Логопедическое занятие по теме "Звуки [с] – [с']. Буквы С, с". 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель занятия: автоматизация звуков [с] - [с’] изолированно в слогах, словах, предложении и тексте.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление знаний о механизмах образования звуков [с] - [с’];
  • закрепление понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • расширение словарного запаса детей по теме «Профессии».

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики (на данные звуки);
  • формирование кинестетических ощущений на звуки [с] – [с’];
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза слов;
  • закрепление навыков чтения и письма слов и предложений с этими буквами;
  • развитие слухоречевого и зрительного восприятия, концентрации внимания, слухоречевой памяти.

Воспитательные: воспитание интереса к занятию, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту.

Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, артикуляционные профили, предметные картинки, таблица слогов, слов, текст, картинка почтальона Печкина.

Ход занятия

1. Организационный момент

1.Аутотренинг.

-Я пришел на логопедическое занятие.

-Я внимательно слушаю логопеда.

-Я четко и правильно произношу все звуки.

-Я пишу красиво и аккуратно.

-Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву;

-Я спокоен и уверен: y меня все получится хорошо.

Логопед: - Здравствуйте ребята! Можно садиться. Сейчас мы с вами выполним дыхательную гимнастику (схема гимнастики по Ипполитовой).

2. Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы правильно произносить все звуки, подготовим артикуляционный аппарат к работе. Поставьте зеркала в рабочее положение и вместе со мной выполняйте упражнения. (Учитель-логопед следит за правильностью их выполнения).

  1. «Улыбка».
  2. «Почистим верхние зубы».
  3. «Горка».
  4. «Ветерок дует с горки».
  5. «Желобок».

Логопед: Молодцы!

3. Работа по теме.

1. Объявление темы.

Логопед:- Ребята, посмотрите пожалуйста на картинку. (Вывешивается картинка с изображением профессии сапожника).

- Как вы думаете, кто это? (дети отвечают).

- Какой первый звук слышится в начале слова? (звук [с])

- Назовите мягкую пару этого звука? (звук [с’])

- Кто догадался, какая тема нашего занятия? (ответы детей).

- Звуки [с] – [с’].

- Ребята, подскажите мне, а что означает слово – сапожник? (профессии).

- Мы сегодня будем говорить о профессиях, в названии которых встречаются звуки [с] – [с’].

- И помогать нам в этом будет почтальон Печкин (вывешивается картинка).

- Он будет нам доставлять почту.

-А сейчас, откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите число и тему урока.

2. Целеполагание.

Логопед: - Чему мы будем учиться на занятии? (Предъявляется алгоритм целеполагания.)

Дети отвечают с опорой на алгоритм:

-Мы будем слушать, проговаривать и различать звуки [с] - [с’].

-Мы будем находить место звука в слове.

-Мы будем учиться, читать и писать слова с буквами С с.                                

-Грамотно строить предложения.

4. Произношение звуков в изолированном виде.

Логопед: - Ребята, а вы знаете, как свистит насос, когда накачивают шины в колёсах? (сссссс).

- А когда надувают воздушный шарик? (сьсьсьсь) (вывешиваются картинки с изображением насоса и воздушного шарика, и демонстрируются поочереди).

5. Анализ артикуляции.

Логопед: - Давайте дадим характеристику артикуляции звуков [с] – [с’] (вывешиваются профили).

- Возьмите зеркала, произнесите звук [с], а затем [с’] (дети произносят).

- Когда мы произносим звуки [с] – [с’]:

- губы (в улыбке),

- зубы (сближены, но не сомкнуты),

- кончик язык упирается в нижние зубы, спинка выгнута, а при произнесении звука [с’] - ?

- воздушная струя (холодная и длинная),

- голосовые связки (не работают).

- Посмотрите в зеркала, произнесите ([с – с’]).

- Молодцы!

- Кто расскажет характеристику артикуляции звуков [с] – [с’]? (повторяет один ребёнок).

- Чем отличаются эти звуки по характеристике? (при произнесении звука [с’] спинка языка, чуть больше выгнута вперёд к верхним зубам).

6. Характеристика звуков.

Логопед: - Давайте дадим характеристику звуков [с] - [с’].

- Звук [с] какой гласный или согласный? (согласный) почему?

- Потому, что воздушная струя встречает преграду (дети выполняют запись в тетрадях, а у доски выставляются схемы характеристики)

[с]→

- Твёрдый.

- Глухой, почему?

- Потому, что голосовые связки не работают.

- Проговариваем ещё раз.

- Звук [с’] какой гласный или согласный? (согласный) почему?

- Потому что воздушная струя встречает преграду. (запись в тетрадях и у доски

[с’]→│  )

- Мягкий.

- Глухой, почему?

- Потому, что голосовые связки не работают.

- Проговариваем ещё раз.

- Сравните эти характеристики, есть ли отличия? (звук [с] твёрдый, а звук [с’] мягкий).

