Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Организовать деятельность по обучению классификации имен прилагательных, умения видеть связь между именами прилагательными и именами существительными, определять род, число и падеж имен прилагательных.
- Содействовать закреплению знаний учащихся об имени прилагательном.
- Создать атмосферу творческого сотрудничества, условия для благоприятной работы, для настроя на успех.
Краткое описание хода урока.
Главное на уроке – систематизация знаний о категориях имени прилагательного, для чего в ходе урока на доске составляется схема-опора.
Все этапы урока составляют единое целое и направлены на достижение поставленных целей.
С помощью разгадывания ребусов ребята самостоятельно выводят тему урока, ставят цели.
На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:
- Работа в группах по классификации имен прилагательных;
- Проблемная задача, в ходе решения которой учащиеся делают вывод о том, каким словом – главным или зависимым – в словосочетаниях являются имена прилагательные;
- Самостоятельная работа с карточками для закрепления изученного материала.
Физминутка перекликается с минуткой чистописания, в которой прослеживается весенняя тематика, и проходят эти этапы с музыкальным сопровождением (используются музыкальные фрагменты произведений П. И. Чайковского).
Для выявления уровня усвоения материала в конце урока детям предлагается ответить на вопросы теста с последующей самопроверкой и обсуждением.
На этапе рефлексии ребята делятся впечатлениями об уроке, высказывая своем мнение и определяя качество своей работы ( «Я доволен…», «Я работал….с настроением, потому что….»).
Ход урока
I. Организационный момент.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом.
Слайд 1.
– Прочтите слова на экране. Какие из этих слов могут относиться к ученику?
– Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными. Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? А что мы будем исследовать, узнаете чуть позже.
II. Минутка чистописания.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Песня жаворонка» Слайд 2.
– Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный одели сады.
– О чем идет речь в стихотворении?
– Назовите первый звук в слове «весна».
– Дайте характеристику этому звуку.
– Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Пропишите строчку с чередованием заглавной и строчной букв «в». Слайд 3.
III. Введение в тему урока. Постановка целей.
– Ребята, а вы любите разгадывать ребусы? Получившиеся слова записывайте в тетрадь.
Слайды 4, 5, 6
– Посмотрите на записанные в тетради слова. К какой части речи они относятся?
– Почему я выбрала именно эти слова и как можно их связать с сегодняшним уроком русского языка?
– Молодцы! Тема урока – «Имя прилагательное». Слайд 7.
(Учитель открывает первое слово в опорной схеме – имя прилагательное).
– Для того, чтобы узнать, чему мы будем учиться сегодня на уроке, откройте учебники на странице 68-71 и просмотрите материал урока 109.
– Прочтите на стр. 68, что ещё в 3 классе вы узнаете об имени прилагательном.
IV. Работа над новым материалом.
1. Впереди нас ждет много интересного, а сегодня я предлагаю начать с устного выполнения упражнения 1, стр. 68-69
– Прочтите текст.
– Из какой сказки этот отрывок?
– Найдите прилагательные и задайте к ним вопросы.
– На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (открывается второй лист схемы – опоры (вопросы).
2. Классификация имен прилагательных.
– Для выполнения следующего задания я предлагаю вам образовать группы. Вам необходимо из предложенных имен прилагательных выбрать и записать слова, которые обозначают:
1 гр. – цвет; 2 гр. – размер; 3 гр. – материал; 4 гр. – время; 5 гр. – принадлежность кому-либо.
Хрустальный, большой, белый, бабушкин, мамин, каменный, осенний, длинный, майский, заячий, узкий, желтый, утренний, кожаный, красный, деревянный, папин, зимний, короткий, зеленый.
– Проверка работы в группах. Слайд 8.
– Сядьте с тем, с кем бы вам хотелось поработать в паре. Найдите лишние слова в каждой группе и выпишите в тетради.
Температура: тёплый, жаркий, овальный, прохладный, горячий.
Вкус: горький, соленый, кривой, вкусный, кислый.
Качества характера человека: скромный, верный, искренний, квадратный, чуткий.
Признак предмета, который вызывает какие-то чувства: забавный, круглый, приятный, великолепный, красивый.
– Проверьте себя сами по образцу. Слайд 9
(Овальный, кривой, квадратный, круглый)
– У вас получилась новая группа слов. Как бы вы её назвали?
– Что называют имена прилагательные? (открывается следующий лист в опорной схеме – называют признаки предметов).
V. Физминутка.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник». Слайд 10
– Назовите самый первый весенний цветок. У П. И. Чайковского есть пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года». Давайте послушаем её и отдохнем.
Наши тонкие цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Встрепенулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
3. Решение проблемной задачи.
На экране (слайд 11) даны словосочетания:
Нежный подснежник, ранняя весна, солнечный день.
– Прочтите словосочетания.
– Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются имена прилагательные. Права ли Даша?
– Подумаем вместе. Сравним две записи. Слайд 12.
Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.
– Какая запись является предложением? В какой из них понятно, о чем идет речь?
– Какой вывод можно сделать – главное слово – имя существительное или имя прилагательное?
– Согласимся ли мы теперь с Дашей?
– Прочтите рубрику «Тайны русского языка» на стр. 70.
– От чего зависит имя прилагательное?
– Как изменяется форма имени прилагательного?
(открывается очередной лист в схеме на доске – изменяется по родам, числам и падежам)
– Форма ед. ч., м. р., И. п. называется начальной формой имени прилагательного.
(открывается последний лист в опорной схеме).
VI. Работа по закреплению изученного материала.
– Потренируемся в определении рода, числа и падежа имен прилагательных.
(Сильные ребята работают самостоятельно по карточкам:
- Утреннюю зарядку –
- Лесных шорохов –
- (у) глубокой норы –
- Березовый лес-
- Красивыми озёрами –
- Соловьиным пением –
- Пушистому хвосту –
– Остальные работают вместе с учителем у доски и в тетрадях.
- (с) душистыми ландышами –
- Спелую землянику –
- (о) дубовой роще –
- (в) беличьем дупле –
VII. Итог урока.
– Посмотрите на опорную схему на доске. ( доска прикрывается).
– Ответьте на вопросы теста (+, -). Слайд 13.
- Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что?
- Имена прилагательные обозначают признаки предметов.
- Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.
- Начальная форма имен прилагательных – И. п., ед. ч., м. р.
Самопроверка. Слайд 14. Обсуждение.
VIII Рефлексия.
Слайд 15.
– Давайте поговорим о ваших впечатлениях об уроке. Закончите предложения.
– Я испытывал затруднения, когда…
– Я обращусь за помощью к …
– Я работал с…настроением.
– Я…доволен собой.
– Вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Решили мы их? Молодцы! Все хорошо работали. Спасибо за урок.