Цели: Овладение картиной мира: познакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны в 1917 году; сформировать первичное представление о причинах и по следствиях революции.
Задачи: Чувственно-эмоциональное отношение к миру: вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале XX века; продолжить формирование негативного отношения к вооружённому методу решения проблем.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, рабочие тетради на печатной основе, толковый словарь Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, читая тему урока, о чём мы будем говорить?
- Я предлагаю сначала решить задачу:
Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно 180 млн. человек. К 1924 году в стране осталось 150 млн. человек. Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годом? На сколько уменьшилось население России?
Для справки:в Саратове на настоящий момент почти 1 миллион жителей.
-Сколько таких городов, как Саратов, опустели за эти годы?
(Произведя математические подсчёты, выясним, что - 30!)
-Какой у вас возникает вопрос?
Чем объяснить тот факт, что население России за 10 лет ( с 1914 г. по 1924 г.) уменьшилось более чем на 30 млн. человек?
4. Актуализация знаний.
-Ваши предположения?
(Дети высказывают свои версии. Учитель записывает их на доске. Надо заметить, что фиксируются все версии, какими бы фантастическими они не казались.)
-Теперь наша задача подтвердить или опровергнуть то, что назвали.
5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
-Откроем учебник на стр. 89. Читаем о Росси в начале 20 века.
-Как вы думаете революции могло и не быть?
-Поразмышляем, но сначала выясним, что такое революция? Как вы поняли из текста?
(Дети объясняют так, как поняли, прочитав текст учебника. Затем можно обратиться к любому толковому словарю.)
Революция- коренной и резкий переворот в общественно- политических отношениях, насильственным путём приводящий к смене общественного строя.
- Как правительство России пыталось сохранить мир в стране? Посмотрите на иллюстрации на стр. 89. Они помогут аргументировать свой ответ.
- Чем были недовольны крестьяне? Рабочие?
- Таким образом между классами происходил конфликт. Какие способы урегулирования конфликтов мы знаем из нашей жизни?
(Дети говорят, что любую трудную ситуацию лучше разрешать мирно и постепенно, но в то время так не получилось. Люди хотели быстро всё изменить и часто насильно, поэтому произошла революция.)
Обращаемся к гипотезам, выдвинутым в начале урока и записанным на доске. рядом с теми, что уже подтвердились ставим "+".
- Но гораздо раньше началась 1 -я мировая война. Какие беды война приносит простым людям?
(Ученики рассказывают о своих предположениях, а далее читают в учебнике краткую справку.)
Снова подтверждаем или опровергаем гипотезы.
- В такой обстановке оказалась наша страна к февралю 1917 года. Что же происходило дальше?
- Прочитаем в учебнике и послушаем наших докладчиков.
(Подготовленный ученик рассказывает о В. И. Ленине, который возглавил Октябрьскую революцию 1917 г.)
Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870(18700422), Симбирск - 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) - российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) .
Владимир Ильич Ульянов родился в 1870 году в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886). Мать - Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк, 1835-1916), шведско-немецкого происхождения по матери. И. Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника, что в Табели о рангах соответствовало военному чину генерал-майора, и давало право на потомственное дворянство.
В 1879-1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, которой руководил Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности.
- По-вашему после того, как к власти пришли большевики, трудности простого народа закончились?
- Почему так получилось?
(Ребята утверждают, что у каждого своя правда, а значит и справедливость каждый понимает по-своему. Когда нет согласия не будет ничего хорошего.)
- Совершенно с вами согласна! Таким образом страна попала в новую ловушку. Она раскололась на два враждующих лагеря.
- Те, кто поддерживали большевиков, встали под красные знамёна . Их называли красными, а их противников - белыми.
- Как называют войну между жителями одного государства за власть в стране?
(Мало кто из учеников знаком с определением "Гражданская война", поэтому выдвигают различные версии.)
- Прочитаем в учебнике о гражданской войне.
- Определите по карте, какой город в годы Гражданской войны стал столицей красных, а какие города были столицами белых?
- Что означают красные стрелки?
- Как вы думаете а наш город, наши люди принимали участие в этой войне?
- Может, быть вы кого-нибудь из героев Гражданской войны знаете?
(Выслушиваются ответы ребят. Далее подготовленные ученики рассказывают о героях гражданской войны. Надо отметить, что рассказывать надо и о красных и о белых. Каждый ученик должен сам определиться в отношении к тем или иным героям.)
Иван Семёнович Кутяков родился 18 января 1897 года в cеле Шалаши (ныне Красная Речка Пугачёвского района) в крестьянской семье. В ранге младшего унтер-офицера Кутяков, которому ещё не было и 20 лет, участвовал в Первой мировой войне. После Февральской революции 1917 года вступил в РСДРП(б), через год организовал в Новозахаркинской волости Николаевского уезда отряд красной гвардии, с которыми вскоре присоединился к Разинскому полку В. И. Чапаева, командовал бригадой. После гибели Чапаева 5 сентября 1919 года принял командование дивизией. В первые годы гражданской войны участвовал в освобождении Самары, Уфы, Уральска, затем был переведён на Западный фронт. С наступлением мирного времени учился в Военной академии РККА, после чего был направлен на Туркестанский фронт командующим Хорезмской группы. В 1930 году Кутяков окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, с 1935 года работал заместителем командующего Приволжского военного округа. С началом массовых репрессий в 1937 году был арестован и расстрелян 28 июля 1938 года. Похоронен в Москве на расстрельном полигоне "Коммунарка", посмертно реабилитирован в 1956 году.
