Пояснительная записка
В 1992 году в ДШИ г. Горячий Ключ было создано первое в Краснодарском крае отделение раннего эстетического развития, в основу организации которого были положены принципы, отличающие его от существовавших ранее подготовительных отделений. Среди них принцип целостного развития способностей детей, гармоничного сочетания интеллектуальной и творческой составляющих этого процесса, формирования эффективного межполушарного взаимодействия путем целенаправленной деятельности в ДШИ как в области искусства, так и на общеразвивающих занятиях.
Поэтому наряду с предметами эстетического цикла в учебный план отделения был введен комплексный предмет «Живой родник», включающий в себя развивающие игры, кинезиологическую и пальчиковую гимнастику, фонопедические и интонационно-ритмические упражнения, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование математических представлений и другое. При этом формирование навыков чтения, например, не является самостоятельной целью обучения, а служит способом развития мышления ребенка. Кроме того, оно проходит в виде пения складов-песенок, рисования букв, изображения их движениями тела, прохлопывания ритма слов и другими специфическими способами, связанными с различными видами искусства. Таким образом, практически любая тема занятия, какой бы отвлеченной от искусства она ни казалась, на самом деле тесно с ним связана. И в этом одна из особенностей общеразвивающих занятий в ДШИ. Комплексный предмет «Живой родник», являющийся своеобразным интегрирующим курсом обучения на ОРЭР, так потому и назван, что именно на нем закладываются основы внимания, памяти, воображения, творческого мышления, слуха, чувства ритма и т. п., которые затем получают свое развитие на отдельных уроках музыкального воспитания, театра, ритмики, изобразительного искусства и многих других предметах.
Целью предмета «Живой родник» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Это определило следующие задачи:
- формирование познавательной потребности и активности,
- введение ребенка в мир искусства.
- развитие образного и логического мышления,
- увеличение объема всех видов памяти и внимания;
- овладение устной речью как инструментом мышления,
- формирование универсальных учебных действий;
- развитие тонкой моторики;
- воспитание чувства патриотизма средствами искусства;
- формирование эмоционально-положительного восприятия социальных и этических норм;
- воспитание культуры чувств и отношений.
Поскольку предметов, аналогичных «Живому роднику», и программ по нему для ОРЭР не существовало, возникла необходимость в ее создании с учетом специфики ДШИ. В ее основе методики Н. Зайцева, Г. Струве, Б. Никитина, Л. Виноградова, А. Зака, В. Емельянова, Г.Цукерман, С. Измайловой, А.Сиротюка и многих других авторов. За прошедшие годы появилось немало новых интересных методик и технологий, многие из которых были введены в практику работы на предмете «Живой родник» и стали его органичной частью. Таким образом, стало актуальным пересмотреть программу и предложить ее настоящий вариант, дополнив и расширив его содержание.
Программа построена по принципу «расширяющейся спирали». Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления, одна и та же интеллектуальная или творческая операция отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждой из операций. Многие методики и технологии, включенные в программу, являются здоровье сберегающими (фонопедия, кинезиология и т.д.)
Все направления деятельности теснейшим образом связаны друг с другом, часто оказывают взаимное влияние и имеют гуманистическую направленность. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. В развивающую образовательную работу с детьми включаются также и родители. Внимание сосредоточенно не столько на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыках), сколько на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение при развитии способностей.
Программа рассчитана на детей - дошкольников 4-6 лет, подготовительной ступени обучения. Занятия проводятся в группах по 6-8 человек, что обеспечивает как возможность формирования навыков общения в группе, так и индивидуальный подход к каждому ребенку, а также использование в полной мере всего потенциала используемых методик. Занятия проходят три раза в неделю, их продолжительность 35 минут. Срок реализации полной программы 3 года. Поскольку оценки дошкольникам не выставляются, фиксация знаний и умений, приобретенных учащимися за год, происходит в виде диагностики возрастных параметров развития психических и психологических процессов. К концу реализации программы выпускник отделения должен соответствовать статусу выпускника ОРЭР.
Учебно-тематический план по предмету «Живой родник»
Так как предмет «Живой родник» является комплексным, то названия тем занятий являются несколько условными, определяющими содержание занятия по разделу «Ознакомление с окружающим миром». Но на каждом занятии проводятся пальчиковые и кинезиологические упражнения, ритмические и интонационные упражнения и т.д.
