, ёж в норе, белка в дупле. А волк, лиса и заяц не спят. После линьки новый цвет меха помогает животным быть незаметными в зимнем лесу. У зайца мех становится белым, у белки – немного серым, а у лисы – более ярким. Чтобы ребятам было проще представить и сравнить, как заяц выглядел осенью, и как зимой, мы показывали иллюстрации. Для понимания детьми этой информации мы с ребятами провели опыт, в ходе которого дети пришли к выводу, что белому зайцу намного легче прятаться зимой, если он белый. А с помощью подвижной игры «Зайка беленький сидит…», закрепляем знания об образе жизни и частях тела зайца, а в дидактической игре «Собери волшебную картину», ребята собирали картину с изображением зимы. С помощью пальчиковой гимнастики:«Кто спит зимой?», «Белочка», «Зайка» и другие дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида и способы передвижения.
Ребятам полюбились рассказы Л. Воронковой; стихотворения З. Александровой, Л. Акима, А. Барто, М. Радиной; русские народные потешки о зиме и животных зимой.
С приходом весны дети замечают, что снег постепенно начинает таять. А когда растает весь снег, то на земле покажутся первые островки зелени. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки, растёт трава, цветы. За этим процессом мы наблюдаем на своём участке и в группе, рассматривая иллюстрации. Дети могут уже сами рассказать, что в лесу живут не только звери, насекомые, птицы, но и растения – деревья, кусты, травы, ягоды, грибы.. С одной из них мы познакомили детей поближе – берёзой. Вместе с детьми выявляем отличительные особенности внешнего вида берёзы. На своём участке и в группе мы рассматривали берёзу и выделяли основные части строения: ствол, ветки, листья. Знакомство с берёзой детей продолжается и в продуктивной деятельности – малыши учились с помощью тычка рисовать на березе первые листочки.
Весной обращали внимание детей, что тёплое весеннее солнце будит жителей леса. Рассказываем, что из земли и коры деревьев вылезают насекомые – жучки, а из куколок вылупляются бабочки. Иллюстрации помогали нам более внимательно рассмотреть бабочек. Дети заметили, что они бывают разные по размеру и по цвету. В группе и на участке дети с удовольствием играют в динамическую игру «Бабочки».
Рассматривая иллюстрации, мы рассказываем детям, как животные живут весной, как они пробуждаются после зимней спячки, какие изменения происходят в их внешнем облике, кто как из них прячется от врагов. Например, заяц прячется от лисы и волка под кустом, ёж сворачивается в клубок, белка забирается высоко на дерево. Рассказали детям о поведении животных, например: заяц – трусливый, волк – злой, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая. Истории о животных и их детёнышах дети слушают с большим удовольствием. Дидактические игры «Мамы и детёныши», «Кто где живёт?», «Угадай по описанию» помогают закрепить полученные знания.
Свои впечатления от весеннего леса ребята демонстрировали в дидактической игре «Собери волшебную картину», в процессе которой развивались не только тактильные умения, познавательные процессы, но и речь малышей.
Ребята с удовольствием слушали художественные литературные о животных и растениях Евгения Чарушина, Б. Заходера, Л. Толстого, А. Барто, А. Плещеева, А. Майкова; русские народные потешки и сказки.
В процессе работы мы познакомили детей с лесом и его обитателями. Рассказали детям о том, какие изменения происходят в лесу в соответствии с сезоном. Свой интерес к миру природы дети выражали в продуктивной и игровой деятельности.
В ходе работы мы формировали у наших детей элементарные представления о характере и образе жизни животных.
Особое внимание уделено развитию у детей эмоционально-доброжелательного отношения к живой природе. Это отношение выражалось как в подвижных, так и в дидактических играх, а воспитание бережного отношения к природе заключалось в формировании понимания малышами элементарных правил поведения в природе.