Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваиваются, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный подход на практике позволяет выстроить урок так, чтобы включить каждого обучающегося в процесс «открытия» новых знаний. Знания учеников должны быть результатом их собственной деятельности.
Данный урок является уроком решения частных задач, поскольку на данном уроке происходит постановка задачи и ее решение.
Целью урока является формирование умения проверять орфограммы слабых позиций. На уроке используются приемы и формы работы, обеспечивающие условия для работы каждого ученика. На уроке каждый ребенок может оценить свою работу на уроке.
Цель: Формирование умения проверять орфограммы слабых позиций.
Задачи:
- Умение находить слабые позиции.
- Подбирать проверочные слова.
- Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
- Учить оценивать свою работу.
Тип урока: Урок решения частных задач и контроля.
Ход урока
I. Организационный момент.
Записать дату (21 января), классная работа.
Минутка чистого письма.
Вв
II. Постановка частной задачи:
а) – Чем мы занимались на предыдущем на уроке? (Находили и проверяли орфограммы слабых позиций в словах обозначающих название предмета)
На доске записаны слова.
[стволы], [скаска], [сталы], [в’этка], [акно], [крушка], [п’ил’у]
– На доске слова, как они написаны? (Звуковой записью)
– Как вы думаете, какое задание я попрошу вас выполнить?
(Записать слова буквенной записью и проверить орфограммы.)
Дети работают в тетрадях. Проверка выполненной работы.
– Что обозначают эти слова? (Название предмета)
– Как проверяли орфограммы слабых позиций? (По сильной позиции)
– Как находили сильную позицию? (Изменяли слова)
– Как изменяли слова? (По числу и падежам).
– Что мы узнали на предыдущем уроке? (Что слова обозначающие название предмета изменяются по числам и падежам.)
б) Рефлексия.
– На полях поставьте шкалу, и давайте определим уровень ваших знаний по данной теме. (Если хорошо умеете изменять слова, обозначающие название предмета по числу и падежу, подбираете проверочные слова – то поставьте в верху крестик на оценочной шкале.
Знаю, но могу ошибаться – то поставьте крестик посредине оценочной шкалы.
Не знаю – то поставьте крестик внизу оценочной шкалы.)
в) Решение частной задачи.
– Все ли слова обозначают названия предмета? (Нет).
– Какие слова не обозначают названия предмета? (Пилю)
– Что это слово обозначает? (Действие предмета)
– Как вы проверяли это слово? (Изменяли по числу)
– Что мы узнали? (Что слова, обозначающие действия предмета, изменяются по числу.)
На доске появляется запись.
– Продолжим работать и научимся проверять слова, обозначающие действие предмета.
г) Работа с «информационным столом».
На доске:
Я пью молоко | Мы пьем молоко | |
Ты пьешь молоко | Вы пьете молоко | |
Он, она, оно пьет молоко | Они пьют молоко |
Дети самостоятельно знакомятся с данной информацией.
– Подумайте, почему изменилось слово, называющее действие предмета? (Мы связали его со словами я, ты, он, мы, вы, они.)
Это изменение так и называется: изменения по лицам. В схеме появляется запись. (Слова, обозначающие действие предмета, изменяются еще и по лицам.)
(Вы пьете – всегда в конце е).
д) Закрепление материала.
– Проверим орфограммы в словах:
св(е,и)чу, л(е,и)плю, н(е,и)су, ж(е,и)ву, в(е,и)зу, д(а,о)рю, п(и,е)ку.
Дети выходят к доске и выполняют по одному слову.
III. Самостоятельная работа.
Работа с карточками «Зона достижений» и «Зона сомнений»
– Кто уверен, что хорошо научился проверять орфограммы слабых позиций, в словах обозначающих название предмета и действие предмета, выберите карточку «Зона достижений», а кто неуверен в своих знаниях, выберите карточку «Зона сомнений».
– Дети, работающие с «Зоной сомнения», можете обращаться за помощью к учителю или товарищам.
Зона сомнений (Зона достижений) | Оценка моя | Оценка учителя | Ошибки |
Сл(о,а)ны – - Г(о,а)ню – - Пя(т,д)ка – - Д(а,о)рю – - З(и,е)ма – - К(о,а)лю – - |
Оценка за работу детей, выбравших карточку «Зону достижений», ставится в журнал.
– Проверяем по образцу. (Образец помещен на доске).
Слон – слоны
Гонишь – гоню
Пяток – пятка
Дарим – дарю
Зимы – зима
Колим – колю
IV. Рефлексия.
Учитель раздает детям карточки:
– Добились ли вы своей цели?
1. Я научился изменять слова по числу, падежу, лицу и проверять слабые позиции. | |
2. Я хорошо разобрался в материале. | |
3. У меня были трудности, но я с ними справился. | |
4. Я не разобрался в материале. |
– Поставьте галочку, напротив вашего высказывания.
Дети сдают карточки с отметкой.
Учитель оценивает работу детей на уроке.
Домашнее задание: с. 131, упр. 167.