Цели:
- совершенствовать умение определять и писать орфограммы ча-ща, чу-щу,жи-ши;
- развивать внимание, память, орфографическую зоркость;
- прививать любовь к родному краю;
- расширять кругозор.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Вы узнали героя, который прислал нам письмо?
(определение героя мультфильма Шапокляк и прослушивание её песни)
-Давайте прочитаем письмо.
Дорогие ребятки!
Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Вам всегда на этот праздник дарят подарки - машыны, куклы, шоколадные шышки. Вокруг ёлки вы водите хороводы в костюмах мышы и зайки, снежынки и чюдовищя.
А у меня всего этого нет. И я перестала верить в чюдеса. Поэтому ёлочку вы не нарядите, потому, что игрушки я украла. Вам никогда не найти их!
Запомните:
кто людям помогает,
тот тратит время зря.
Хорошыми делами прославиться нельзя!
Ха-ха-ха!!!
Шапокляк
2. Определение темы урока.
-Какую орфограмму старуха Шапокляк не усвоила, когда училась в школе?
-Значит нам надо ей напомнить это правило и найти игрушки на нашу ёлочку, а то скоро Новый год.
- А я знаю кто нам может в этом помочь. Я думаю, что вы тоже угадаете его, отгадав мою загадку.
Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос.
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? (Дед Мороз)
-Правильно, это он.
а) познавательная беседа из истории о дед Морозе.
В старину его называли по-разному: Дед Трескун, Мороз Ёлкич, Студенец,
Дед, Мороз, Морозко, Мороз Красный нос. А чаще с уважением, по имени - отчеству: Мороз Иванович. В настоящее время его зовут Дедом Морозом.
Передвигается, как правило, пешком с посохом, иногда на лыжах. Большие расстояния преодолевает по воздуху – в санях, запряженных тройкой лошадей. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг – древнейший город на северо-востоке Вологодской области у слияния рек Сухоны и Юга.
Так вот нам Дед Мороз одалживает свои сани, и сказал, что нам помогут его друзья Деды Морозы разных стран, но вначале он нам предложил выполнить своё задание.
3. Минутка чистописания.
- Запишите по 2 строчных шипящих букв.
- Что вы можете рассказать об этих звуках?
Самоконтроль:
Буквы вы писать старались,
Но не все они красиво получались.
Лучшие буквы вы определите,
Синим карандашом их подчеркните.
- Вы умницы! Первая игрушка занимает своё место на нашей ёлочке. Ну, что же, отправляемся в путь! Садимся в волшебные сани Деда Мороза и отправляемся в Италию. А там нас встречает кто бы подумал финский Дед Мороз Йоллупукки.
б) Краткая информация о Йоллупукки.
Финский Дед Мороз - Йоллупукки живет в Лапландии и с удовольствием отвечает на письма детей. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках.
Выполнив задание от Йоллупукки мы получим следующую игрушку. А это словарная работа.
4. Словарная работа:
Круглое, румяное.
С дерева упало,
Любе в рот попало. (яблоко)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Очень да же важные. (портфель)
Над домами у дорожки,
Висит кусок лепёшки. (месяц)
Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (неделя)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Вы молодцы! Вот и вторая игрушка попадает на нашу ёлочку. А мы продолжаем наше путешествие. И следующая остановка - это Германия. А встречает нас почтенный Вайнахтсман.
в) познавательная беседа о Вайнахтсмане.
Детишки в Германии перед тем как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.
А у этого Деда Мороза перепутались буквы в словах. И он просит нам в этом помочь.
5. Анаграммы.
ЖИРАФ, ТРЕЩАТ, ПУШИНКА, СНЕЖИНКА, ЧУЛАН,
Какая орфограмма нам встречается в этих словах?
- Ну что же мы справились и с этим заданием. И очередная ёлочная игрушка отправляется на нашу ёлочку.
Садимся в наши сани и отправляемся дальше. А встречает нас всем известный Санта Клаус из США.
Беседа о Санте Клаусе.
г) Познавательная беседа о Санта Клаусе
Санта – добродушный мужчина средних лет, одетый в короткие красные штанишки и красный полушубок. Прилетает на санях, запряженных оленями, в сопровождении своих помощников – эльфов и гномов. Родом Санта из Лапландии.
И этот добродушный дед предлагает нам сделать вместе потанцевать.
Физминутка.
Погружаемся в сани и следующая наша остановка во Франции. А встречает нас Пьер Ноэль.
д) Познавательная беседа о Пьер Ноэле
В переводе с французского, Пьер Ноэль означает «дедушка Январь». Сопровождает его не Снегурочка, а суровый помощник Пьер Фуетар с розгами, который строгоследит за тем, чтобы подарки раздавались только хорошим и послушным детям.
6. Работа с учебником.
А этот господин нам предлагает обратиться к учебнику. Откройте учебники на странице 106 упражнение 23.
Письмо с комментированием.
Как вы понимаете смысл слова Родина? Наша большая родина это Россия, а главный город нашей страны – Москва. А как называется наша малая родина? Да это Ямал.
Ребята, а не пора ли нам отправляться домой. Наша ёлочка наряжена. А встречает нас Ямал Ири.
е) Познавательная беседа о Ямал Ири.
Ямал Ири — сказочный персонаж, возникший на основе мифотворчества коренных народов Севера о первопредке, культурном герое Терлее. На вид является старцем. Его образ является собирательным и воплощает лучшие черты коренных народов Севера. Путешествует на оленьей упряжке — нартах. Умеет управлять снегоходом. Место жительства город Салехард. Имеет свою резиденцию в пос. Горнокнязевск (15 км от Салехарда).
7. Итог урока.
Вы, ребята, конечно молодцы. А проделки вредной старухи Шапокляк сорвать на праздник ни к чему не привели. Потому что мы знаем, что добро и взаимовыручка всегда побеждает зло.
Ямал Ири спрашивает нас:
- Каким был урок?
- Выбирите слова соответствующее твоему ощущению и поясните.
А теперь я предлагаю вам выбрать смайлика, который соответствует вашему настроению и повесить его на нашу ёлочку.
А ещё нас ожидает сюрприз. За хорошую работу на уроке Ямал Ири передал нам пригласительные на новогоднюю ёлку, которое состоиться 27.12.12. в 09.00ч.