Дополнительное образование "Юный исследователь"

Разделы: Внеклассная работа


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.

Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:

1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы  обучающиеся  наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы. Например, повышение итоговой оценки по предмету, предоставление права сдавать экзамен на итоговой аттестации в форме защиты реферата, освобождение от переводного экзамена и т.д.

2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от  школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.

3. Постановка задачи.

4. Фиксирование и предварительная обработка данных.

5. Обсуждение результатов исследования.

6. Оформление результатов работы.

7. Представление исследовательской работы на конференции.

Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов. 

Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение особо охраняемых территории Республики Башкортостан. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентаций на компьютере в программе MS Word, данные работы объединяются  в сборнике «Юный исследователь».

Новизна. Современное экологическое образование подразумевает  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в походных условиях, может корректироваться в процессе  работы. Основной состав ребят – это обучающиеся 7-10 классов. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Работа строится в два этапа: 1-я половина дня – кружковая работа, выполнение исследовательских работ, 2-я половина дня  ознакомительно – экскурсионная.

Цель программы:

Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.

Задачи:

1. Выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, водных ресурсов, почвы, воздушных масс, растительного и животного мира района проведения лагеря;
2. Организовать формирование познания законов природы, расширение кругозора, обучение принципам бесконфликтного существования в природе;
3. Познакомиться с основными фитоценозами, характерными для территории Национального парка «Башкирия»;
4. Научить оформлению документирования результатов исследований, наблюдений (заполнение бланков, описание пробных площадей, сбор гербария, зарисовки, записи в дневниках и т.д.)

Методы. На исследовательских занятиях широко используются следующие методы:

– морфологический;
– комплексный ;
– биогеографический;
– аналитический метод;
– исследовательский метод;
– наблюдение с последующей регистрацией явлений.

Ожидаемые результаты:

– активное приобщение к исследовательской деятельности по изучению природной среды и экосистемы родного края;
– приобретение навыков научного эксперимента;
– развитие наблюдательности, пробуждение интереса к изучению конкретных экологических вопросов;
– лучшее усвоение программы биологии, экологии и географии;
– принимать участие в экологических конкурсах, олимпиадах, детских конференциях.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 Как написать исследовательскую работу 1 1
2 Работа с выбранными темами  12 12
3 Оформление  исследовательских работ 1 1
 

ИТОГО

14 2 12

III.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема №  1  (1 час)
Как написать исследовательскую работу

1. Основные вопросы. Методы Исследования.

2. Требования к знаниям и умениям.  Научить   обучающихся  методам и способам  исследовании, умения распределять обязанности   в группе

3. Самостоятельная работа. Организация творческих групп.  Выбор тем исследовательской работы.  Составление плана работы.

4. Тематика практических работ. Выбор темы исследовательских и практических работ предложенных руководителями рабочих групп.

Тема № 2  (12 часов)
Работа с выбранными темами

1. Основные вопросы. Работа с выбранными  темами исследования.

2. Требования к знаниям и умениям. Беседа с работниками Национального парка и руководителями групп о выборе тем для дальнейшего исследования (экскурсии, работа в библиотеке)

3. Самостоятельная работа

1 группа Обследование местности проживания бобров; описание растительности и рельефа местности; составление диаграммы деревьев и погрызов на обследуемой территории; составление карты местности; сбор фотографического материала; подготовка презентации, отчета.
2 группа. Дать оценку эмоционального восприятия  кабинетов; изучить влияние экологических факторов: отделки, интерьера школьного кабинета на здоровье обучающихся;  определить гигиенические нормы данных факторов в кабинетах; собрать и оформить данные для исследовательской работы.
3 группа. Закладка  пробных площадок; изучение литературы о медоносных и лекарственных растениях; практический эксперимент: определение видов и  фармакологических свойств медоносных растений, растущих на территории лагеря; определение состава меда,   способствующего    излечению  нашего организма  от тех или иных болезней; выводы и рекомендации.
4 группа. Выяснить произрастания  лука косого в окрестностях села Нугуш; сбор материалов по данной теме и их изучение; определение видов дикого лука; сделать гербарий дикого лука привлекательного; разработать рекомендацию по охране исчезающего вида лука косого.
5 группа. Изучить материалы музея и прослушать сообщения экскурсоводов; обобщить полученные результаты и сделать соответствующие выводы об использовании материалов музея для разработки новых исследований и для реализации учебных задач; сделать выводы и рекомендации.
6  группа. Заложить пробные площадки 2х2 м; вести ежедневный учет насекомых; составить  коллекции насекомых с латинскими названиями;
подготовить выводы о сохранение видового состава насекомых.
7 группа.  Изучить материалы в музеях НП «Башкирия» и МОБУ СОШ с. Нугуш о топонимике; составить карту изучаемой местности; описать и перевести местные названия ручьев и рек;  составить топонимический словарь; подготовить презентацию.