7. Развитие функции фонематического слуха.

Логопед: - Я буду называть звуки, а вы будете поднимать соответствующую карточку:

звук [с]  , звук [с’]  .

Игра «Светофор».

- И, С, З, У, СЬ, С, А, СЬ, С.

-Среди слогов:

- СА, КА, СЯ, ЗО, СИ, КУ, СУ.

- В словах:

- Красить, строить, стеклить, носить, мастерить (дети выполняют задание).

8. Связь звука и буквы.

Логопед: - Ребята, что мы знаем о звуках и буквах? (Предлагается схема)

Звуки мы…(дети продолжают - слышим и проговариваем)

Буквы мы…( видим и пишем).

- Звуки [с - с’] на письме, какой буквой обозначаются? (Буквой «эс»)

- На что похожа печатная буква эс? (стилизованные картинки буквы)

«Села мышка в уголок, съела бублика кусок»;

«Полумесяц в небе тёмном буквой «эс» повис над домом».

- Какая это буква? (печатная буква «эс»).

- Давайте вспомним, как выглядит письменная буква эс (показ письменной буквы).

- Из скольки элементов состоит заглавная буква эс? (из 1).

- Строчная буква эс? (из 1)

- Чем отличается заглавная буква эс от строчной? (размером)

- На какие другие буквы она похожа? (о, э, ф, х, ж).

- Ребята, нам пришло письмо, его принёс почтальон Печкин.

- Посмотрите, какие то цифры (графический диктант 11111111111)

- Ребята, необходимо вместо цифр, написать буквы.

- Читаем, проверяем.

- Молодцы, все справились с заданием!

Физкультминутка.

Мы в профессии играем –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали.
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас –
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз кирпич и два, и три.
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.

9. Работа над слогами.

Логопед: - А теперь прочитаем слоги (вывешивается таблица, дети читают хором).

Работа в тетради.

- Я показываю слоги, а вы будете менять мягкий звук в слоге на твёрдый и наоборот, и записывать в тетради.

10. Работа над словами.

Логопед: - Ребята, почтальон Печкин рассказал мне, что он решил построить дом, но не знает, из чего строят дома, подскажите ему (из кирпичей).

- Печкину нужны кирпичи (на доску вывешиваются кирпичики, которые разрезаны, а на них написаны слова).

- Нам нужно собрать кирпичики для Печкина. Собирая кирпичи, мы будем читать слова, которые появляются при складывании (появляются картинки с изображением – слесаря, космонавта, скульптора, садовника, кассира).

- Чем интересно слово кассир? (две буквы эс, одна обозначает твёрдый звук, другая мягкий).

- С какой из представленных профессий вы не знакомы? (скульптор).

- Скульптор – это художник, который работает с глиной, из нее он лепит фигуры людей или животных.

- Запишите слово скульптор и дайте характеристику звука [с].

- Какие вы у меня умнички!

11. Работа над словосочетаниями и предложениями.

Игра «Что кому?» Вывешивается картинка с инструментами и предметами для помощи в определении профессий (мастерок, грабли, ключ, указка, скафандр, экскурсовод).

- Сколько слогов в слове экскурсовод? (дети отвечают, вспоминаем правило).

- Назовите, какие профессии вы запомнили? (дети поочереди называют)

А теперь скажите, кому что пригодится?

- Молодцы!

- Ребята, Печкин принёс ещё письма.

- Давайте посмотрим, что в них (в каждом конверте отдельные слова, дети должны составить предложения).

- Составьте предложения и запишите их в тетрадь. (Выполняется анализ предложения, повторяются правила написания предложения).

12. Работа над текстом.

На доске появляется картинка «Стройка».

- Как вы думаете, что это? (ответы детей).

- Ребята – это стройка.

- Почтальон Печкин пригласил людей разных строительных профессий, помочь ему в строительстве дома.

- Как вы думаете, кого он пригласил? (дети перечисляют).

- Вывешиваются отдельные предложения из текста (деформированный текст).

(Дети читают).

- Скажите, правильно ли расположены наши предложения? (ответы детей).

- С чего необходимо начать стройку? (восстанавливаем порядок предложений, читаем, определяем, что это текст, далее читаем по цепочке).

- Молодцы!

13. Итог занятия.

- Над какой темой работали?

- Вспомните характеристику артикуляции звуков [с - с’]?

- Вспомните характеристику звуков [с - с’]?

- О каких профессиях мы говорили на занятии?

- С какими новыми профессиями вы познакомились?

- Чему вы учились на занятии? (целеполагание).

14. Оценка.

- Поставьте оценку своей деятельности на занятии (дети оценивают свою работу).

- Почтальон Печкин тоже оценил вашу работу на занятии! (вывешивается большой, улыбающийся смайлик).

- Молодцы, занятие окончено, Печкину очень понравились у нас, он к нам ещё придёт.