Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваиваются, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный подход на практике позволяет выстроить урок так, чтобы включить каждого обучающегося в процесс «открытия» новых знаний. Знания учеников должны быть результатом их собственной деятельности.

Данный урок является уроком решения частных задач, поскольку на данном уроке происходит постановка задачи и ее решение.

Целью урока является формирование умения проверять орфограммы слабых позиций. На уроке используются приемы и формы работы, обеспечивающие условия для работы каждого ученика. На уроке каждый ребенок может оценить свою работу на уроке.

Цель: Формирование умения проверять орфограммы слабых позиций.

Задачи:

  1. Умение находить слабые позиции.
  2. Подбирать проверочные слова.
  3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
  4. Учить оценивать свою работу.

Тип урока: Урок решения частных задач и контроля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Записать дату (21 января), классная работа.

Минутка чистого письма.

Вв

II. Постановка частной задачи:

а) – Чем мы занимались на предыдущем на уроке? (Находили и проверяли орфограммы слабых позиций в словах обозначающих название предмета)

На доске записаны слова.

[стволы], [скаска], [сталы], [в’этка], [акно], [крушка], [п’ил’у]

– На доске слова, как они написаны? (Звуковой записью)

– Как вы думаете, какое задание я попрошу вас выполнить?

(Записать слова буквенной записью и проверить орфограммы.)

Дети работают в тетрадях. Проверка выполненной работы.

– Что обозначают эти слова? (Название предмета)

– Как проверяли орфограммы слабых позиций? (По сильной позиции)

– Как находили сильную позицию? (Изменяли слова)

– Как изменяли слова? (По числу и падежам).

– Что мы узнали на предыдущем уроке? (Что слова обозначающие название предмета изменяются по числам и падежам.)

б) Рефлексия.

– На полях поставьте шкалу, и давайте определим уровень ваших знаний по данной теме. (Если хорошо умеете изменять слова, обозначающие название предмета по числу и падежу, подбираете проверочные слова – то поставьте в верху крестик на оценочной шкале.

Знаю, но могу ошибаться – то поставьте крестик посредине оценочной шкалы.

Не знаю – то поставьте крестик внизу оценочной шкалы.)

в) Решение частной задачи.

– Все ли слова обозначают названия предмета? (Нет).

– Какие слова не обозначают названия предмета? (Пилю)

– Что это слово обозначает? (Действие предмета)

– Как вы проверяли это слово? (Изменяли по числу)

– Что мы узнали? (Что слова, обозначающие действия предмета, изменяются по числу.)

На доске появляется запись.

– Продолжим работать и научимся проверять слова, обозначающие действие предмета.

г) Работа с «информационным столом».

На доске:

Я пью молоко   Мы пьем молоко
Ты пьешь молоко   Вы пьете молоко
Он, она, оно пьет молоко   Они пьют молоко

Дети самостоятельно знакомятся с данной информацией.

– Подумайте, почему изменилось слово, называющее действие предмета? (Мы связали его со словами я, ты, он, мы, вы, они.)

Это изменение так и называется: изменения по лицам. В схеме появляется запись. (Слова, обозначающие действие предмета, изменяются еще и по лицам.)

(Вы пьете – всегда в конце е).

д) Закрепление материала.

– Проверим орфограммы в словах:

св(е,и)чу, л(е,и)плю, н(е,и)су, ж(е,и)ву, в(е,и)зу, д(а,о)рю, п(и,е)ку.

Дети выходят к доске и выполняют по одному слову.

III. Самостоятельная работа.

Работа с карточками «Зона достижений» и «Зона сомнений»

– Кто уверен, что хорошо научился проверять орфограммы слабых позиций, в словах обозначающих название предмета и действие предмета, выберите карточку «Зона достижений», а кто неуверен в своих знаниях, выберите карточку «Зона сомнений».

– Дети, работающие с «Зоной сомнения», можете обращаться за помощью к учителю или товарищам.

Зона сомнений (Зона достижений) Оценка моя Оценка учителя Ошибки
Сл(о,а)ны – -
Г(о,а)ню – -
Пя(т,д)ка – -
Д(а,о)рю – -
З(и,е)ма – -
К(о,а)лю – -

Оценка за работу детей, выбравших карточку «Зону достижений», ставится в журнал.

– Проверяем по образцу. (Образец помещен на доске).

Слон – слоны
Гонишь – гоню
Пяток – пятка
Дарим – дарю
Зимы – зима
Колим – колю

IV. Рефлексия.

Учитель раздает детям карточки:

– Добились ли вы своей цели?

1. Я научился изменять слова по числу, падежу, лицу и проверять слабые позиции.
2. Я хорошо разобрался в материале.
3. У меня были трудности, но я с ними справился.
4. Я не разобрался в материале.

– Поставьте галочку, напротив вашего высказывания.

Дети сдают карточки с отметкой.

Учитель оценивает работу детей на уроке.

Домашнее задание: с. 131, упр. 167.