4. Тематика практических работ

1. «Летние наблюдения за жизнью бобров на ручье Таллы (с. Нугуш)»
2. «Экология школьных помещений МОБУ СОШ  с. Нугуш и её влияние на здоровье обучающихся».
3. «Медоносные растения, растущие на территории лагеря».
4.  «Общая характеристика дикого лука косого (уксун)».
5. «Материалы историко-краеведческого музея МОБУ СОШ с. Нугуш и музея Национального парка «Башкирия» в изучении истории края».
6. «Топонимика окрестности с. Нугуш».
7.  « Определение плотности насекомых на территории лагеря»

Тема № 3
Оформление  исследовательских работ ( 1 час)

1. Основные вопросы. Как правильно оформить   исследовательскую  работу или творческий проект. Презентация.

2. Требования к знаниям и умениям.  Научить  правильному  оформлению  исследовательских работ, на какие вопросы  обратить больше внимания в своих  работах, составление диаграмм, работа с  ИКТ в режиме Exel и Word, как  подготовить презентацию к своей работе.

3. Самостоятельная работа.  Самостоятельно оформить свою работу соблюдая требования, которые предъявляются к творческим проектам: титульный лист; оглавление; цели, задачи, актуальность; основная часть; выводы и рекомендации; литература; приложения.

4. Тематика практических работ. Подготовить презентации к своим работам.

IV. Методическое обеспечение

Основные методы и формы работы с детьми.

Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход – т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом  являются полевая экскурсия и самостоятельная исследовательская (проектная) деятельность.

Приемы,  используемые в работе: Беседа с ребятами об актуальности и новизне во время работы над исследовательскими проектами; встречи с работниками парка; экскурсии по территории Национального парка, посещение памятника природы Карстовый мост «Куперля»; работа в библиотеке; изучение материалов,  имеющихся  в школьном  музее,  и в музее НП «Башкирия».

Формы занятий.  Изучение специальной литературы, сбор информации, опрос местных жителей, закладка пробных площадок, наблюдение и изучение флоры и фауны на территории парка, ведение записей в дневниках наблюдений, проведение познавательных и развивающих игр.

Дидактический материал.  Учебно-методическая литература; методические пособия; аудио- и видеоматериалы; учебники; натуральные объекты.

Техническое оснащение. Для выполнения практической части необходимо оборудование: компьютеры; переносной  экран; проектор; письменные принадлежности; рулетка; калькулятор; портновские иглы;  бечевка; колышки; энтомологические сачки для «кошения»; полевые дневники; морилки; пробирки; часы; ватные матрасики; бинокли.

Формы подведения итогов. Выступление  ребят перед сверстниками и педагогами с исследовательскими работами и  презентациями. Подготовка материалов для выпуска сборника «Юный исследователь».

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Сайфуллина Н.М. Природа, наука и туризм: материалы Всероссийской НПК посвященной 25-летию НП «Башкирия». Уфа: «Гилем». 2011. 161 с.
2. Брем А. Жизнь животных: Млекопитающие. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 208 с.
3. Брем А. Жизнь животных: Насекомые. М.: ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 224 с.
4. Тихонов А.В. Растения России. Красная книга. М.:Росмэн, 2010. 171 с.
5. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся. В.: «Учитель». 2010. 131 с.
6. Кусябаява Р.Р. Как воспитать в ребенке творческую личность. Сборник разработок концепции, программ и примерных уроков. Уфа: БИРО, 2008.  125 с.
7. Булаев М.А. Организационно-финансовое обеспечение и безопасность полевых туристских лагерей: Практическое пособие.Ханты-Мансийск, 2005. 194 с.
8. Степанчук Н.А. Экология,7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель, 2009. 183 с
9. Степанчук Н.А. Прилипко Н.И. Практикум по общей экологии 9 класс. Волгоград:Учитель, 2009. 208 с.
10. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. Волгоград: Учитель, 2008. 109 с.

Дополнительная литература:

11. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград: Учитель, 2009. 103 с
12. Кондрашова Л. Энциклопедия животных. М.: Эксмо, 2007, 126 с.
13. Алексеев С.В. Груздева Н.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М.:АО МДС, 1996. 188 с.
14. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Экология для устойчивого развития Башкортостана. Уфа: ГУЛ «Табигат». 2006. 154 с.
15. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы выявления и развития одаренности школьников. Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.
16. Фадеева Г.А. Неделя экологии в школе.Волгоград:Учитель, 2007. 66 с
17. Грудинова Л.А. Сборник инструкции и методических рекомендации по     обеспечению безопасности при проведение туристко-краеведческих мероприятий с учащимися. Красноярск, 2005. 69 с.
18. Г.А. Новиков "Полевые исследования экологии наземных позвоночных животных" изд. «Советская наука», 1949 г. 350 с.