Предмет: математика.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: Умножение суммы на число.
Цель:
- создать условия для овладения учащимися приёмами деления суммы на число;
- развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания;
- воспитывать у учащихся познавательный интерес при изучении математики.
Задачи:
- сформировать у учащихся чувство успеха при изучении письменного приема умножения суммы на число;
- уточнить знания, умения и навыки учащихся по приемам устных вычислений табличного умножения, знаний порядка действий при выполнении числовых выражений, умения анализировать и решать математическую задачу.
Цель: к окончанию урока мои ученики:
- будут иметь представление о способах умножения суммы на число;
- будут уметь умножать сумму двух слагаемых на число двумя способами;
- приобретут навыки сотрудничества с учителем и детьми;
- смогут поразмышлять над тем, каким способом удобнее найти произведение;
- смогут проявить активную позицию на уроке; познавательный интерес к изучаемому материалу.
Формы организации познавательной деятельности: парная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, фишки для математического лото, карточки для устной работы, презентация Microsoft Office Power Point.
Методическое обеспечение: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва – учебник «Математика 3 класс», рабочая тетрадь «Математика» 2 ч. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2009.
Аннотация: в классе 12 человек, все учащиеся класса анонимно разделены на три группы по каналам восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков); на уроке применяется методика В.Ф. Базарного, которая предусматривает свободное передвижение учащихся по классу.
Краткое описание хода урока.
Главное на уроке – изучение нового материала: поиск, открытие, отработка навыков счёта. Урок состоит из 4 частей – модулей, которые составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока. Все задания устного счета рассчитаны на подготовку для введения новой темы. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использован метод «проблемной ситуации», который используется на разных этапах урока. С помощью сравнения математических выражений, их анализа, ребята самостоятельно формулируют тему урока, пробуют объяснить, как умножить сумму на число, во время дискуссии приходят к общему выводу о том, как можно двумя способами найти значение таких выражений.
На уроке использованы разнообразные формы и методы работы:
- дети, находя значение выражений, зачитывают высказывание М.В. Ломоносова, расширяя кругозор;
- работают устно, самостоятельно, затем проводят самопроверку, взаимопроверку.
На уроке использованы такие формы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности учащихся: познавательные, вычислительные, научные, социальные, коммуникативные и другие, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме, быть полноправным, полноценным гражданином нашего общества.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
Математика – царица наук. Слайд 2
– Объясните смысл пословицы.
II. Устный счёт.
-Для чего на каждом уроке мы проводим устный счёт? Почему надо уметь хорошо считать устно?
1. Минутка теории.
– Начнём с «Минутки теории». Закончи предложение. Слайд 3
– Итог.
2. Графический диктант. Кинестетики работают самостоятельно в группе по карточке (Приложение 1)
– Запишите дату, классная работа.
а) Группа кинестетиков работают по карточке.
б) Графический диктант для всех остальных учащихся класса.
Учитель медленно читает выражения, а дети, если верный ответ ставят черту, если не верный – кавычку. Да _, нет ^. Слайд 4
9 х 9=81 | 8 х 3=32 | 4 х 3=12 |
6 х 7=42 | 8 х 6=48 | 8 х 8=72 |
7 х 9=56 | 6 х 9=36 | 5х 9=45 |
Слайд 5
Ответы: _ _^^ _^ _ ^ _
Взаимопроверка: – Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
– Встаньте, те, у кого нет ни одной ошибки, те, у кого одна ошибка и т.д.
Проверка самостоятельной работы в группе кинестетиков.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводят. Слайд 6.
– Эти слова принадлежат знаменитому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.
– Как вы понимаете смысл этого высказывания?
– Итог (объяснение значения высказывания)
3. Найти значение выражений:
(Предполагается, что подчёркнутое выражение вызовет у детей затруднение при вычислении) Слайд 7
16 + 25 +4 |
(45 + 12) +8 |
7 х (4 х 2) |
15 + (5 + 18) |
9 х 3 х 3 |
(6 + 9) х 4 |
– Умеем мы двузначное число умножать на однозначное? (Нет).
– И так возникла проблема, Как же нам её решить. Какие будут предположения. Как найдём значение этого выражения? Слайд 9-12
– Давайте попробуем сделать вывод.
III. Сообщение темы урока. Постановка задачи.
– Попробуйте определить тему урока (дети высказывают предположения).
«Умножение суммы на число». Слайд 8
– Какую поставите перед собой задачу? (Научиться умножать сумму на число). Слайд 9
IV. Работа над новым материалом.
– А теперь вернёмся к выражению (6 + 9) х 3 и найдём его значение. Слад 10-13
– Существует алгоритм, для нахождения значения таких выражений.
(а + в) х с = а х с + в х с Слайд 14
– Попробуйте сделать вывод. Слайд 15
– Чтобы умножить сумму двух чисел на какое-нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.
– Откройте учебник на стр. 94. Выскажите своё предположение о результатах, которые получат Волк и Заяц.
– А теперь давайте прочитаем правило на стр. 37 и проверим, совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике.
V. Закрепление нового материала.
1. Найди значение выражения, используя подсказку «Заполни пропуски».
Слайд 16
Самопроверка. Слайд 17
2. Работа по учебнику стр. 94 № 362 (1,2) – один у доски, все в тетради.
3. Те из учащихся, кто понял приём вычисления, решают эти же примеры самостоятельно.
Самопроверка.
Итог. Оценивание.
VI. Физминутка.
– А следующее задание вам придётся отыскать, походив по классу.
Для каждой из трёх групп учащихся указывается направление движения. Дети, передвигаясь по классу, находят четыре карточки с примерами. (Карточки прикрепляются скотчем под крышки парт и стульев.) (Приложение 2)
(7 + 8) х 5=75 | (3 + 8) х 7=77 |
(6 + 6) х 6=72 | (9 + 2) х 8=88 |
– Найдите значение выражений в группе.
VII. Самостоятельная работа.
Работа в тетради на печатной основе. Стр. 10 № 29
– Тем ребятам, кто ещё затрудняется, при решении примеров нового вида я предлагаю, поработать вместе со мной – один у доски.
Остальные – могут поработать самостоятельно. Выполнив всё задание, возьмите на демонстрационном столе карточку, и проверить себя.
– Итог. Оценивание.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Какую задачу мы ставили на урок? Слайд 18
– Чему новому сегодня научились? Пригодятся ли вам эти знания? Слайд 19
– Выберете для себя соответствующее предложение и закончите его. (Выслушиваются высказывания детей)
IХ. Домашнее задание.
Стр. 94 № 362 (3,4)
Х. Резерв.
Рабочая тетрадь стр. 11 № 32