Мой край! Моя Россия, Русь!
Мне Родины другой совсем не надо!
Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,
Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!
Россия, ты у каждого своя,
То место малой Родиной зовется,
А вот Российская Держава есть одна,
От этих слов с волненьем сердце бьется!
Введение.
“ Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание
сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие “Отечество”.
В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории и, конечно, это люди, гордость и слава родного города.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Творческое объединение младших школьников “Моя малая Родина” помогает формированию у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально – экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Это способствует развитию:
- креативных способностей учащихся,
- становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям,
- формированию толерантности и толерантного поведения,
- укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями;
- наличие богатых возможностей для большого количества учащихся;
- изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг писателей, семейные экскурсии;
- общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; города, памятников истории и культуры;
- совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье),
- формированию экологической культуры,
- способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности,
- развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
- интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,
- формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни,
- видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
“Мира не узнаешь, не зная края своего!”
Пояснительная записка.
“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать”.
Д. С. Лихачев.
“Концепция модернизации российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.
В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление учащихся 1 класса с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.
Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Цель программы:
– формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому,
настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села;
– воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
Задачи:
Образовательные:
- Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
- Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
- Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.
Воспитательные:
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Развитие культуры общения.
- Воспитание любви к своей малой Родине;
Развивающие:
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развитие вкуса к родному слову.
Учебно-методическое сопровождение:
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011
- Е.Медведев, М. Виданов. “Край родной, навек любимый” – пособие по историческому краеведению.– Куйбышевское кн. изд-во
Участники внеурочной деятельности:
- Учитель.
- Ученики .
- Родители.
Возраст учащихся.
Программа “ Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в средней общеобразовательной школе. Она рассчитана на детей младшего школьного возраста 7–8 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.
Режим занятия.
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 36 (1 час в неделю) учебных часов практических и теоретических занятий.
Занятия предполагается проводить во второй половине дня 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:
- Экскурсии (по городу );
- Викторины;
- Конференции;
- Конкурсы
- Уроки – лекции; уроки – встречи;
- Работа с документами; СМИ;
- Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Проведение занятий вне класса: в школьном музее, в районном музее, в библиотеке, в ГДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
- Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 1 класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
Знать:
- историю своего имени;
- свой режим дня;
- простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
- свой домашний адрес;
- что такое семья, обязанности члена семьи;
- имена, отчества членов своей семьи, учительницы, директора школы;
- профессии своих родителей;
- сельские профессии;
- правила поведения в общественных местах;
- адрес своей школы, школьный стадион, пришкольный участок;
- историю происхождения своего города;
- достопримечательности города и края;
- несколько растений и животных города;
- человек является частью природы;
- символику Российского государства;
- столицу нашей Родины;
- президента России.
Уметь:
- называть своих ближайших родственников;
- выполнять некоторые поручения в своей семье;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- соблюдать правила личной гигиены;
- хранить старинные семейные вещи;
- поддерживать чистоту в школе и дома;
- работать на пришкольном участке и у себя на огороде;
- заботиться и ухаживать за домашними животными;
- ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу;
- ориентироваться по карте Белгородской области и находить свой город;
- наблюдать за изменениями в природе и заносить эти изменения в дневник.
Работа с родителями.
– анкетирование родителей учащихся 1 класса в начале года о необходимости
работы внеурочной деятельности для их детей и в конце учебного года с целью
проверки удовлетворенности достигнутыми результатами;
– организация экскурсий в Краеведческий музей г. Белгорода , районный музей,
школьный музей и экскурсии на природу.
– подготовка и проведение совместного мероприятия “Мои земляки в Великой
Отечественной войне”
На первом году обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
Содержание программы.
Введение. (1 ч.)
Ознакомление обучающихся с планом работы.
Промежуточная диагностика.
“Я и моё имя”. (5 ч.)
Учащиеся узнают, каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам, малышам, к себе. Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных – способность творить, изобретать. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить). Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, леность, нечестность). Учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Учатся давать объективную оценку своих и чужих поступков; уважать чужое мнение. Семья, в которой ты живёшь: состав семьи, сколько поколений живёт в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей членов семьи. Старинные семейные вещи, фотографии.
“Моя школа”. (6 ч.)
Школа и её место в жизни ребёнка. Взаимоотношения, взаимопомощь в классе, дома, в школе. Изучают безопасный маршрут от дома до школы.
Оценка ребёнком взаимоотношений, взаимопомощи. Определение своей роли в жизни классного коллектива. Правила поведения в школе, их сущность. Необходимость организации школьной жизни по определённым правилам. Оценка соблюдения или несоблюдения правил отдельными учениками, объяснения своего мнения.
“Мой Корочанский район”. (5 ч.)
История возникновения района. Знакомство с сёлами района. Работа с картой Белгородской области. История происхождений и названий улиц родного края. Каким бы хотелось видеть свой район в будущем. Как соизмерить потребности района и его возможности. Что нужно сделать для того, чтобы родной район процветал, чтобы сохранить его красоту для будущих поколений. Бережное отношение к историческим названиям – залог сохранения национальных традиций, быта, их назначениями и месторасположением; преобладающими профессиями в районе; условиями жизни человека в селе.
“Мой город Короча”. (4 ч.)
Место родного города на карте Белгородской области. Учащиеся знакомятся с важнейшими достопримечательностями и культурными ценности родного города. Даётся понятие Герой Советского Союза.
“Мой край Белгородский”.(4 ч.)
Место родного края на карте Белгородской области. Ближайшие соседи. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.
“Моё отечество”. (4 ч.)
Учащиеся узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране, как проходит голосование. Вводится понятия "президент", "Федеральное Собрание", "Государственная Дума", "Совет Федерации", "правительство". Учащиеся узнают о главных праздниках страны, вводится понятие "государственный праздник". Даётся понятие Родины. Формируется отношение к Родине, как к матери. Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития Белгородгской области с историей и развитием всего нашего государства.
“Природа и мы”. (4 ч.)
Учащиеся знакомятся с природой , растениями, которые растут в окрестностях города. Лекарственные и ядовитые растения. Узнают о животных, обитающих в лесах. Вводятся понятия “флора” и “фауна”, “заповедник”. Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь.
Итоговая диагностика. (1 ч.)
Список литературы:
- “Белгородоведение” – учебник для общеобразовательных учреждений., Белгород, 2002 год.
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
- Шестаков А,Н. “Мой край родной”
- Материалы школьного музея.
Приложение. Учебно-тематический план.