Конспект урока по математике на тему "Табличное умножение и деление. Решение задачи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Базовый учебник – М.И.Моро, Математика 3 класс, 2 часть.

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Решение геометрических задач на основе знаний таблиц умножения и деления.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познавательные:
      • закрепить знания по теме,
      • активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся;
    • предметные:
      • повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления,
      • усвоение и систематизация понятий: компоненты действий, периметр, геометрические фигуры;
    • регулятивные УУД: 
      • действовать по плану и планировать свои учебные действия;
      • адекватно оценивать свои достижения,
      • осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, прогнозировать результат;
  • Воспитывающие:
    • коммуникативные:
      • воспитывать  умение обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
      • воспитывать  умение слушать и вступать в диалог
      • воспитывать  умение  участвовать в коллективном обсуждении проблем
      • воспитывать  умение  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
    • личностные: 
      • воспитывать  умение выделять нравственный аспект поведения
      • воспитывать   учебно-познавательный интерес к учебному материалу
      • воспитывать способность к самооценке;
      • способствовать воспитанию активности, самостоятельности, продолжить формирование коммуникативных навыков.
  • Развивающие:
    • познавательные УУД:
      • искать, получать и использовать информацию соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
      • развивать речь, мышление, математические способности, внимание, сенсорную сферу личности; умение выполнять операции анализа, синтеза;
      • способность делать выводы на основе наблюдений и закономерностей;
    • коммуникативные УУД:
      • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; умение работать в группах, анализировать;
    • личностные УУД:
      • формировать у младших школьников учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи,
      • развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим.

Тип урока – урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, интернет.

ХОД УРОКА

Этапы Содержание
I. Организационный момент (Цель: создать благоприятный эмоциональный микроклимат)

Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.

– Начнем урок математики.
– Какое сегодня число?
– Какое число было три дня назад?
– Какой по счету день недели?
– Какой день недели будет послезавтра?
– Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока.

II. Устный счет

Интерактивная доска (с. 2)

(Цель: продемонстрировать полученные знания)

Чтобы спорилась работа,
Начнем с «гимнастики ума» – устного счета.

1) Работа в тетрадях для устного счета по  таблице умножения.

2. Задачи:

  • Альбом стоит 8 рублей. Сколько стоят 4 таких альбома? (32 рубля)
  • На 28 рублей купили 7 тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь? (4 рубля)
  • В классе 5 девочек, а мальчиков – в 2 раза больше. Сколько мальчиков в классе? (10 мальчиков)
  • У Лены 18 синих шаров и 6 красных. Во сколько раз синих шаров больше, чем красных? На сколько красных шаров меньше, чем синих? (В 3 раза, на 12 шаров)

3) Устная работа:

Дети вытаскивают из мешка Деда Мороза выражения, находят значения выражений и распределяют их в нужные мешки, используя правила делимости чисел и четности чисел.

III. Повторение и  закрепление пройденного материала

Интерактивная доска (с. 3)

Интерактивная доска (с. 4)

1) На этой странице учащиеся вспоминают такие понятия, как увеличение и уменьшение чисел  на несколько единиц и в несколько раз.

1 – под руководством учителя;
2 – самостоятельно, с последующей проверкой, путем перемещения Снегурочки и Снеговика

2) Сравнение единиц измерения.

В выражения необходимо вставить знаки так, чтобы неравенства стали верными. 
Ученики выполняют задания самостоятельно.
Проверка:
1– учитель проверяет несколько работ по выбору;
2 – остальные учащиеся проверяют с доской, путем вытаскивания нужных знаков из подарков.

IV. Физминутка

Интерактивная доска (с. 5)

– Молодцы. Вы выполнили все задания верно и Дед Мороз приготовил Вам Новогодний сюрприз – Новогоднюю физминутку.
(http://nachalka50.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_quot_novogodnjaja_samba_quot/10-1-0-50 М.Брунь)
V. Сообщение темы и целей урока

Решать задачи – это здорово!
Неинтересен урок без задач.
Задачи заставляют думать,
Анализировать и рассуждать.

– Какова тема нашего урока? (На уроке мы будем решать задачи)
– Да, на уроке мы будем решать задачи разных видов и, конечно же, повторять табличное умножение и деление.

VI. Работа по теме урока

Интерактивная доска (с. 6)

Интерактивная доска (с. 7)

1) Откройте учебник на стр. 43

Задача № 1

– Прочитайте задачу.
– Что мы узнали из условия?
– Как сделать краткую запись условия задачи?

(Учащиеся заполняют  краткое условие задачи, путем сдвига нужных прямоугольников.)

– Какую схему мы нарисуем к данной задаче?

(Учащиеся заполняют  схему к задаче, путем сдвига нужных прямоугольников.)

После разбора дети самостоятельно решают задачу.
Проверка на доске с объяснением.

2) Немного отдохнем от задач, поработаем с числовыми выражениями (решить с комментированием):

36 : 9 х 4 =                  80 – 64 : 8 =
36 : (9 х 4) =                16 + 9 х 6 =
24 : 3 + 5 =                  (30 + 26) : 8 =
24 : (3 + 5) =                7 х (40 – 34) =

Физминутка – упражнения для повышения активности

– Чтобы повысить работоспособность нашего организма, надо массировать уши, на которых находятся биологически активные точки:

  • Потягивание за мочки ушей сверху вниз.
  • Потягивание ушной раковины вверх.
3) Геометрическая задача:
«Длина прямоугольника 6 см, а ширина – на 2 см меньше. Узнай периметр и площадь этого прямоугольника.
Решают самостоятельно.
VII. Закрепление пройденного материала 1) – Наш урок заканчивается. Сегодня все замечательно трудились, выполнили много заданий.
– Что повторили на уроке? (Табличные случаи умножения и деления, решали задачи, периметр и площадь прямоугольника)
– Какое задание было интересным для вас?
– Какое оказалось самое трудное?

2) Рефлексия.
– Ребята, а теперь сами оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы (см. приложение). Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.
Передайте мне свои рисунки.

VIII. Домашнее задание  

Приложение 1

Презентация к уроку