В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие у учащихся таких компетентностей, которые способствовали бы самореализации его личного потенциала. То есть школьник, обладая правом являться субъектом образования, кроме знаний, должен овладеть универсальными учебными действиями, которые определят его готовность к жизни в современном обществе. [2]
Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [3]
Становление коммуникативной компетентности младших школьников– один из ключевых моментов развития личности.
Я понимаю коммуникативную компетентность как целостную
систему психических и поведенческих
характеристик человека, способствующих
успешному общению.
Каково значение коммуникативной компетентности
ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность.
Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности» [1 ].
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
В-третьих, коммуникативная компетентность обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативные компетентности: умение общаться, договариваться, слушать, выражать свое мнение, развитие умения формулировать проблему и намечать пути её решения, развитие умения кратко излагать мысли.
В большей степени формирование названных ключевых компетентностей происходит в процессе проектной деятельности.
Метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
– вступать в контакт с любым типом собеседника
(по возрасту, статусу, степени близости и
знакомство и т.д.), учитывая его особенности;
– поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы
и правила общения, в формах монолога и диалога, а
также с использованием средств невербального
общения;
– слушать собеседника, проявляя уважение и
терпимость к чужому мнению;
– высказывать, аргументировать и в культурной
форме отстаивать собственное мнение;
– стимулировать собеседника к продолжению
общения;
– грамотно разрешать конфликты в общении;
– изменять при необходимости свое речевое
поведение;
– оценивать успешность ситуации общения;
– корректно завершать ситуацию общения.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» – вот основной тезис метода проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные компетенции, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, коммуникативные.
Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы» [4].
Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу [5].
Правила работы с информацией: (относятся к формированию учебно-познавательных и регулятивных учебно-универсальных действий)
– уметь слушать – выделение главного
– уметь находить информацию – анализ и синтез
– уметь читать – обобщение, абстрагирование
– уметь конспектировать – индукция и дедукция
– уметь понимать – классификация
– уметь запоминать – логическое мышление
– доказательство, аргументирование
– творчество, исследование.
Одним из результатов проектов является
развитие умения личности сотрудничать с другими,
что положительно влияет на формирование
коммуникативной компетентности.
В проектной деятельности коммуникативная
компетентность рассматривается как система
внутренних ресурсов, необходимых для построения
эффективного коммуникативного действия в
определённом круге ситуаций межличностного
взаимодействия.
По мнению ряда психологов, проектная деятельность формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, включающих:
- творческое мышление;
- культуру речевого действия;
- культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
- культуру жестов и пластики движений;
- культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
- культуру эмоций.
Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.
Сущность метода проектов заключается в создании проблемной ситуации, поиск способов решения, выдвижения гипотез. В проектной деятельности используются исследовательские, поисковые, научные методы, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры.
Важным условием проектной деятельности является оформление результатов проекта, его защита, выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов, самооценка, внешняя оценка.
В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем.
Мною разработана авторская программа дополнительного образования по проектной деятельности «Росток». В основе которой лежит развитие коммуникативных навыков, умение конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивать индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей.
Цель программы: выработать и развить специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Задачи:
- Расширение кругозора учащихся, развитие речи, пополнение словарного запаса;
- Повышение мотивации к исследовательской и проектной работе;
- Помощь в формировании первоначальных навыков исследовательской и проектной работы;
- Развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации, Интернет-ресурсами;
- Создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- Приобретение учащимися практических навыков пользования техническими средствами, используемых при создании проектов, презентаций.
Нами был разработан и реализован проект на тему «Баба-Яга – ведьма или богиня?» Осуществление метода проектов проходило в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.
На первом этапе – постановки проблемы и решение проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей, ставили цель и задачи, определяли продукт деятельности. На этом этапе решались такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.
На втором этапе происходило обсуждение
проблемы, поиск путей разрешения проблемной
ситуации, планировалась необходимая
деятельность. Обсуждая проблему, дети выясняли
новые источники информации, учитель направлял
мысль детей в нужную сторону для
самостоятельного поиска. На этом этапе решались
такие коммуникативные задачи как развитие
речемыслительных высказываний, умений с помощью
слова высказывать свои мысли и поддерживать
диалог с учителем и сверстниками.
На третьем этапе дети самостоятельно или с
совместными усилиями взрослых, применив
необходимые знания должны получить реальный и
ощутимый результат. На этом этапе решались
задачи установления интерактивного
взаимодействия: умения слушать и слышать
собеседника; умение инициативно высказываться,
задавать вопросы, проявлять активное ответное
отношение, умение эмоционально сопереживать.
На четвертом этапе подготовки к презентации решались речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.
Результативность:
Цели, поставленные перед реализацией проекта, были достигнуты. Во время реализации проекта учащиеся активно участвовали в дискуссии при обсуждении проблемы, точно формулировали свои высказывания при планировании деятельности. Сбор информации не только помог учащимся расширить интеллектуальный кругозор, но и словарный запас, потому что школьникам приходилось работать и со словарями, и с энциклопедиями. Кроме того, при работе над текстом для продуктов проекта закреплялся опыт учеников по стилистике и грамотности письменной и устной речи.
Детям нравится участвовать в различных проектах, конкурсах, программах, конференциях. У детей накапливается опыт публичных выступлений, повышается мотивация, развивается интеллект, выявляются и развиваются творческие способности. У детей появляется желание показать себя, свои возможности и способности, заявить о себе.
Результаты нашей деятельности – призовые места на муниципальной конференции «Я познаю мир», всероссийской научно-практической конференции Первые шаги в науке».
Совместно с психологом проведена диагностика сформированности коммуникативной успешности. Диагностика показала, что уменьшилось количество школьников, находившихся на низком уровне по поведенческому параметру на 40%; число школьников, находившихся на уровне ниже среднего, уменьшилось на 27,5%.; количество младших школьников, находившихся на высоком уровне, увеличилось на 24%.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию.
Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.
Список литературы:
- Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002.
- Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009.
- Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СП.: Питер 2004. – 316 с.
- Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В.; Под ред. С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.
- Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость //Мир образования – образование в мире. – 2001. – №4.