Знакомство с понятием дробного числа

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с дробными числами, опираясь на предшествующие знания детей;
  • активизировать опыт учащихся по использованию дробных чисел в жизни;
  • ввести форму записи  дроби, совершенствовать умение сравнивать задачи и решать их;
  • развивать логическое мышление, внимание, умение  делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: ИКТ, учебник , индивидуальные карточки, 2 яблока, нож, тарелочки.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу.

К уроку приготовились?
Проверим мы сейчас.
Дневник, пенал, учебник, 
Нужна тетрадь для нас.

– Откройте  тетради и запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

Цель:

– Ребята, перед вами числа 2, 18, 4, 20, 6, 10, 14, 12, 16, 0, 8.
– Запишите их в порядке возрастания. Запишите, соблюдая  правила записи чисел.

(Взаимопроверка) На слайдах –  ключ 

3. Устный счет

Цель: активизировать знания учащихся, необходимые при ознакомлении с новым материалом.
– Какое число здесь лишнее? Почему? (0, потому что не натуральное, его нельзя использовать при счете)

– А что мы можем сказать об оставшихся числах? (Они натуральные, четные. Это числа, обозначающие значения произведений в таблице умножения на 2)

ДОБАВИТЬ  1

– А про это число что вы можете сказать? (Самое маленькое натуральное число).
А давайте разделим каждое число на 2. (Ответы детей)

На слайдах появляются выражения. 

Значения произведений – натуральные числа.

1: 2

(Дети задумались)

– Как мы будем делить 1 на 2?

Выходят к доске 2 мальчика.

– Представьте, что вы братья. Третьему предлагается разделить яблоко пополам.
– Сколько яблок? (1) (записать)
– Это натуральное число? Да

Учитель разрезает яблоко.

– Ребята, когда дома вы будете пользоваться ножом, то делайте очень осторожно, чтобы не пораниться самим и не поранить других. А перед тем как кушать фрукты, тщательно их помойте.
Сколько теперь яблок?  (2 половины)
– Мы можем записать натуральным числом? (Нет.)
– Что досталось каждому из братьев? (Одна половинка.)
– Как это говорят в математике, давайте прочитаем на стр. 126. (Читает Марина). № 5.
– Так как называются эти части? Дроби.

4. Ознакомление с новым материалом

Цель: познакомить с дробными числами, ввести форму записи  дроби, совершенствовать умение сравнивать задачи и решать их.

ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

– Значит, тема нашего урока «Дробные числа». (Слайд)
– Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о дробных числах , научимся их записывать, узнаем , что обозначает каждое число при записи дроби.
– Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово дробь? (Дробить, раздробить. Дробное число меньше единицы)
– То есть целое разделить на части.  Мы разделили 1 яблоко на две части. Как называется одна часть? (Одна вторая.) Запишем ее так . Черта показывает, что мы делим целое на части. А теперь я разделю яблоко на 4 части. Как я назову 1 часть?  (Одна четвертая)
– Запишем ее так …
– Ребята , а какая часть у нас больше: одна вторая или одна четвертая?
– Посмотрите, как записываются дроби.  (Показать на доске).
Дети пишут в тетрадях.
– Пишем первое число, один. Затем проводим черту. Она обозначает , что мы делим.Ниже мы записываем второе число.
(Потренироваться в записи дробей). Один ученик у доски.
– Посмотрите, сколько частей я взяла? Где это записано в дробях?
– А на сколько частей мы разделили яблоко? Где это записано в дробях? Так что же показывает каждое число в дроби? (Ответы детей)
– Давайте свой вывод сравним с выводом в учебнике на стр. 128 под №5.
(слайд) А теперь, посмотрите,  какая часть у круга закрашена и запишите. Смотрим на сколько частей разделен круг и сколько частей взято. (Самопроверка) ключ на слайде.

– если записали правильно все дроби, то поставьте +, если записали 3 или четыре дроби – пол  +, а если только 2 дроби – то поставьте себе –.

Посмотреть сколько человек выполнили  правильно.

5. Физминутка

Вверх руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели –
Это жучок пьет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Сели все дружно опять.

6. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.

– Ребята,  в жизни, где вы встречаетесь с дробными числами?  (Разрезанный хлеб, арбуз, торт, шоколад).
– А сейчас выполним самое любимое задание. Решим задачу на стр.127, № 291.
– Читаем обе задачи и сравниваем.
– Чем похожи данные задачи? А чем отличаются?
– При решении какой задачи получится натуральное число? Давайте проверим.

Дифференцированный подход (раздать карточки).

(Один человек решает у доски). Сравнивают решение.

А теперь давайте решим другую задачу.
Пусть шоколад мы обозначим отрезком в 10 см, на сколько человек делили шоколад? Сколько получит каждый человек? Как записать? Какое число мы получили? (Дробное)
– А сейчас поработаете в парах. Перед вами дроби. К любой из дробей составьте задачу, для которой выбранная дробь будет ответом.

Ответы детей.

– Понравилось вам работать с дробями? На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.
– Посмотрите теперь задание №288. Прочитайте задание. (Вслух)
– Кто из них прав, какие были допущены ошибки? Это предстоит вам узнать и доказать в группах.
(Групповая работа) по одному выражению. Результаты вывесить на доске.

7. Подведение итога урока

– С чем познакомились на уроке? Что узнали про дробные числа?

8. Оценивание

9. Рефлексия

Если урок понравился, вам все было понятно, то поднимите карточку с натуральным числом. А если вам на уроке было скучно и вы не поняли новую тему, то поднимите карточку с дробным числом.