Цели урока:
- Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
- Развивать умения применять правило.
- Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.
Задачи урока: создать условия для:
- раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже;
- совершенствования правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
- развития навыков орфографической зоркости(все изученные орфограммы), развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;
- воспитания навыков самостоятельной работы, навыков работы в парах.
- Воспитание общечеловеческих качеств: уважение, терпение, наблюдение.
Ход урока
1. Организационный момент
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
“ Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости” -на доске
2. Чистописание.
– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.
К словам подберите антонимы
- плохой-
- трусливый-
- толстый-
- горячий-
– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)
хх хх…..
– Прочитайте слова с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между
– Выпишите междометия.
– Прочитайте. Что они обозначают?
Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций
–Что можете сказать об остальных словах?
– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.
3. Словарная работа.
- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.
- Запишите слова в два столбика.
* учащийся у доски комментирует запись слов.
Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.
Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.
- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )
- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)
- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?
Падеж- работяга
4. Постановка проблемного вопроса.
- Какие вопросы у вас возникли?
- Какой падеж взял себе такой псевдоним?
- Почему его так назвали?
5. Поиск решения проблемы.
- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.
Запись на доске оформляет ученик.
Падеж - работяга? труд работа творить
- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? Творить
- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)
- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский.
"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".
- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?
Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- Труд учеников – учёба в школе и дома.
- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.
6. Формулирование темы и цели урока.
– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?
“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”
- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке?
Расширить знания об особенностях творительного падежа
7. Изучение нового материала.
« Что мы узнаём о творительном падеже »
* составление кластера.
– Как понимаете слово победа? Его лексическое значение.
(Успех в бою, в войне; успех в борьбе за что-либо, достижение; успешное осуществление чего-либо)
8. Работа по карточке.
(У каждого карточка на столе)
Расположите предложения, соответствуя буквам в слове победа.
В выделенных существительных определите падеж.
Едва утром выглянет тусклое солнышко, а птички уже проснулись.
Они спят, как под пуховым одеялом.
А ямки – спальни останутся.
Днём они разлетаются по всему лесу.
Без труда эти лесные курочки зарываются с головой в снег и спят там до утра.
Под снегом зимой спят куропатки, рябчики, тетерева, глухари.
Прочитайте.
– Можно ли сказать, что это текст? Почему?
– Восстановите текст, используя слово победа.
Расположите предложения, соответственно буквам в слове победа.
– Прочитайте текст, который вы записали.
9. Физкультминутка
–1предложение – полный грамматический разбор.(1ученик у доски)
– А есть ли в этом тексте сложное предложение? Прочитайте его.
– Как связаны между собой части сложного предложения.
– А какое предложение называется сложным ?
– Какие ещё два предложения можно соединить, и будет вот эта схема
[] , а []
– В каком падеже стоят выделенные существительные?
– Докажите.
– С какими предлогами употребляются?
- Выполняя эту работу, на какие моменты, вы ещё обратили внимание?
Существительные в творительном падеже имеют окончание
1 скл.-ой,-ей,-ёй – 2 скл.-ом, -ем 3 скл.– ю
и являются второстепенным членом предложения.
– На что мы опираемся при проверке? (алгоритм)
– Давайте вспомним алгоритм.
– Назовите слова помощники 1скл., 2скл., 3скл..
10. Работа по теме урока.
– Итак, на какие вопросы отвечает творительный падеж?
– Какие предлоги употребляются в творительном падеже?
– Каким членом предложения является имя существительное в творительном падеже?
– Как проверить безударные окончания имён сущ. в творительном падеже?
(таблица)
– Приведите примеры имён существительных 1скл., 2скл.,3скл. в ТВ. падеже.
– Так какие окончания имеют имена существительные в ТВ. падеже?
– Вывод.
11. Физкультминутка для глаз.
12. Проверка ЗУН
Дифференцированная работа ( по карточкам )
Карточка (усложнённый)
Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в творительном падеже. Выделите окончания.
Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок).
карточка (простой)
Вставьте пропущенные окончания. Определите склонение, падеж.
Чертеж...м, снег...м, пляж..м, сугроб...м, грач...м, страниц…й, медвед…м, мороз...м, пловц...м, гостинц...м.
Инд-но – (у доски: вставить окончание,определить склонение и падеж)
с ветк... |
за тропинк... |
за магазин...м |
в театр... |
в кроват... |
до деревн... |
с мальчик...м |
из жизн... |
в печал... |
над пристан... |
с подруг...й |
под крыш... |
13. Проверка.
14. Итог урока.
– Как проверить безударные окончания имён существительных?
– Какие окончания имеют имена существительные 1скл. в твор. падеже?
–2скл.? 3скл.?
- Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. –
Урок окончен. Мне было интересно работать на уроке.