Цель урока: раскрыть тему борьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского.
Задачи урока:
- Обучающие: изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификация Александра Невского.
- Развивающие: развивать умение приводить оценки значения Ледового побоища, деятельности Александра Невского; соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков
- Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за судьбу своей страны
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (мультимедиа-презентации в программе Power Point, видеофильма)
Оборудование:
- ПК с акустическими колонками;
- мультимедиапроектор.
Основные и дополнительные источники: CD-ROM «Энциклопедия «История России. 862-1917», ресурсы сети Интернет.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Игра «Крестики-Нолики»
Учащимся предлагается 9 вопросов по ранее
изученному материалу.
Раздать учащимся начерченную схему – лист
ответа (Приложение 1)
Если ученики дают утвердительный ответ на
вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик,
если ответ отрицательный – ставят нолик.
Подобную схему с правильными ответами учитель
размещает на слайде презентации и в конце игры
использует для проверки правильности выполнения
задания учащимися.
Вопросы для игры:
- В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да)
- Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир? (Да)
- 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали победу над монголо-татарами? (Нет)
- Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней, Рязань была взята? (Да)
- Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет)
- Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы? (Да)
- Чингизхан назвал Козельск "злым городом”? (Нет)
- Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет)
- Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы? (Да)
Проверка выполненного задания.
– Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
3. Изучение новой темы. Демонстрация Презентации, слайд 2
Нашествие Батыя не затронуло северо-западные
районы Руси – Новгородскую и Псковскую земли. Но
и здесь сложилась крайне опасная обстановка.
В Прибалтике обосновались немецкие рыцари –
крестоносцы члены духовно-рыцарских орденов.
Демонстрация слайда 3
– Кто такие крестоносцы, и каковы их цели?
– Что такое рыцарский орден?
Выступление ученика с сообщением по теме: «Крестоносцы. Рыцарские ордена».
Предполагалось, что шведы и немецкие рыцарские
ордена объединенными усилиями совершат
крестовый поход на Русь. Но одновременного
выступления не получилось. Первыми начали
военные действия против Руси шведы (карта в
учебнике стр.101) Демонстрация слайда 4
В июле 1240 г. шведские суда вошли в устье Невы.
Возглавил шведов ярл Биргер. Всем участникам
похода он обещал большую добычу. По Неве Биргер
хотел плыть в Ладожское озеро и отсюда уже
идти к Новгороду. Новгород был предоставлен
самому себе. Разгромленная татарами Русь не
могла оказать ему никакой поддержки. Уверенный в
своей победе предводитель шведов послал сказать
новгородскому князю Александру: "Если можешь,
сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю
твою землю". Шведы готовились к походу
основательно – 2 года. А у Александра Ярославича
была небольшая дружина, новгородские ополченцы и
отряды из Ладоги. «Нас не много, а враг силен, но
Бог не в силе, а в правде» – сказал Александр
(было ему тогда 19 лет).
Шведы высадились на левом берегу в том месте, где
Ижора впадает в Неву. Александр напал
стремительно и неожиданно. Сражение началось
около 6 часов утра 15 июля 1240 г. Конная княжеская
дружина громила центр лагеря шведов, ополченцы
отрезали отход к кораблям. Мужественно сражались
русские воины во главе с Александром (стр.113-114
читать отрывок из «Документа» и выделить имена
героев битвы).
Демонстрация слайдов с 5 по 8.
В итоге битвы на Неве шведы были разгромлены, оставшиеся в живых бежали на кораблях прочь. Русские потери были совсем не велики. Александр возвращался в Новгород с великой победой. С той поры князь навеки получил прозвище Невский.
Закрепление пройденного материала. Демонстрация слайда 9
1. Какое событие произошло 15 июля 1240 года? (Ответ
записать в тетрадь, в контурной карте стр.4
отметить место сражения)
2. Как можно охарактеризовать действия
Александра во время битвы?
Разгром шведов не остановил немецких крестоносцев. Александр принял решение бой дать на льду Чудского озера.
– Объясните почему? (На карта в учебнике найти Чудское озеро. Текст в учебнике стр.111 прочитать самостоятельно и ответить на вопрос).
Демонстрация видеофильма «Ледовое побоище».
Закрепление пройденного материала (К.Симонов «Ледовое побоище»).
В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты.
– 5 апреля кого года описывается в поэме? (записать в тетрадь дату) Кто шел с войной на Русь?
Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.
И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди, по звонким льдинам
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой.
– Где проходила эта битва?
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К ливонским землям уходил
– Каков итог сражения?
Вывод по теме урока:
– Почему русские войска смогли одержать победу
над шведами и немецкими рыцарями?
– В чем состоит историческое значение этой
победы?
4. Домашнее задание: параграф №13, вопросы №1-5,