Конспект логопедического занятия для детей старшей коррекционно-развивающей группы "Дифференциация согласных звуков "П" и "Т"

Разделы: Логопедия


Цели занятия.

  • Учить детей различать звуки “П” и “Т”.
  • Учить детей выделять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
  • Закрепить знание образа букв “П” и “Т”.
  • Развивать речеслуховую память.
  • Развивать внимание и мышление.
  • Закрепить обобщающие понятия.
  • Развивать общую и мелкую координацию движений.

Оборудование: Мяч, 2 домика, непрозрачные очки, флажки (по количеству детей), наборы кубиков Кооса, схемы букв для кубиков, предметные картинки на звуки “П” и “Т”, предметные картинки ля игры “Путанка – запутанка”, деревянные буквы “П” и “Т”, ширма, игрушки – петрушки буквята “П” и “Т”, книга, набор фигурок квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов, овалов.

План – конспект.

1. Подготовительный этап.

а) Упражнения для развития мелкой моторики рук со стихами:

Сидит белка на тележке, (Кулак – ребро – ладонь.)
Продает она орешки: (Кулак – ребро – ладонь.)
Лисичке – сестричке, (Руки в кулаке, открываем по одному пальцу – мизинец.)
Маленькой синичке, (Безымянный палец.)
Мишке толстопятому, (Средний палец.)
Заиньке усатому. (Указательный.)
Кому в платок, (Пальцы павой руки прячем в левую руку.)
Кому в зубок, (Меняем положение рук.)
Кому в лапочку. (Пальцы в замок.)

б) Упражнения для развития мелкой моторики рук под музыку “Пальчики танцуют”.

2. Основная часть занятия.

а) Развитие игровой ситуации “Буквы “П” и “Т” выпали из книжки”.

Логопед: Ребята, когда я шла на занятие, налетел вдруг сильный ветер, вырвал у меня из рук книгу и перевернул все страницы. И теперь я не могу никак прочитать слова. Давайте вместе разбираться, что случилось с книгой.

Логопед читает слова, пропуская первые звуки “П” и “Т”, дети отгадывают слова: (п)аук, (п)оезд, (п)очка, (п)олка, (т)анк, (т)орт, (т)уфли, (т)ыква.

Логопед: Дети, вы поняли, что произошло со словами?

Дети объясняют, каких звуков не хватало в словах.

Логопед предлагает детям поискать пропавшие буквы. Но, ни под столами, ни за стульями букв не оказалось. Вдруг из-за ширмы слышится смех, и появляются буквята “П” и “Т”.

Кукла – петрушка Буква “Т”: Та-та-та, та-та-та, танки, танец, тополя!

Кукла – петрушка Буква “П”: па-па-па, па-па-па, пальма, панцирь, полоса!

Буквята: Ребята, вы нас узнали?

Дети отвечают.

Буквята: Нам стало скучно в книжке, и мы решили посмотреть, как вы занимаетесь.

Логопед: Ну что ж, буквята, оставайтесь у нас на занятии. Мы как раз начинаем игру.

Далее по ходу занятия логопед обращается к буквятам, спрашивая, нравится ли им, как ребята запомнили звуки и буквы “П” и “Т”. Буквята выражают свое одобрение и хвалят детей за успехи.

б) Игра “Где, чей дом”. Развитие навыка звукового анализа.

На столе стоят два домика, в одном из них “будут жить” картинки со звуком “П”, а в другом – со звуком “Т”. Перевернутые картинки лежат на столе перед домиками. Логопед приглашает детей “расселить” картинки в нужный домик. Дети выходят по одному, переворачивают картинку, определяют наличие звука “П” или “Т” и ставят картинку в соответствующий домик.

в) Игра “Магазин”. Подбор слов на заданный звук.

Логопед берет кошелек с фигурами различной формы (прямоугольники, квадраты, треугольники, круги, овалы) – это “деньги”.

Логопед начинает игру:

“Дзинь – дзинь – дзинь,
дзинь – дзинь – дзинь,
открываем магазин;
я хочу купить слова со звуком “П” (“Т”)”.

Дети придумывают слова, в которых есть заданный звук. Логопед “покупает” слова и “расплачивается” фигурами разной формы. Каждый ребенок раскладывает перед собой на столе полученные фигуры. Когда “магазин закрывается”, логопед отмечает тех, у кого фигур больше. Затем все продавцы “сдают выручку в банк”. Дети возвращают логопеду фигуры, называя их форму: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, овал.

г) Игра “Узнай букву на ощупь”. Развитие тактильных ощущений, узнавание образа букв “П” и “Т” на ощупь.

Логопед приглашает двоих детей, они надевают на глаза непрозрачные очки. Логопед дает каждому ребенку деревянную букву, ребенок ощупывает ее и отгадывает, какая это буква.

д) Игра “Запомни слово”. Развитие речеслуховой памяти.

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять, будем мы в слова играть.

Дети встают в круг. Логопед раздает каждому флажок и называет слово со звуком “П” (“Т”). Каждый ребенок запоминает свое слово. Затем логопед вместе с детьми поднимают флажки, машут ими и произносят слова: Встали дети все в кружок и подняли свой флажок. После чего логопед собирает флажки, при этом каждый ребенок, отдавая флажок, называет свое слово.

е) Игра “Какой звук в слове”. Выделение начального согласного звука “Т” или “П” в словах при вербальном предъявлении.

Дети строятся в линейку лицом к логопеду. Логопед бросает мяч по очереди каждому ребенку и при этом называет слово со звуком “П” или”Т”: пальцы, танец, пальма, труд, пауза, трава, пламя, туфли и т.д. Ребенок бросает мяч обратно логопеду и называет, какой звук “П” или “Т”, был в его слове.

ж) Игра “Путанка – запутанка”. Развитие внимания, закрепление обобщающих понятий, тренировка навыка прослеживания взглядом по линии.

Дети садятся на стулья перед фланелеграфом. На фланелеграфе размещены предметные картинки (груша, жук, еж, роза, гусь, морковь) и 6 конвертов. Каждая картинка соединяется с конвертом запутанной линией.

Каждый ребенок достает из мешочка предметную картинку (ананас, бабочка, белка, петух, ромашка, редис) и подбирает соответствующую пару из картин, расположенных на фланелеграфе, объясняет свой выбор: Моей картинке подходит гусь, потому что гусь и петух – это птицы.

После того, как каждый ребенок выбрал пару своей картинке, логопед предлагает “распутать” ниточку (проследить по ней взглядом) и найти свой конверт. В конвертах спрятаны разноцветные схемы для выкладывания букв “П” и “Т” из кубиков Кооса.

з) Игра “Сложи букву”. Развитие конструктивных способностей, мышления, закрепление знаний цвета (красный, синий, желтый), узнавание и запоминание букв “П” и “Т”.

Дети садятся за столы и складывают буквы “П” или “Т” по схемам из 9 кубиков. Затем каждый называет свою букву и говорит, какого она цвета.

3. Заключительный этап занятия.

а) Физкультминутка. Снятие статического напряжения, развитие общей координации движений под музыкальное сопровождение.

Дети танцуют под музыку танец лошадок.

б) Отработка скороговорки со звуками “П” и “Т”: От топота копыт пыль по полю летит. Активизация речи, отработка речевого ритма и четкого произношения.

в) Итог занятия. Дети вспоминают, какие упражнения и задания выполняли на занятии. Логопед хвалит детей.