Цели.
- Познакомить детей с понятиями «ложь» и «фантазия».
- Учить детей находить различия и сходства между этими понятиями.
- Учить детей выбирать правильную линию поведения.
- Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей.
- Воспитывать в детях желание и стремление быть честными.
Ход занятия.
Оргмомент. Сейчас мы попробуем отгадать тему нашего занятия.
Игра «Дорисуй». На доске 3 листа с изображением элементов рисунка. Одновременно к доске выходят трое учеников. Им предлагается дорисовать картинки.
- Что вам помогло закончить рисунок: память, внимание или воображение?
Воображение по-другому можно назвать фантазией. На доску помещается слово «фантазия».
- «Фантазия» - это первая часть темы нашего занятия.
- Для того, чтобы вы отгадали следующую часть темы, я предлагаю игру: «Составь пословицу из слов».
- У вас на партах карточки со словами. Попробуйте составить пословицу.
«Красива лож(ь), да от правды не уйдёшь».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Ой, ребята, мне кажется, что в пословице одно слово написано неправильно, подскажите мне, где ошибка?
- Правильно, у существительных женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак. ЛОЖЬ. Молодцы! О чём мы будем говорить на занятии?
- Тема нашего занятия «Ложь и фантазия».
- Сегодня мы с вами будем сравнивать два этих понятия, т.е. будем искать черты различия и сходства.
- А для чего нам это нужно?
- Это поможет вам лучше разбираться в людях, отличать хорошее от плохого, избегать опасных жизненных ситуаций, связанных с обманом, предательством.
- Для того, чтобы определить, где фантазия, а где ложь, я предлагаю вам посмотреть два эпизода из фильма «Фантазёры».
- Кто написал это произведение?
- Какие ещё рассказы Н. Носова вы читали?
- Вы должны не только распознать где ложь, а где фантазия, но и доказать своё мнение.
Просмотр эпизодов фильма.
- Ваши варианты ответов.
- Почему вы так считаете? Докажите!
- У кого другое мнение?
- Но, ведь, и в этом эпизоде Игорь фантазирует.
- Для чего лгал Игорь?
- Кому он навредил своей ложью?
- Для чего лгут люди?
- Как можно назвать ребят Стасика и Мишу одним словом? Кто они?
- Их невероятные истории приносят кому-нибудь вред?
- А какую пользу может принести сочинение небылиц?
- А от лжи бывает польза? (Нет, даже если и спасёт в какой-нибудь ситуации, то правда всё равно откроется. Недаром говорят: «Тайное становится явным»).
- Значит, ложь приносит вред или пользу?
- Что теперь можно сказать о лжи и о фантазии? В чём их различие?
Вывод. Фантазия приносит пользу, несёт добро. Ложь наносит вред окружающим.
Работа с таблицами.
- У вас на партах есть таблицы. Давайте их заполним.
- А теперь давайте закрепим наши выводы и поиграем в игру: «Распредели по столбикам».
На слайде слова: враньё, мечта, обман, воображение, небылица, выдумка, неправда.
- Прочитайте эти слова. К какой части речи эти слова относятся? Из ваших карточек необходимо подобрать подходящие по смыслу к понятиям: ложь и фантазия (ученики зачитывают свои варианты ответов).
- К какому столбику вы отнесли слова: неправда, выдумка?
- Почему? А разве к слову фантазия это не подходит?
На слайде правильные варианты ответов и шкала оценок.
Взаимопроверка.
- В чём же сходство этих двух понятий?
Вывод. И фантазия и ложь – это выдумка, неправда. В своей таблице запишем, какое сходство между этими понятиями.
- Неправда может быть безобидной, это - …, а может быть опасной, это - … .
Физминутка.
- Отдохнём и поиграем. Я буду говорить прилагательные, если они подходят к слову фантазия – то вы плавно машете руками (фантазия ведь мечта, полёт мыслей), а если к слову ложь – вы топаете ногами (выражаете протест).
Слова: безобидная, вредная, весёлая, полезная, жестокая, добрая, изворотливая, сказочная, хитрая.
- Мы продолжаем учиться отличать фантазию от лжи. На партах у вас тексты двух отрывков из художественной литературы. Марина читает первый отрывок, а остальные следят за текстом.
- Вспомните, как называется это произведение и кто его автор?
(Пожар во флигеле или подвиг во льдах. В. Драгунский.)
Дима читает второй отрывок.
- Ваша задача определить, в каком из отрывков – ложь, а в каком – фантазия и на карточках поставит буквы «Л» или «Ф».
Самопроверка: розовый кружок – ложь, а зелёный – фантазия. На таблице в графе: «шкала оценок» поставили баллы.
- А теперь я хочу, чтобы вы, используя личный опыт или опыт своих товарищей, вспомнили или придумали истории о лжи и фантазии. Работаем в парах, договариваясь между собой.
Рассказы детей.
- Ребята, а ведь у меня тоже есть фантазия. Хотите я расскажу вам о ней. Я мечтаю, чтобы появилась такая конфетка, которую бы ребёнок съел и стал послушным, любознательным, честным, трудолюбивым и тянулся бы к знаниям. А может она существует?! Вот вам конфеты. А вдруг это те самые конфетки моей мечты. Я надеюсь, что вы оправдаете мои надежды, мою мечту и не подведёте меня.
- Посмотрите в свои таблицы. У кого там «5» и «4», значит вы хорошо научились отличать фантазию от лжи.
- А для чего мы учились отличать фантазию от лжи?
- Что – добро? Что – зло? Мне хотелось бы пожелать, чтобы в своей жизни вы использовали только фантазию, а ложь обходили стороной. Так будем дружить с фантазёрами, а не с лжецами. Я надеюсь, что вы для себя сделали вывод: «ЛОЖЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ!»