Устройство ввода и вывода информации

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Урок рассчитан на 90 минут для учащихся 8 классах, обучающихся по программе Н. Угриновича. 1 год обучения.

Тип урока: изучение нового материала, закрепление материала предыдущего урока.

Цель урока: сформировать представление учащихся об устройствах ввода и вывода информации и их функциями; познакомить учащихся с понятием разрешающая способность различных устройств; организовать повторение строения функциональной схемы компьютера и основных понятий предыдущего урока; закрепить знания о системной плате.

Задачи урока:

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с устройствами ввода-вывода информации.
  • Рассмотреть функциональное назначение устройств ввода и вывода информации.
  • Дать представление некоторых характеристиках устройств ввода и вывода.
  • Повторить строение функциональной схемы компьютера и принцип ее работы.
  • Организовать повторение основной терминологии предыдущего урока.
  • Актуализировать знания учащихся об устройствах ввода и вывода информации.
  • Продолжить формирование практических умений и навыков при работе на компьютере.

Воспитательные.

  • Воститывать умение слушать и слышать, аккуратность, внимательность
  • Воспитывать бережное отношение к компьютеру и здоровью человека.
  • Продолжать воспитание информационной культуры учащихся и бережного отношения к результатам информационной деятельности человека;

Развивающие.

Развивать память, мышление и внимание учащихся.

  • Продолжить формирование знания и понимания информационных терминов.
  • Способствовать продолжению развития информационной культуры учащихся, расширению их кругозора.
  • Усоверщенствование познавательных интересов в области информатики и навыков работы на компьютере.

План урока:

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выполнение проверочной работы и взаимопроверка с использованием презентации.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

3. Устройства ввода информации.

  • клавиатура;
  • координатные устройства ввода
    • мышь и трекбол;
    • сенсорная панель;

4. Устройства вывода информации

  • Монитор
  • Принтер
  • Плоттер
  • Акустические колонки и наушники

5. Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате.

6. Закрепление изученного материала: выполнение заданий.

7. Подведение итогов урока и выставление отметок.

8. Домашнее задание.

Ход и содержание урока

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Выполнение проверочной работы (Приложение 1) и взаимопроверка с использованием презентации (слайд 2-4).

Перед вами бланки с вопросами. В первом, втором и третьем заданиях необходимо вписать ответ на поставленный вопрос, в четвертом задании следует выбрать правильный ответ и обвести его в кружечек, в пятом задании необходимо для чего предназначен указанный стрелкой разъем.

Взаимопроверка, ответ выводится на слайде 2-4. Презентация1.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

Сейчас мы с вами отгадаем некоторые загадки, для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока.

Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть... (мышка).

По клавишам
прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура).

Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный... (принтер).

На слайдах 5 расположена тема урока и функциональное назначение устройств ввода и вывода информации.

Кто догадался, какая тема будет у нашего урока сегодня?

Проводится самостоятельное выполнение задания 1 (Приложение1), цель которого саморефлексия. Данное задание проверяется самими же учащимися и остается у них для дальнейшего размещения в тетради.

3. Устройства ввода информации.

В процессе работы над данном блоком урока учащимся демонстрируются слайды 6-20

Работа организованна в виде диалога с объяснением учителя.

  • Для чего нам необходимы устройства ввода информации?
  • Какие устройства ввода информации вы можете назвать?
  • Для чего нужна клавиатура?

Клавиатура.

Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора

Каждая клавиатура имеет несколько основных блоков клавиш:

1. Алфавитно-цифровые (обведены красным цветом, к ним относятся клавиши алфавита и цифр, клавиша пробела и Enter).

2. Клавиши редактирования и листания документа (обведены синей рамкой, их 7 штук, располагаются слева от алфавитно-цифровых, позволяют вставлять символы и перемещаться по документу).

3. Клавиши управления курсором (обозначены желтой обводкой, их 4 штуки, предназначены для перемещения курсора).

4. Специальные клавиши (обведены фиолетовым цветом, предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр и воздействия на функционирование компьютера).

5. Функциональные клавиши (обозначены розовым цветом, клавиши F1-F12, предназначены для выбора или изменения работы некоторых программ).

6. Цифровой блок (обозначены светло-зеленой обводкой, дублируют цифровые клавиши).

7. Windows-клавиши (обведены зеленым цветом, позволяют управлять графическим интерфейсом ОС).

8. Клавиши управления питанием (выделены оранжевым цветом, позволяют управлять включением и выключением компьютера, управлением “спящим” режимом).

Координатные устройства ввода.

  • Какая функция, по вашему мнению, у координатных устройств?
  • С помощью каких устройств модно управлять курсором на компьютере?
  • Какие вам известны разновидности мышей?

