Урок рассчитан на 90 минут для учащихся 8 классах, обучающихся по программе Н. Угриновича. 1 год обучения.
Тип урока: изучение нового материала, закрепление материала предыдущего урока.
Цель урока: сформировать представление учащихся об устройствах ввода и вывода информации и их функциями; познакомить учащихся с понятием разрешающая способность различных устройств; организовать повторение строения функциональной схемы компьютера и основных понятий предыдущего урока; закрепить знания о системной плате.
Задачи урока:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с устройствами ввода-вывода информации.
- Рассмотреть функциональное назначение устройств ввода и вывода информации.
- Дать представление некоторых характеристиках устройств ввода и вывода.
- Повторить строение функциональной схемы компьютера и принцип ее работы.
- Организовать повторение основной терминологии предыдущего урока.
- Актуализировать знания учащихся об устройствах ввода и вывода информации.
- Продолжить формирование практических умений и навыков при работе на компьютере.
Воспитательные.
- Воститывать умение слушать и слышать, аккуратность, внимательность
- Воспитывать бережное отношение к компьютеру и здоровью человека.
- Продолжать воспитание информационной культуры учащихся и бережного отношения к результатам информационной деятельности человека;
Развивающие.
Развивать память, мышление и внимание учащихся.
- Продолжить формирование знания и понимания информационных терминов.
- Способствовать продолжению развития информационной культуры учащихся, расширению их кругозора.
- Усоверщенствование познавательных интересов в области информатики и навыков работы на компьютере.
План урока:
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выполнение проверочной работы и взаимопроверка с использованием презентации.
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
3. Устройства ввода информации.
- клавиатура;
- координатные устройства ввода
- мышь и трекбол;
- сенсорная панель;
4. Устройства вывода информации
- Монитор
- Принтер
- Плоттер
- Акустические колонки и наушники
5. Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате.
6. Закрепление изученного материала: выполнение заданий.
7. Подведение итогов урока и выставление отметок.
8. Домашнее задание.
Ход и содержание урока
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Выполнение проверочной работы (Приложение 1) и взаимопроверка с использованием презентации (слайд 2-4).
Перед вами бланки с вопросами. В первом, втором и третьем заданиях необходимо вписать ответ на поставленный вопрос, в четвертом задании следует выбрать правильный ответ и обвести его в кружечек, в пятом задании необходимо для чего предназначен указанный стрелкой разъем.
Взаимопроверка, ответ выводится на слайде 2-4. Презентация1.
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
Сейчас мы с вами отгадаем некоторые загадки, для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока.
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть... (мышка).
По клавишам
прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура).
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный... (принтер).
На слайдах 5 расположена тема урока и функциональное назначение устройств ввода и вывода информации.
Кто догадался, какая тема будет у нашего урока сегодня?
Проводится самостоятельное выполнение задания 1 (Приложение1), цель которого саморефлексия. Данное задание проверяется самими же учащимися и остается у них для дальнейшего размещения в тетради.
3. Устройства ввода информации.
В процессе работы над данном блоком урока учащимся демонстрируются слайды 6-20
Работа организованна в виде диалога с объяснением учителя.
- Для чего нам необходимы устройства ввода информации?
- Какие устройства ввода информации вы можете назвать?
- Для чего нужна клавиатура?
Клавиатура.
Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора
Каждая клавиатура имеет несколько основных блоков клавиш:
1. Алфавитно-цифровые (обведены красным цветом, к ним относятся клавиши алфавита и цифр, клавиша пробела и Enter).
2. Клавиши редактирования и листания документа (обведены синей рамкой, их 7 штук, располагаются слева от алфавитно-цифровых, позволяют вставлять символы и перемещаться по документу).
3. Клавиши управления курсором (обозначены желтой обводкой, их 4 штуки, предназначены для перемещения курсора).
4. Специальные клавиши (обведены фиолетовым цветом, предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр и воздействия на функционирование компьютера).
5. Функциональные клавиши (обозначены розовым цветом, клавиши F1-F12, предназначены для выбора или изменения работы некоторых программ).
6. Цифровой блок (обозначены светло-зеленой обводкой, дублируют цифровые клавиши).
7. Windows-клавиши (обведены зеленым цветом, позволяют управлять графическим интерфейсом ОС).
8. Клавиши управления питанием (выделены оранжевым цветом, позволяют управлять включением и выключением компьютера, управлением “спящим” режимом).
Координатные устройства ввода.
- Какая функция, по вашему мнению, у координатных устройств?
- С помощью каких устройств модно управлять курсором на компьютере?
- Какие вам известны разновидности мышей?
