Цели:
- познакомить учащихся со старыми русскими мерами, учить использовать знания в повседневной жизни;
- развивать творческое мышление при составлении вопросов и задач по математике;
- рассмотреть пословицы и поговорки, в которых употребляются старые русские меры;
- развивать речь учащихся при объяснении пословиц.
План мероприятия:
1. Сформировать команды.
2. Конкурс вопросов по теме (прочитав информацию,
учащиеся задают вопросы соперникам)
3. Конкурс «Объясни смысл пословицы».
4. Конкурс кроссвордов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Оргмомент
Сформировать команды. Объявить цель и раздать информацию.
2. Конкурс вопросов
Команды задают вопросы, используя данную информацию. Оцениваются вопросы и ответы учеников.
3. Объясни пословицу
Команды получают текст пословицы и пытаются объяснить как они понимают смысл данной пословицы.
Один, как перст — человек, не имеющий ни
родных, ни близких, ни друзей.
Не указывай на людей перстом! Не указали бы на
тебя шестом! — Если будешь кого-то обвинять
(показывать на него пальцем), то тебя могут
обвинить в чем-то значительно худшем или сделать
это в еще более грубой манере.
От горшка два вершка, а уже указчик —
молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но
самонадеянно поучающий всех.
Не уступить ни пяди — не отдать даже самой
малости.
Семь пядей во лбу — об очень умном человеке.
Сам с ноготок, а борода с локоток — о
человеке незавидной внешности, но пользующемся
авторитетом благодаря своему уму, социальному
положению или жизненному опыту. До Петра Первого
борода считалась почетной принадлежностью
мужчины. Длинная, холеная борода служила
признаком богатства, знатности.
Каждый купец на свой аршин меряет — каждый
судит о любом деле односторонне, исходя из
собственных интересов.
Сидит, ходит, словно аршин проглотил — о
неестественно прямом человеке.
На аршин борода, да ума на пядь — о взрослом,
но глупом человеке.
Косая сажень в плечах — широкоплечий,
высокого роста человек.
На три аршина в землю видит — о
внимательном, прозорливом человеке, от которого
ничего невозможно утаить.
Полено к полену — сажень — о
накоплении запасов, богатства путем экономии.
Коломенская верста — шутливое прозвище для
высокого человека. Это выражение появилось во
времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645 —
1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги от
Москвы (точнее, от ее Калужской заставы) до своего
летнего дворца в селе Коломенском столбы на
расстоянии 700 саженей друг от друга. Высокие,
около двух саженей, т.е. примерно в 4 м, с орлами
наверху, эти столбы оказали настолько большое
впечатление на простых людей, что навсегда
остались в народной речи.
Москва верстой далека, а сердцу рядом — так
русские люди характеризовали свое отношение к
столице.
Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу
не крюк — расстояние не может быть
препятствием для любви.
От слова до дела — целая верста.
Верстой ближе — пятаком дешевле.
На версту отстанешь — на десять догоняешь —
даже небольшое отставание очень трудно
преодолевать.
Семимильные шаги — быстрый рост, хорошее
развитие чего-либо.
Мал золотник, да дорог — так говорят о
чем-нибудь незначительном на вид, но очень
ценном.
Свой золотник чужого пуда дороже.
Худое валит пудами, а хорошее каплет
золотниками.
Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником
подавишься — не следует пренебрегать даже
ничтожной опасностью.
Сено — на пуды, а золото — на золотники —
каждая вещь имеет свою определенную ценность.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
— нужно много времени, чтобы понять другого
человека.
Дюжинный товар — простой товар, обычный,
неоригинальный.
Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да
и то не берут — обидная характеристика
ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13
человек вместо 12 и то никому не надо.
4. Конкурс кроссвордов
По горизонтали
1. Такую часть доходов отдавали церкви.
Различают казенную, круглую и сотую.
2. Примерно 16 кг.
3. Расстояние от одного поворота плуга до другого
во время Пахоты, 1067 м.
4. Расстояние от 38 см до 46 см.
5. Старинное название пальца. От данного слова
происходит анатомический термин.
6. Персидское название локтя. Примерно 71 см.
7. Используется для измерения больших расстояний.
7 верст или 7,468 км.
По вертикали
1. Ширина двух пальцев руки, указательного и
среднего.
2. Этой единицей обозначают калибр оружия.
3. Обозначает вес, тяжесть, гиря; равен 409,5 г.
4. В 16 веке служил единицей массы драгоценных
металлов и камней.
5. Отмерялось расстояние, на которое должны были
сходиться противники во время дуэли.
6. Происходит от голландского языка «большой
палец».
7. Старинное обозначение кулака или кисти руки.
5. Объяснение нового материала (Приложение 1)
6. Домашнее задание:
Задача 1.
Как глубоко видит человек, о ком говорят: «на три аршина в землю видит?»
Решение:
1 аршин = 71,1 см, 3 аршина = 71,1*3 = 213,3 см = 2 м 13,3 см
Ответ: Так говорится о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего не возможно утаить.
Задача 2.
Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани?
Решение:
1 аршин = 71 см,
100 аршин = 71 * 100 = 7100 см = 71 м.
Ответ: Купили 71 метр ткани.
Задача 3.
Определите «рост» человека, о котором говорят «от горшка два вершка, а уже указчик» (высоту горшка считать 25см).
Решение:
1 вершок = 4,5см 2вершка = 4,5 * 2 = 9 см
25 + 9 =34см
Ответ: высота 34см
Задача 4.
Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?
Решение:
9 вершков * 3 месяца = 27 вершков
4,5 см * 27 вершков = 121,5 см.
Ответ: Высота колоса будет примерно 120 см.