I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
1. Мотивация научно-исследовательской деятельности. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы обучающиеся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы. Например, повышение итоговой оценки по предмету, предоставление права сдавать экзамен на итоговой аттестации в форме защиты реферата, освобождение от переводного экзамена и т.д.
2. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от школьника, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
3. Постановка задачи.
4. Фиксирование и предварительная обработка данных.
5. Обсуждение результатов исследования.
6. Оформление результатов работы.
7. Представление исследовательской работы на конференции.
Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.
Актуальность программы в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение особо охраняемых территории Республики Башкортостан. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентаций на компьютере в программе MS Word, данные работы объединяются в сборнике «Юный исследователь».
Новизна. Современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в походных условиях, может корректироваться в процессе работы. Основной состав ребят – это обучающиеся 7-10 классов. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Работа строится в два этапа: 1-я половина дня – кружковая работа, выполнение исследовательских работ, 2-я половина дня ознакомительно – экскурсионная.
Цель программы:
Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.
Задачи:
1. Выполнить широкий спектр исследовательских и
проектных работ, включающих изучение
климатических факторов, водных ресурсов, почвы,
воздушных масс, растительного и животного мира
района проведения лагеря;
2. Организовать формирование познания законов
природы, расширение кругозора, обучение
принципам бесконфликтного существования в
природе;
3. Познакомиться с основными фитоценозами,
характерными для территории Национального парка
«Башкирия»;
4. Научить оформлению документирования
результатов исследований, наблюдений
(заполнение бланков, описание пробных площадей,
сбор гербария, зарисовки, записи в дневниках и
т.д.)
Методы. На исследовательских занятиях широко используются следующие методы:
– морфологический;
– комплексный ;
– биогеографический;
– аналитический метод;
– исследовательский метод;
– наблюдение с последующей регистрацией
явлений.
Ожидаемые результаты:
– активное приобщение к исследовательской
деятельности по изучению природной среды и
экосистемы родного края;
– приобретение навыков научного эксперимента;
– развитие наблюдательности, пробуждение
интереса к изучению конкретных экологических
вопросов;
– лучшее усвоение программы биологии, экологии и
географии;
– принимать участие в экологических конкурсах,
олимпиадах, детских конференциях.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1 | Как написать исследовательскую работу | 1 | 1 | – |
2 | Работа с выбранными темами | 12 | – | 12 |
3 | Оформление исследовательских работ | 1 | 1 | – |
ИТОГО |
14 | 2 | 12 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1 (1 час)
Как написать исследовательскую работу
1. Основные вопросы. Методы Исследования.
2. Требования к знаниям и умениям. Научить обучающихся методам и способам исследовании, умения распределять обязанности в группе
3. Самостоятельная работа. Организация творческих групп. Выбор тем исследовательской работы. Составление плана работы.
4. Тематика практических работ. Выбор темы исследовательских и практических работ предложенных руководителями рабочих групп.
Тема № 2 (12 часов)
Работа с выбранными темами
1. Основные вопросы. Работа с выбранными темами исследования.
2. Требования к знаниям и умениям. Беседа с работниками Национального парка и руководителями групп о выборе тем для дальнейшего исследования (экскурсии, работа в библиотеке)
3. Самостоятельная работа
1 группа Обследование местности
проживания бобров; описание растительности и
рельефа местности; составление диаграммы
деревьев и погрызов на обследуемой территории;
составление карты местности; сбор
фотографического материала; подготовка
презентации, отчета.
2 группа. Дать оценку эмоционального
восприятия кабинетов; изучить влияние
экологических факторов: отделки, интерьера
школьного кабинета на здоровье обучающихся;
определить гигиенические нормы данных факторов
в кабинетах; собрать и оформить данные для
исследовательской работы.
3 группа. Закладка пробных площадок;
изучение литературы о медоносных и
лекарственных растениях; практический
эксперимент: определение видов и
фармакологических свойств медоносных растений,
растущих на территории лагеря; определение
состава меда, способствующего
излечению нашего организма от тех или иных
болезней; выводы и рекомендации.
4 группа. Выяснить произрастания лука
косого в окрестностях села Нугуш; сбор
материалов по данной теме и их изучение;
определение видов дикого лука; сделать гербарий
дикого лука привлекательного; разработать
рекомендацию по охране исчезающего вида лука
косого.
5 группа. Изучить материалы музея и
прослушать сообщения экскурсоводов; обобщить
полученные результаты и сделать соответствующие
выводы об использовании материалов музея для
разработки новых исследований и для реализации
учебных задач; сделать выводы и рекомендации.
6 группа. Заложить пробные площадки 2х2 м;
вести ежедневный учет насекомых; составить
коллекции насекомых с латинскими названиями;
подготовить выводы о сохранение видового
состава насекомых.
7 группа. Изучить материалы в музеях НП
«Башкирия» и МОБУ СОШ с. Нугуш о топонимике;
составить карту изучаемой местности; описать и
перевести местные названия ручьев и рек;
составить топонимический словарь; подготовить
презентацию.
4. Тематика практических работ
1. «Летние наблюдения за жизнью бобров на ручье
Таллы (с. Нугуш)»
2. «Экология школьных помещений МОБУ СОШ с.
Нугуш и её влияние на здоровье обучающихся».
3. «Медоносные растения, растущие на территории
лагеря».
