Программа кружка краеведческой направленности "Моя малая родина"

Разделы: Внеклассная работа


Мой край! Моя Россия, Русь!
Мне Родины другой совсем не надо!
Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,
Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!
Россия, ты у каждого своя,
То место малой Родиной зовется,
А вот Российская Держава есть одна,
От этих слов с волненьем сердце бьется!

Введение.

“ Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие “Отечество”.
В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории и, конечно, это люди, гордость и слава родного города.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Творческое объединение младших школьников “Моя малая Родина” помогает формированию у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально – экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Это способствует развитию:

  • креативных способностей учащихся,
  • становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям,
  • формированию толерантности и толерантного поведения,
  • укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями;
  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся;
  • изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг писателей, семейные экскурсии;
  • общая работа родителей и детей в деле охраны и восстановления природы; города, памятников истории и культуры;
  • совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье),
  • формированию экологической культуры,
  • способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности,
  • развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
  • интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,
  • формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни,
  • видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

“Мира не узнаешь, не зная края своего!”

Пояснительная записка.

“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать”.
Д. С. Лихачев.

“Концепция модернизации российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.

В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление учащихся 1 класса с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Цель программы:

– формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села;
– воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

Задачи:

Образовательные:

  1. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
  3. Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии.
  2. Формирование активной жизненной позиции.
  3. Развитие культуры общения.
  4. Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  2. Развитие вкуса к родному слову.

Учебно-методическое сопровождение:

  1. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011г.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011
  3. Е.Медведев, М. Виданов. “Край родной, навек любимый” – пособие по историческому краеведению.– Куйбышевское кн. изд-во

Участники внеурочной деятельности:

  • Учитель.
  • Ученики .
  • Родители.

Возраст учащихся.

Программа “ Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в средней общеобразовательной школе. Она рассчитана на детей младшего школьного возраста 7–8 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.

Режим занятия.

Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 36 (1 час в неделю) учебных часов практических и теоретических занятий.

Занятия предполагается проводить во второй половине дня 1 раз в неделю.

Формы проведения занятий:

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:

  • Экскурсии (по городу );
  • Викторины;
  • Конференции;
  • Конкурсы
  • Уроки – лекции; уроки – встречи;
  • Работа с документами; СМИ;
  • Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру.

Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Условия для реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Проведение занятий вне класса: в школьном музее, в районном музее, в библиотеке, в ГДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
  2. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
  3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 1 класса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

Знать:

  • историю своего имени;
  • свой режим дня;
  • простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
  • свой домашний адрес;
  • что такое семья, обязанности члена семьи;
  • имена, отчества членов своей семьи, учительницы, директора школы;
  • профессии своих родителей;
  • сельские профессии;
  • правила поведения в общественных местах;
  • адрес своей школы, школьный стадион, пришкольный участок;
  • историю происхождения своего города;
  • достопримечательности города и края;
  • несколько растений и животных города;
  • человек является частью природы;
  • символику Российского государства;
  • столицу нашей Родины;
  • президента России.

Уметь:

  • называть своих ближайших родственников;
  • выполнять некоторые поручения в своей семье;
  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • хранить старинные семейные вещи;
  • поддерживать чистоту в школе и дома;
  • работать на пришкольном участке и у себя на огороде;
  • заботиться и ухаживать за домашними животными;
  • ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу;
  • ориентироваться по карте Белгородской области и находить свой город;
  • наблюдать за изменениями в природе и заносить эти изменения в дневник.

Работа с родителями.

– анкетирование родителей учащихся 1 класса в начале года о необходимости работы внеурочной деятельности для их детей и в конце учебного года с целью проверки удовлетворенности достигнутыми результатами;
– организация экскурсий в Краеведческий музей г. Белгорода , районный музей, школьный музей и экскурсии на природу.
– подготовка и проведение совместного мероприятия “Мои земляки в Великой Отечественной войне”

На первом году обучения ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.

Содержание программы.

Введение. (1 ч.)

Ознакомление обучающихся с планом работы.

Промежуточная диагностика.

“Я и моё имя”. (5 ч.)

Учащиеся узнают, каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам, малышам, к себе. Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных – способность творить, изобретать. Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить). Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, леность, нечестность). Учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественных местах. Учатся давать объективную оценку своих и чужих поступков; уважать чужое мнение. Семья, в которой ты живёшь: состав семьи, сколько поколений живёт в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей членов семьи. Старинные семейные вещи, фотографии.

“Моя школа”. (6 ч.)

Школа и её место в жизни ребёнка. Взаимоотношения, взаимопомощь в классе, дома, в школе. Изучают безопасный маршрут от дома до школы.

Оценка ребёнком взаимоотношений, взаимопомощи. Определение своей роли в жизни классного коллектива. Правила поведения в школе, их сущность. Необходимость организации школьной жизни по определённым правилам. Оценка соблюдения или несоблюдения правил отдельными учениками, объяснения своего мнения.

“Мой Корочанский район”. (5 ч.)

История возникновения района. Знакомство с сёлами района. Работа с картой Белгородской области. История происхождений и названий улиц родного края. Каким бы хотелось видеть свой район в будущем. Как соизмерить потребности района и его возможности. Что нужно сделать для того, чтобы родной район процветал, чтобы сохранить его красоту для будущих поколений. Бережное отношение к историческим названиям – залог сохранения национальных традиций, быта, их назначениями и месторасположением; преобладающими профессиями в районе; условиями жизни человека в селе.

“Мой город Короча”. (4 ч.)

Место родного города на карте Белгородской области. Учащиеся знакомятся с важнейшими достопримечательностями и культурными ценности родного города. Даётся понятие Герой Советского Союза.

“Мой край Белгородский”.(4 ч.)

Место родного края на карте Белгородской области. Ближайшие соседи. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.

“Моё отечество”. (4 ч.)

Учащиеся узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране, как проходит голосование. Вводится понятия "президент", "Федеральное Собрание", "Государственная Дума", "Совет Федерации", "правительство". Учащиеся узнают о главных праздниках страны, вводится понятие "государственный праздник". Даётся понятие Родины. Формируется отношение к Родине, как к матери. Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития Белгородгской области с историей и развитием всего нашего государства.

“Природа и мы”. (4 ч.)

Учащиеся знакомятся с природой , растениями, которые растут в окрестностях города. Лекарственные и ядовитые растения. Узнают о животных, обитающих в лесах. Вводятся понятия “флора” и “фауна”, “заповедник”. Формируется бережное отношение к окружающей среде. Первая доврачебная помощь.

Итоговая диагностика. (1 ч.)

Список литературы:

  1. “Белгородоведение” – учебник для общеобразовательных учреждений., Белгород, 2002 год.
  2. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  3. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  4. Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  5. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г.
  6. Шестаков А,Н. “Мой край родной”
  7. Материалы школьного музея.

Приложение. Учебно-тематический план.