Иван Семёнович трижды награждался Орденоми Красного знамени: за освобождение Уфы, участие в боях Западного фронта гражданской войны и за сражения с басмачами.
Именем Кутякова названы улицы в Пугачёве, Саратове и Самаре. В школьном музее села Берёзово Пугачёвского района собрана экспозиция о революционере.
Карп Васильевич Свиридов родился 24 мая 1896 года в селе Чиганаке Ртищевского района Саратовской области. В августе 1915 года Свиридов был призван в царскую армию. Воевал на фронтах Первой мировой войны, младший унтер-офицер. С Октябрьской революцией Карпа Свиридова избрали командиром пулеметной роты. В составе первых красногвардейских отрядов Свиридов участвовал в боях против немецких войск под Псковом и Петроградом. В Гражданскую войну воевал в Красной Армии на Южном и Восточном фронтах, командуя отделением, взводом и ротой. В 1920 году вступил в РКП (б). С 1920 по 1923 годы Свиридов учился в Объединенной военной школе имени ВЦИК. Карп Свиридов нередко находился на постах № 26 и 27, охраняя кабинет и квартиру В. И. Ленина. С 1923 года служил в 94-м пехотном полку имени М. В. Фрунзе, дислоцировавшимся в Саратове, занимая должности командира взвода, пулеметной роты, начальника полковой школы. Избирался депутатом Саратовского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Затем Карп Свиридов проходил службу в Сызрани, Перми, Куйбышеве, Ульяновске. С 28 августа 1939 по 31 августа 1941 - командир 18-й стрелковой дивизии. В мае 1941 года закончил курсы усовершенствования начсостава при Военной академии имени М. В. Фрунзе.
С начала до окончания Великой Отечественной войны Свиридов принимал участие в сражениях на Западном, Калининском, Северо-Западном, Сталинградском, Южном, 4, 3 и 2-м Украинских фронтах, командуя дивизией и корпусом. За время войны участвовал в оборонительных боях под Оршей, Смоленском, Ржевом, Калинином, в контрнаступлении советских войск под Москвой, Сталинградской битве, освобождении Украины, Венгрии, Чехословакии и Австрии. С сентября 1941 года по октябрь 1942 Свиридов - командир 363-я стрелковой дивизии (в марте 1942 года преобразована в 22-ю гвардейскую). В октябре 1942 дивизия преобразована во 2-й гвардейский механизированный корпус, которым Свиридов командовал до конца войны. 1 ноября 1944 года корпус под командованием генерал-лейтенанта Свиридова был введён в бои за освобождение Будапешта. Разгромив оборону противника между Тисой и Дунаем, гвардейский корпус на второй день вышел к окраинам Будапешта. Форсировав Дунай, корпус Свиридова из района озера Веленце в направлении Эстергома прорвал оборону гитлеровцев и, совместно с другими соединениями РККА, окружил в Будапеште 188-тысячную группировку противника. В течение следующих 53 дней генерал-лейтенант Свиридов командовал уличными боями в западной части Будапешта. 13 февраля 1945 года Будапешт был очищен от противника. 17 марта 1945 года корпус под командованием генерал-лейтенанта Карпа Свиридова, нанеся удар из района Чаквара в направлении Дьёра, переправился на левый берег Дуная и совершил обход Вены с севера и город 13 апреля 1945 года был окончательно очищен от гитлеровцев. После взятия Вены корпус Свиридова вместе с партизанами из отряда "Смерть фашизму" пошёл с боями к Праге. Указом № 4790 Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за умелое командование частями корпуса при взятии Будапешта и Вены и проявленные при этом отвагу и мужество гвардии генерал-лейтенанту танковых войск Карпу Васильевичу Свиридову присвоено Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". На Параде Победы 24 июня 1945 года в Москве Карп Свиридов вёл по Красной площади сводный танковый батальон 2-го Украинского фронта. В 1947 году Свиридов закончил высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.
В 1955 году по состоянию здоровья генерал-лейтенант Свиридов ушёл в отставку. После отставки жил в Киеве, где и умер 4 февраля 1967 года. Был похоронен на Байковом кладбище.
6. Применение нового знания.
-Почему Гражданскую войну называют страшной бедой для России?
-Почему, как вы думаете, многие отказались воевать как за белых, так и за красных?
-Какой сделаем вывод?
(Гражданская война- бедствие. Ведь бывало так, что родные люди оказывались во враждующих лагерях, рушились семьи, рушилось все! Это очень страшно . И такое не должно повториться никогда.)
Вновь обращаемся к начальным гипотезам.
-В результате длительной войны победили красные. И в 1922 году было создано новое государство. Прочитайте о нём в учебнике.
-Более подробно об СССР мы поговорим на следующих уроках. Теперь же хотелось бы узнать, какой ответ вы можете дать на вопрос нашего урока: Почему за десятилетие население России уменьшилось почти на 30 миллионов человек?
- Какие из наших версий подтвердились?
7. Рефлексия.
-Согласны ли вы с утверждением о том времени "Россия в огне"?
-Что для себя вы усвоили? Какие выводы сделали?
8. Домашнее задание:
Напишите письмо с фронта от имени участника Гражданской войны одной из воевавших сторон. Расскажите о том, что увидели на войне, какие чувства испытали, выскажите свою оценку происходящему.