4. «Общая характеристика дикого лука косого
(уксун)».
5. «Материалы историко-краеведческого музея МОБУ
СОШ с. Нугуш и музея Национального парка
«Башкирия» в изучении истории края».
6. «Топонимика окрестности с. Нугуш».
7. « Определение плотности насекомых на
территории лагеря»
Тема № 3
Оформление исследовательских работ ( 1
час)
1. Основные вопросы. Как правильно оформить исследовательскую работу или творческий проект. Презентация.
2. Требования к знаниям и умениям. Научить правильному оформлению исследовательских работ, на какие вопросы обратить больше внимания в своих работах, составление диаграмм, работа с ИКТ в режиме Exel и Word, как подготовить презентацию к своей работе.
3. Самостоятельная работа. Самостоятельно оформить свою работу соблюдая требования, которые предъявляются к творческим проектам: титульный лист; оглавление; цели, задачи, актуальность; основная часть; выводы и рекомендации; литература; приложения.
4. Тематика практических работ. Подготовить презентации к своим работам.
IV. Методическое обеспечение
Основные методы и формы работы с детьми.
Основным методическим подходом в рамках данной
программы является «натуралистический» подход
– т.е. обучение и воспитание детей в природной
обстановке, на примере живых, «реальных»
объектов, существующих в естественных условиях.
Двумя основными формами обучения, при этом
являются полевая экскурсия и самостоятельная
исследовательская (проектная) деятельность.
Приемы, используемые в работе: Беседа с ребятами об актуальности и новизне во время работы над исследовательскими проектами; встречи с работниками парка; экскурсии по территории Национального парка, посещение памятника природы Карстовый мост «Куперля»; работа в библиотеке; изучение материалов, имеющихся в школьном музее, и в музее НП «Башкирия».
Формы занятий. Изучение специальной литературы, сбор информации, опрос местных жителей, закладка пробных площадок, наблюдение и изучение флоры и фауны на территории парка, ведение записей в дневниках наблюдений, проведение познавательных и развивающих игр.
Дидактический материал. Учебно-методическая литература; методические пособия; аудио- и видеоматериалы; учебники; натуральные объекты.
Техническое оснащение. Для выполнения практической части необходимо оборудование: компьютеры; переносной экран; проектор; письменные принадлежности; рулетка; калькулятор; портновские иглы; бечевка; колышки; энтомологические сачки для «кошения»; полевые дневники; морилки; пробирки; часы; ватные матрасики; бинокли.
Формы подведения итогов. Выступление ребят перед сверстниками и педагогами с исследовательскими работами и презентациями. Подготовка материалов для выпуска сборника «Юный исследователь».
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Сайфуллина Н.М. Природа, наука и туризм:
материалы Всероссийской НПК посвященной 25-летию
НП «Башкирия». Уфа: «Гилем». 2011. 161 с.
2. Брем А. Жизнь животных: Млекопитающие. М.:
ООО ТД «Издательство МИР книги», 2011. 208 с.
3. Брем А. Жизнь животных: Насекомые. М.: ООО ТД
«Издательство МИР книги», 2011. 224 с.
4. Тихонов А.В. Растения России. Красная
книга. М.:Росмэн, 2010. 171 с.
5. Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы
внеклассные мероприятия, исследовательская
деятельность учащихся. В.: «Учитель». 2010. 131 с.
6. Кусябаява Р.Р. Как воспитать в ребенке
творческую личность. Сборник разработок
концепции, программ и примерных уроков. Уфа: БИРО,
2008. 125 с.
7. Булаев М.А. Организационно-финансовое
обеспечение и безопасность полевых туристских
лагерей: Практическое пособие.Ханты-Мансийск, 2005.
194 с.
8. Степанчук Н.А. Экология,7-8 классы:
практикум по экологии животных. Практикум по
экологии человека. Волгоград: Учитель, 2009. 183 с
9. Степанчук Н.А. Прилипко Н.И. Практикум по
общей экологии 9 класс. Волгоград:Учитель, 2009. 208 с.
10. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в
школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные
программы, тематические вечера, беседы.
Волгоград: Учитель, 2008. 109 с.
Дополнительная литература:
11. Щербакова С.Г. Формирование проектных
умений школьников: практические занятия.
Волгоград: Учитель, 2009. 103 с
12. Кондрашова Л. Энциклопедия животных. М.:
Эксмо, 2007, 126 с.
13. Алексеев С.В. Груздева Н.В. Практикум по
экологии. Учебное пособие. М.:АО МДС, 1996. 188 с.
14. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. Экология для
устойчивого развития Башкортостана. Уфа: ГУЛ
«Табигат». 2006. 154 с.
15. Фахретдинова Ф.Р. Губайдуллин М.И. Методы
выявления и развития одаренности школьников.
Уфа.: изд-во БИРО. 2006. 107 с.
16. Фадеева Г.А. Неделя экологии в
школе.Волгоград:Учитель, 2007. 66 с
17. Грудинова Л.А. Сборник инструкции и
методических рекомендации по
обеспечению безопасности при проведение
туристко-краеведческих мероприятий с учащимися.
Красноярск, 2005. 69 с.
18. Г.А. Новиков "Полевые исследования
экологии наземных позвоночных животных" изд.
«Советская наука», 1949 г. 350 с.