Содержание урока.
Этап | Характеристика |
1 организационный | чтение текста, постановка вопросов для самоанализа |
2 обнаружение проблемы текста | анализ вопросов |
3 анализ текста | чтение текста по предложениям, с проговаривание особенностей данного текста |
4 обобщение изученного материала | фиксация разницы первичного восприятия и вторичного |
5 итог – рефлексия занятия | гипотезы, доказательства |
6 ознакомление с домашним заданием | сопоставить тексты с разобранными текстами на уроке |
1. Сообщение основной цели урока.
- Сегодня на уроке будет коллективно обсуждаться текст, предложенный всем для самостоятельного чтения.
2. Задачи: внимательно прочитать текст; подумать, чем данный текст может быть интересен для вас; как он связан с вашей жизнью.
После прочтения текста учащиеся анализируют текст.
- Узнал, что у русского языка есть соревнователь-санкрит – праотец. Но на нём даже в Индии не говорят.
- Русский язык – кормилец.
- Язык певуч.
- Язык видоизменяется с каждым поколением.
Учащиеся определили поднятую автором основную проблему: бережное отношение к русскому языку.
Обозначились ещё второстепенные проблемы:
- тревога за его будущее
- тревога за будущее тех, кто не видит сегодня красоты и великолепия русского языка.
3. Каков же замысел автора?
- Русский язык жив.
- Он живёт для будущего.
- Русский язык – чудесный дар русскому человеку
- Русский язык – прекрасен.
Чтение текста по предложениям.
Цель – отработка умения понимать содержание через языковые средства.
Языковой анализ текста.
- утверждение – ведь жив, он может, нужно, пусть будут.
- логичность и эмоциональность – не останется в пределах Пушкина, нужно подтвердить красоту, человек найдёт лучшие средства выражения.
- представлена этимология языка – язык Вергилия и Овидия, Гомера, Пушкина.
- использование средств художественной выразительности: эпитеты (чудесный дар, в новую жизнь, великого языка); метафоры: правдивый и свободный русский язык; предложение – олицетворение «И на нём скажут лучшие мысли о будущем».
- использование морфологических средств – преобладание полных и кратких прилагательных: (великий, могучий, правдивый, звучен, свободен, певуч, жив)
- синтаксические средства – деепричастные обороты, однородные члены предложения.
4. отношение автора к проблеме?
- русский язык живёт для будущего
- великому народу дан и великий язык
- за красоту и чистоту своей речи человек найдёт лучшие средства
- какое очарование живёт в красоте речи
5. Методические рекомендации: для наилучшего понимания проблемы необходимо просмотреть синтаксические конструкции.
6. Ознакомление с домашним заданием. Сопоставить данные тексты с отработанным текстом на уроке, определить тематическую принадлежность текстов.