4 года (1 год)
№ п/п | Название разделов, блоков, тем | Кол-во часов |
1 | «Давай подружимся!» | 1 час |
2 | «В гостях у принцев и принцесс» | 20 часов |
3 | «Кто живет в Буквограде?» | 44 часа |
4 | «Мы встречаем Новый год!» | 1 час |
5 | «Наш друг- собака» | 15 часов |
6 | «Дикие кошки» | 20 часов |
7 | «Здравствуй, лето!» | 1 час |
Итого учебных часов | 102 часа |
5 лет (2 год)
№ п/п | Название разделов, блоков, тем | Кол-во часов |
1 | «Как мы лето провели» | 1 час |
2 | «Где живет искусство?» | 8 часов |
3 | «Как ткани ткут и нити прядут» | 12 часов |
4 | «История фарфоровой чашки» | 15 часов |
5 | «Снова к нам идет наш любимый праздник - Новый Год!» | 1 час |
6 | «Азбука — всем буквам дом» | 62 часа |
7 | «Сказочная школа» | 3 часа |
Итого учебных часов | 102 часа |
6 лет(3 год)
№ п/п | Название разделов, блоков , тем | Кол-во часов |
1 | «Что я летом прочитал» | 1 час |
2 | «Природа - чудесница» | 9 часов |
3 | «История письма» | 16 часов |
4 | «Такие разные профессии» | 1 час |
5 | «Приглашение к путешествию» | 19 часов |
6 | «Моя страна- Россия» | 35 часов |
7 | «Наш дом- Кубань» | 21 час |
Итого учебных часов | 102 часа |
Содержание программы
Содержание программы комплексного предмета может быть изложено по направлениям деятельности на занятиях в течение трех лет обучения. (Приложение №1)
1. Развитие мелких мышц руки и координации движений.
Название пальцев рук. Пальчиковые упражнения на синхронное движение пальцев. Прописывание симметричных букв и фигур в воздухе обеими руками. Кинезиологические комплексы №1 и №2.
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие фонематического слуха.
Слушание сказок и познавательных рассказов по книге Г. Юдина «Букваренок». Поиск слов на заданную букву. Подбор слов на заданную букву. Беседы о животных по книгам «Наш друг-собака» и «Дикие кошки». Виды искусства (музыка, поэзия, живопись, балет, театр) и их особенности. Обсуждение содержания стихотворений из книги А. Усачева «Алфавит». Познавательные беседы по книгам «История фарфоровой чашки», «Как ткани ткут и нити прядут». Страноведение для малышей (Исландия, Норвегия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Чехия). Символика России (герб, флаг, гимн). Москва — столица России. Великие соотечественники (Анна Павлова, Юрий Гагарин, Михайло Ломоносов, Иван Федоров, Николай Миклухо-Маклай, Афанасий Никитин, Александр Пушкин, Петр Чайковский). Народные промыслы России (гжель, хохлома, матрешки, каргопольские, филимоновские и дымковские изделия). Символика Кубани и Горячего Ключа. Достопримечательности Кубани. Курорт Горячий Ключ. Знаменитые люди Кубани. Кубанские народные промыслы (изделия из талаша, петряковская роспись, вытынанка).
3. Обучение чтению и развитие речи.
Гласные («принцы и принцессы») и согласные («хозяева и хозяюшки») буквы по кубикам и таблицам №1 и №2 Н. Зайцева. Формирование навыка ответов на вопросы по содержанию текста. Склады в словах на складовых карточках. Семантизация незнакомых слов. Сознательное, правильное складовое чтение отдельных слов, словосочетаний и коротких предложений. Развитие интереса к чтению. Правильное произношение слов, ударений. Антонимы (20-30 пар слов, без введения терминов). Синонимы (10-20 пар слов, без введения терминов). Алфавит (на музыку Г.Струве). Чтение и заучивание стихов по книге А.Усачева «Алфавит». Устное продолжение незаконченных предложений. Составление коротких предложений из 4-5 слов на разрезных карточках по знакомому тексту.
4. Музыкальное воспитание.
