Цель занятия: автоматизация звуков [с] - [с’] изолированно в слогах, словах, предложении и тексте.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизмах образования звуков [с] - [с’];
- закрепление понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- расширение словарного запаса детей по теме «Профессии».
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики (на данные звуки);
- формирование кинестетических ощущений на звуки [с] – [с’];
- развитие навыков звукового анализа и синтеза слов;
- закрепление навыков чтения и письма слов и предложений с этими буквами;
- развитие слухоречевого и зрительного восприятия, концентрации внимания, слухоречевой памяти.
Воспитательные: воспитание интереса к занятию, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту.
Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, артикуляционные профили, предметные картинки, таблица слогов, слов, текст, картинка почтальона Печкина.
Ход занятия
1. Организационный момент
1.Аутотренинг.
-Я пришел на логопедическое занятие.
-Я внимательно слушаю логопеда.
-Я четко и правильно произношу все звуки.
-Я пишу красиво и аккуратно.
-Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву;
-Я спокоен и уверен: y меня все получится хорошо.
Логопед: - Здравствуйте ребята! Можно садиться. Сейчас мы с вами выполним дыхательную гимнастику (схема гимнастики по Ипполитовой).
2. Артикуляционная гимнастика.
-Чтобы правильно произносить все звуки, подготовим артикуляционный аппарат к работе. Поставьте зеркала в рабочее положение и вместе со мной выполняйте упражнения. (Учитель-логопед следит за правильностью их выполнения).
- «Улыбка».
- «Почистим верхние зубы».
- «Горка».
- «Ветерок дует с горки».
- «Желобок».
Логопед: Молодцы!
3. Работа по теме.
1. Объявление темы.
Логопед:- Ребята, посмотрите пожалуйста на картинку. (Вывешивается картинка с изображением профессии сапожника).
- Как вы думаете, кто это? (дети отвечают).
- Какой первый звук слышится в начале слова? (звук [с])
- Назовите мягкую пару этого звука? (звук [с’])
- Кто догадался, какая тема нашего занятия? (ответы детей).
- Звуки [с] – [с’].
- Ребята, подскажите мне, а что означает слово – сапожник? (профессии).
- Мы сегодня будем говорить о профессиях, в названии которых встречаются звуки [с] – [с’].
- И помогать нам в этом будет почтальон Печкин (вывешивается картинка).
- Он будет нам доставлять почту.
-А сейчас, откройте, пожалуйста, рабочие тетради и запишите число и тему урока.
2. Целеполагание.
Логопед: - Чему мы будем учиться на занятии? (Предъявляется алгоритм целеполагания.)
Дети отвечают с опорой на алгоритм:
-Мы будем слушать, проговаривать и различать звуки [с] - [с’].
-Мы будем находить место звука в слове.
-Мы будем учиться, читать и писать слова с буквами С с.
-Грамотно строить предложения.
4. Произношение звуков в изолированном виде.
Логопед: - Ребята, а вы знаете, как свистит насос, когда накачивают шины в колёсах? (сссссс).
- А когда надувают воздушный шарик? (сьсьсьсь) (вывешиваются картинки с изображением насоса и воздушного шарика, и демонстрируются поочереди).
5. Анализ артикуляции.
Логопед: - Давайте дадим характеристику артикуляции звуков [с] – [с’] (вывешиваются профили).
- Возьмите зеркала, произнесите звук [с], а затем [с’] (дети произносят).
- Когда мы произносим звуки [с] – [с’]:
- губы (в улыбке),
- зубы (сближены, но не сомкнуты),
- кончик язык упирается в нижние зубы, спинка выгнута, а при произнесении звука [с’] - ?
- воздушная струя (холодная и длинная),
- голосовые связки (не работают).
- Посмотрите в зеркала, произнесите ([с – с’]).
- Молодцы!
- Кто расскажет характеристику артикуляции звуков [с] – [с’]? (повторяет один ребёнок).
- Чем отличаются эти звуки по характеристике? (при произнесении звука [с’] спинка языка, чуть больше выгнута вперёд к верхним зубам).
6. Характеристика звуков.
Логопед: - Давайте дадим характеристику звуков [с] - [с’].
- Звук [с] какой гласный или согласный? (согласный) почему?
- Потому, что воздушная струя встречает преграду (дети выполняют запись в тетрадях, а у доски выставляются схемы характеристики)
[с]→
- Твёрдый.
- Глухой, почему?
- Потому, что голосовые связки не работают.
- Проговариваем ещё раз.
- Звук [с’] какой гласный или согласный? (согласный) почему?
- Потому что воздушная струя встречает преграду. (запись в тетрадях и у доски
[с’]→│ )
- Мягкий.
- Глухой, почему?
- Потому, что голосовые связки не работают.
- Проговариваем ещё раз.
- Сравните эти характеристики, есть ли отличия? (звук [с] твёрдый, а звук [с’] мягкий).
