Всем нам известно, что состояние здоровья детей вызывает в обществе серьезное беспокойство. Оно является показателем благополучия государства, не только отражающим настоящую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Одним из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований ученых в школе уровень тревожности и негативных эмоций значительно превышает норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.
В своей педагогической деятельности использую формы и методы, направленные на развитие умения адаптироваться, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике. Особое внимание на уроках уделяю здоровьесбережению. Работая над этим, определяю качество образования по следующим критериям: физическое здоровье, психическое здоровье, духовно-нравственное здоровье.
Большое значение в работе учителя иностранного языка имеет структура рациональной организации урока английского языка, его плотность, виды учебной деятельности, их продолжительность, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок.
Для достижения высокой эффективности урока, учитываются физиологические и психологические особенности детей, предусматриваются виды работы, снимающие усталость. При планировании урока включаются многократные зарядки – релаксации. Двигательная активность учеников на уроке английского языка не только способствует лучшему овладению языковым материалом, но и снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: по 2–3 минуты продолжительностью через 15–20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм является положительный эмоциональный фон.
Обучение через развлечение и игру – один из основных методов учителя английского языка. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему “Одежда”, я предлагаю детям игру “Модники и модницы”. Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома. При изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру “Избалованный Мишка”. Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры “I am hungry” (я голоден), “ I am thirsty ” (хочу пить) и вопросы типа “Do you want?”, “Would you like?..”. Игра используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.
На уроках в начальном и среднем звене особенно актуальны подвижные игры: “Японская школа”, “Близнецы”, “Говорящее Зеркало”, “Волшебный карандаш”, “Цветок”.
Большую тревогу вызывает ухудшение зрения у школьников, поэтому на своих уроках практикую проведение различных упражнений для улучшения зрения.
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости напряжения, является смех. Для этого рассказывается что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни. Используются также рассказы в картинках, смешные игрушки.
Ожидание необычного, особая заинтересованность также помогают релаксации детей, т. к. затрагивают эмоциональную сферу. Интерес вызывает знакомство с новыми иллюстрированными журналами на английском языке, рассказ о каком-нибудь городе с показом фотографий, картинок и т. д.
На уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей, дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, а также принцип двигательной активности на уроке. Главное, чтобы, урок стал зоной психологического комфорта.
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: “Well done! ”, “How clever you are! ”, “Good boy/girl!” Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: “Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов”. Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Например, для выполнения определенных заданий разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно– ориентированные.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир. Кроме того, данная технология не только формирует базовые компетентности, но и направлена на снижение уровня тревожности и на формирование успешности ребенка.
О росте интереса к предмету свидетельствуют результаты участия учеников в различных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.
Результатом работы стало повышение настроения, оптимизма, снизился уровень фоновой тревожности учащихся. Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Возрос интерес учащихся к предмету. Многие из них принимают участие в различных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Таблица итоговых оценок учащихся по английскому языку за последние три года показывает положительную динамику среднего балла, повысилось качество знаний учащихся.
По результатам мониторинга, проводимого в моих классах, наблюдается позитивное эмоциональное отношение к предмету, низкий уровень тревожности.