Попевки и песенки в диапазоне октавы с применением ручных знаков по системе Г.Струве. Лицевая гимнастика и упражнения на управление артикуляционной мускулатурой. Эмоциональные сигналы доречевой коммуникации. Знакомство с музыкальными инструментами ударных, духовых и струнных групп. Проговаривание ритмослогами и прохлопывание ритмических квадратов Виноградова по кубикам и карточкам. Передача ритма из восьмых и четвертей по кругу. Нахождение загаданного по ритму слова из 6-7 предложенных. Перевод одно-четырехсложных слов в ритмическую схему.
5. Развитие внимания и памяти, логического мышления и комбинаторных навыков.
Классификация предметов и фигур по 2-3 признакам. Сложение картинок по образцу и по памяти из 4-16 кубиков Б.Никитина. Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение «лишних» элементов. Выполнение инструкций педагога из 5-6 заданий. Сложение квадратов Б.Никитина (№1-24). Поиск простых аналогий по Г. Заку. Раскладывание складовых карточек и геометрических фигур в 3 круга Эйлера. Запоминание слов, фигур, игрушек, рисунков и т. д. методом эйдетики. Конструирование фигур из счетных палочек и палочек Кюизинера по зрительному образцу и по памяти. «Истинные - ложные» утверждения. Слова-кванторы.
6. Развитие математических представлений и ориентирования в пространстве.
Числа и цифры от 0 до 9. Количественный и порядковый счет от 0 до 10. Понятия «больше - меньше», «сверху — снизу», «слева-справа», равенство и неравенство чисел. Знаки «больше — меньше», «равно». Геометрические фигуры и тела: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, пяти- и шестиугольники, трапеция, шар, куб, пирамида. Основные свойства фигур: цвет, форма, размер. Пространственное ориентирование на 16 -25 клеточном поле. Состав числа в пределах 10. Сравнение длины, ширины, цвета, формы, площади фигур. Понятие о симметрии. Игры серии «Поиск девятого», «Волшебные стеклышки» и «Лабиринты» по Г.Заку.
7. Развитие воображения и фантазии.
Решение и сочинение описательных загадок. Дорисовывание картинок по элементу. Сложение собственных картинок из кубиков Никитина, счетных палочек, палочек Кюизинера. Сочинение «несуществующих» животных и растений. Придумывание предметов по 2-3 признакам. Придумывание рассказов от имени предмета, животного, растения и т. д.
8. Развитие коммуникативных навыков.
Формирование навыков эмоционально- положительного восприятия ребенком системы своих отношений со старшими и сверстниками. Овладение приемами и навыками эффективного межличностного общения: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности. Приветствие и прощание. Вежливые слова. Формирование потребности в принятии и соблюдении социальных и этических норм, правил поведения.
Формы и виды контроля
Формы контроля определены условиями и задачами программы. Оценочная система у дошкольников отсутствует, поэтому педагогом — психологом проводится диагностика уровня развития ребенка по следующим направлениям:
- а) исследование познавательных процессов и интеллекта;
- б) исследование психологических свойств и состояний личности;
- в) исследование уровня предпосылок учебной деятельности, то есть УУД. (Приложение №2)
Контроль за процессом развития позволяет устанавливать и подвергать анализу параметры психического и психологического развития, проводить сравнительный анализ развития по возрастным этапам и корректировать его.
По результатам диагностики оформляется психологическое заключение.
Методическое обеспечение
Реализация программы предусматривает наличие кубиков и таблиц Зайцева, кубиков Никитина, палочек Кюизинера, карт, глобуса, складовых карточек, наглядных пособий (образцов тканей, коробочек хлопчатника, папируса, изделий народных промыслов и т.д.), ракушек и т.д., мелких игрушек, большого количества приобретенных и изготовленных игр и методических пособий, книг для детей и преподавателей и многого другого. Разработаны тетради на печатной основе для выполнения домашних заданий, созданы методические пособия и рекомендации для педагогов по применению разработанных игр, ИКТ-средств и компьютерных презентаций по темам программы.