7. Развитие функции фонематического слуха.
Логопед: - Я буду называть звуки, а вы будете поднимать соответствующую карточку:
звук [с] , звук [с’] .
Игра «Светофор».
- И, С, З, У, СЬ, С, А, СЬ, С.
-Среди слогов:
- СА, КА, СЯ, ЗО, СИ, КУ, СУ.
- В словах:
- Красить, строить, стеклить, носить, мастерить (дети выполняют задание).
8. Связь звука и буквы.
Логопед: - Ребята, что мы знаем о звуках и буквах? (Предлагается схема)
Звуки мы…(дети продолжают - слышим и проговариваем)
Буквы мы…( видим и пишем).
- Звуки [с - с’] на письме, какой буквой обозначаются? (Буквой «эс»)
- На что похожа печатная буква эс? (стилизованные картинки буквы)
«Села мышка в уголок, съела бублика кусок»;
«Полумесяц в небе тёмном буквой «эс» повис над домом».
- Какая это буква? (печатная буква «эс»).
- Давайте вспомним, как выглядит письменная буква эс (показ письменной буквы).
- Из скольки элементов состоит заглавная буква эс? (из 1).
- Строчная буква эс? (из 1)
- Чем отличается заглавная буква эс от строчной? (размером)
- На какие другие буквы она похожа? (о, э, ф, х, ж).
- Ребята, нам пришло письмо, его принёс почтальон Печкин.
- Посмотрите, какие то цифры (графический диктант 11111111111)
- Ребята, необходимо вместо цифр, написать буквы.
- Читаем, проверяем.
- Молодцы, все справились с заданием!
Физкультминутка.
Мы в профессии играем –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали.
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас –
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз кирпич и два, и три.
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
9. Работа над слогами.
Логопед: - А теперь прочитаем слоги (вывешивается таблица, дети читают хором).
Работа в тетради.
- Я показываю слоги, а вы будете менять мягкий звук в слоге на твёрдый и наоборот, и записывать в тетради.
10. Работа над словами.
Логопед: - Ребята, почтальон Печкин рассказал мне, что он решил построить дом, но не знает, из чего строят дома, подскажите ему (из кирпичей).
- Печкину нужны кирпичи (на доску вывешиваются кирпичики, которые разрезаны, а на них написаны слова).
- Нам нужно собрать кирпичики для Печкина. Собирая кирпичи, мы будем читать слова, которые появляются при складывании (появляются картинки с изображением – слесаря, космонавта, скульптора, садовника, кассира).
- Чем интересно слово кассир? (две буквы эс, одна обозначает твёрдый звук, другая мягкий).
- С какой из представленных профессий вы не знакомы? (скульптор).
- Скульптор – это художник, который работает с глиной, из нее он лепит фигуры людей или животных.
- Запишите слово скульптор и дайте характеристику звука [с].
- Какие вы у меня умнички!
11. Работа над словосочетаниями и предложениями.
Игра «Что кому?» Вывешивается картинка с инструментами и предметами для помощи в определении профессий (мастерок, грабли, ключ, указка, скафандр, экскурсовод).
- Сколько слогов в слове экскурсовод? (дети отвечают, вспоминаем правило).
- Назовите, какие профессии вы запомнили? (дети поочереди называют)
А теперь скажите, кому что пригодится?
- Молодцы!
- Ребята, Печкин принёс ещё письма.
- Давайте посмотрим, что в них (в каждом конверте отдельные слова, дети должны составить предложения).
- Составьте предложения и запишите их в тетрадь. (Выполняется анализ предложения, повторяются правила написания предложения).
12. Работа над текстом.
На доске появляется картинка «Стройка».
- Как вы думаете, что это? (ответы детей).
- Ребята – это стройка.
- Почтальон Печкин пригласил людей разных строительных профессий, помочь ему в строительстве дома.
- Как вы думаете, кого он пригласил? (дети перечисляют).
- Вывешиваются отдельные предложения из текста (деформированный текст).
(Дети читают).
- Скажите, правильно ли расположены наши предложения? (ответы детей).
- С чего необходимо начать стройку? (восстанавливаем порядок предложений, читаем, определяем, что это текст, далее читаем по цепочке).
- Молодцы!
13. Итог занятия.
- Над какой темой работали?
- Вспомните характеристику артикуляции звуков [с - с’]?
- Вспомните характеристику звуков [с - с’]?
- О каких профессиях мы говорили на занятии?
- С какими новыми профессиями вы познакомились?
- Чему вы учились на занятии? (целеполагание).
14. Оценка.
- Поставьте оценку своей деятельности на занятии (дети оценивают свою работу).
- Почтальон Печкин тоже оценил вашу работу на занятии! (вывешивается большой, улыбающийся смайлик).
- Молодцы, занятие окончено, Печкину очень понравились у нас, он к нам ещё придёт.