Шариковые мыши, увидеть можно уже очень редко. Самые распространенные мыши сейчас оптические, принцип работы которых состоит в работе линз. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз на поверхность под мышью падает луч света. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их.
Трэкбол.
Разновидностью мыши является трэкбол, который можно сравнить с мышью, “лежащей на спине” шариком вверх.
Сенсорная панель.
Используется в ноутбуках, мониторах. Управляется движением пальцев по поверхности, которое преобразуется в движение курсора. Нажатие на панель равносильно нажатию клавиши мыши.
Графически планшет.
Предназначен для рисования и ввода рукописного текста. Состоит из пера (ручки), планшета и в некоторых случаях мыши, с помощью которых удобно рисовать, чертить и писать.
Разрешающая способность координатных устройств- это количество точек на которое переместиться курсор при перемещении координатного устройства на 1 дюйм. Измеряется в dpi - точек на дюйм. В современных устройствах разрешающая способность устройства может достигать 2000 dpi.
Сканер.
- Как вы думаете для чего необходим сканер?
- Какую он выполняет функцию?
Принцип работы сканера состоит в следующем: сканируемое изображение освещается светом источников, расположенных на линейке, а отраженный свет преобразует (кодирует) информацию в цифровой вид.
Цифровые камеры (видеокамеры, фотоаппараты) позволяют получать видео и изображение в цифровом виде. Web-камера, делает доступным общение online.
Разрешающая способность сканера и цифровых камер - это количество точек (растра) на которое разбивается сканируемое изображение длинной 1 дюйм.
Звуковая карта и микрофон предназначены для ввода звуковой информации в компьютер.
Джойстик - игровой манипулятор, назначение которого сделать удобным управление.
4. Устройства вывода информации.
В процессе работы над этимблоком урока учащимся демонстрируются слайды 20-31.
- Для чего нам необходимы устройства вывода информации?
- Какие устройства вывода информации вам известны?
Монитор.
- Для чего предназначен монитор?
Предназначен для вывода информации на экран в виде растра - точек. Изображение состоит из определенного количества строк, каждая из которых также состоит из точек. Важнейшая характеристика монитора - разрешающая способность, которая определяется количеством точек по горизонтали и вертикали. Существуют мониторы со стандартным разрешением 4:3 и широкоформатные с разрешением 16:10.
Существуют 2 вида мониторов:
- Монитор на электронно-лучевой трубке. Принцип работы, как в старых телевизорах.
Помимо громоздких размеров мониторы ЭЛТ несут сильное вредное облучение.
- Мониторы на жидких кристаллах. Главными достоинствами таких мониторов является компактность и отсутствие излучения.
Принтер.
- Каково функциональное назначение принтера?
Принтеры бывают:
1) Матричный. Принцип работы: получая сигнал от компьютера, его контроллеры управляют печатающей головкой, заставляя иголки бить в красящую ленту. В местах касания иголок лента прижимается к бумаге, оставляя на ней краску. Недостатком такого принтера является громкая работа. Достоинством – документ, изготовленный на матричным принтере, сложно подделать.
2) Струйный. Принцип работы: изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выбрасываемых на бумагу через сопла в печатающей головке. Недостатком струйного принтера является большой расход чернил при дороговизне их, достоинством – бстрая скорость печати.
3) Лазерный. Обеспечивает типографическое качество печати. Может обеспечить высококачественную цветопередачу при минимальных затратах материала, по сравнению со струйным.
Плоттер.
Используется для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электрических и электронных схем). Принцип действия плоттера такой же, как и у струйного принтера.
Акустические колонки и наушники.
- Для его предназначены колонки и наушники?
5. Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате.
Каким образов происходит взаимодействие всех устройств компьютера?
Как называется плата, на которой реализована магистраль обмена информацией между различными устройствами компьютера?
Для подключения каждого устройства компьютера существуют определенные разъемы: PS/2, COM, USB и др. Объяснение с показом слайда 32.
PS/2 используется для подключения клавиатуры, мыши и трекбола.
COM - для подключения мыши, трекбола, устройства бесперебойного питания, и других специальных устройств, например медицинский.
USB – мышь, клавиатура, принтер, сканер, джойстик, графический планшет, монитор.
Заполнение раздаточного материала. Приложение 3. Проверка задания.
6. Закрепление изученного материала: выполнение заданий.
Выполнение заданий. Приложение 4. Приложение 5. Проверка слайды 33, 34.
7. Подведение итогов урока и выставление отметок.
Выставление отметок.
8. Домашнее задание.
Параграф 2.2.2. и параграф 2.2.3.
На слайде 38 домашнее задание.