Методические рекомендации
Занятия с дошкольниками по предмету «Живой родник» на ОРЭР отличаются по формам и методам от занятий как в ДШИ, так и в других образовательных учреждениях. Они носят комплексный характер, ярко выраженную эстетическую направленность, могут быть осуществлены только в небольших группах по 6-8 человек и т.д. Поэтому их организация имеет ряд специфических особенностей. Двадцатилетний опыт работы, обобщенный в методических рекомендациях, может быть полезен для преподавателей ОРЭР, но ограничен объемом публикации, поэтому будет изложен в отдельной статье. Здесь высказаны лишь самые общие замечания по организации занятий по предмету.
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием - воображение. В условиях ОРЭР это обуславливает строение занятий, которые проходят в игровой форме.
Игра выполняет свою познавательную функцию лишь при введении в игру новых и новых обучающих элементов. Отсюда рекомендация применения на занятиях «Живого родника» только тех игр, которые имеют вариативность использования и возможность постепенного усложнения. Это соответствует принципу развития по «расширяющейся спирали».
В книге «Ступеньки к творчеству» педагог-новатор Б.Н. Никитин выдвинул несколько принципов организации игр, с которыми трудно не согласиться. Среди них советы взрослому: не злоупотреблять подсказками и излишней похвалой; давать детям игры начиная с более простых и посильных, лишь затем «поднимая» их почти до «потолка» возможностей детей (Никитин называет что «методом ледокола»); стараться не объяснять детям решение задач, ибо тогда в ребенке формируются лишь исполнительские, а не творческие черты. Наш опыт также убеждает в высокой результативности принципа «поляризации» при изучении ладов, сравнении больших и маленьких кубиков, звонких и глухих согласных и т.д., так как детям свойственно познавать мир как «единство противоположностей».
Личность педагога – один из решающих факторов успешности обучения в любом возрасте, но в дошкольном детстве это имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо быть грамотным, компетентным, знающим психологию данного возраста, четко осознавать цели деятельности с детьми и способы этой деятельности, владеть механизмом идентификации. Преподавателям ДШИ, владеющим педагогикой искусства, но работающим обычно с детьми 6-7 лет и старше, желательно пройти обучение на специальных курсах, раскрывающих особенности психологии дошкольников и специфику предмета «Живой родник».
Структура занятий соответствует общепринятой методике, но должна быть особо детально продумана для дошкольников. Вариантов сценария самого урока может быть множество, в зависимости от стоящих перед педагогом задач, но каждые 5-7 минут необходимо либо менять вид деятельности, либо устраивать динамические паузы, чтобы удержать игру в рамках урока. Гибкая смена видов деятельности на уроке позволяет проводить его в пределах 35 минут без заметного утомления детей.
Принципиально важным моментом организации занятий является рекомендация проводить их не реже 3 раз в неделю, что дает возможность лучшего усвоения программы.
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя.- М., 1987.
- Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя.- М.,1996.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т.- М., 1984, т.4.
- Давыдов В.Г. Педагогика искусства: Методология и методика. Исторический и мировой опыт. Духовное содержание. Учебные планы: Учебник.- Киев; Москва, 1997.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М., 2004.
- 3айцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет.- Спб.,1997.
- Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать.- М., 1996.
- Ибука Масару. После трех уже поздно.- М., 1991.
- Касьбанова С.А., Шурупов А.Ю. Лечебная педагогика в средней школе.- Краснодар, 1992.
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М, 2004.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М.,1996.
- Лобанова Н.И.Игра как средство воспитания учащихся шестилетнего возраста: Метод. рекомендации.- Л., 1986.
- Лобанова О.Ю. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника как условие формирования эмоциональной отзывчивости на музыку.// Дошкольное воспитание.-1997.-№4.
- Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память: Школа эйдетики.-М., 2004.
- 15.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. 3-е изд., доп.- М., 1990.
- Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций.- М., 1992.
- Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.,1991.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?- Томск, 1993.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. - М., 1992.
- Симановский А.Э.Развитие творческого мышления детей.- Ярославль,1996.
- 21.Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М.,2003.
- Степанов В.А. Мы живем в России.- М., 2006.
- 23.Струве Г.Хоровое сольфеджио.- М., 1979.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей.- Ярославль, 1997.
- 25.Усачев А. Алфавит.-М., 1999.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1991.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
- Юдин Г. Н. Букваренок.- М., 1992.
- Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).- М.,2006.