Шариковые мыши, увидеть можно уже очень редко. Самые распространенные мыши сейчас оптические, принцип работы которых состоит в работе линз. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз на поверхность под мышью падает луч света. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их.

Трэкбол.

Разновидностью мыши является трэкбол, который можно сравнить с мышью, “лежащей на спине” шариком вверх.

Сенсорная панель.

Используется в ноутбуках, мониторах. Управляется движением пальцев по поверхности, которое преобразуется в движение курсора. Нажатие на панель равносильно нажатию клавиши мыши.

Графически планшет.

Предназначен для рисования и ввода рукописного текста. Состоит из пера (ручки), планшета и в некоторых случаях мыши, с помощью которых удобно рисовать, чертить и писать.

Разрешающая способность координатных устройств- это количество точек на которое переместиться курсор при перемещении координатного устройства на 1 дюйм. Измеряется в dpi - точек на дюйм. В современных устройствах разрешающая способность устройства может достигать 2000 dpi.

Сканер.

  • Как вы думаете для чего необходим сканер?
  • Какую он выполняет функцию?

Принцип работы сканера состоит в следующем: сканируемое изображение освещается светом источников, расположенных на линейке, а отраженный свет преобразует (кодирует) информацию в цифровой вид.

Цифровые камеры (видеокамеры, фотоаппараты) позволяют получать видео и изображение в цифровом виде. Web-камера, делает доступным общение online.

Разрешающая способность сканера и цифровых камер - это количество точек (растра) на которое разбивается сканируемое изображение длинной 1 дюйм.

Звуковая карта и микрофон предназначены для ввода звуковой информации в компьютер.

Джойстик - игровой манипулятор, назначение которого сделать удобным управление.

4. Устройства вывода информации.

В процессе работы над этимблоком урока учащимся демонстрируются слайды 20-31.

  • Для чего нам необходимы устройства вывода информации?
  • Какие устройства вывода информации вам известны?

Монитор.

  • Для чего предназначен монитор?

Предназначен для вывода информации на экран в виде растра - точек. Изображение состоит из определенного количества строк, каждая из которых также состоит из точек. Важнейшая характеристика монитора - разрешающая способность, которая определяется количеством точек по горизонтали и вертикали. Существуют мониторы со стандартным разрешением 4:3 и широкоформатные с разрешением 16:10.

Существуют 2 вида мониторов:

- Монитор на электронно-лучевой трубке. Принцип работы, как в старых телевизорах.

Помимо громоздких размеров мониторы ЭЛТ несут сильное вредное облучение.

- Мониторы на жидких кристаллах. Главными достоинствами таких мониторов является компактность и отсутствие излучения.

Принтер.

  • Каково функциональное назначение принтера?

Принтеры бывают:

1) Матричный. Принцип работы: получая сигнал от компьютера, его контроллеры управляют печатающей головкой, заставляя иголки бить в красящую ленту. В местах касания иголок лента прижимается к бумаге, оставляя на ней краску. Недостатком такого принтера является громкая работа. Достоинством – документ, изготовленный на матричным принтере, сложно подделать.

2) Струйный. Принцип работы: изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выбрасываемых на бумагу через сопла в печатающей головке. Недостатком струйного принтера является большой расход чернил при дороговизне их, достоинством – бстрая скорость печати.

3) Лазерный. Обеспечивает типографическое качество печати. Может обеспечить высококачественную цветопередачу при минимальных затратах материала, по сравнению со струйным.

Плоттер.

Используется для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электрических и электронных схем). Принцип действия плоттера такой же, как и у струйного принтера.

Акустические колонки и наушники.

  • Для его предназначены колонки и наушники?

Приложение 2.

5. Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате.

Каким образов происходит взаимодействие всех устройств компьютера?

Как называется плата, на которой реализована магистраль обмена информацией между различными устройствами компьютера?

Для подключения каждого устройства компьютера существуют определенные разъемы: PS/2, COM, USB и др. Объяснение с показом слайда 32.

PS/2 используется для подключения клавиатуры, мыши и трекбола.

COM - для подключения мыши, трекбола, устройства бесперебойного питания, и других специальных устройств, например медицинский.

USB – мышь, клавиатура, принтер, сканер, джойстик, графический планшет, монитор.

Заполнение раздаточного материала. Приложение 3. Проверка задания.

6. Закрепление изученного материала: выполнение заданий.

Выполнение заданий. Приложение 4. Приложение 5. Проверка слайды 33, 34.

7. Подведение итогов урока и выставление отметок.

Выставление отметок.

8. Домашнее задание.

Параграф 2.2.2. и параграф 2.2.3.

На слайде 38 домашнее задание.