Гласные звуки. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Образовательные:
    • расширить знания учащихся о гласных звуках;
    • активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников.
  • Развивающие:
    • развивать у учащихся умение распознавать гласные звуки по их существенным признакам, различать в слове количество слогов по количеству гласных букв;
    • развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
    • продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    • развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение работать сообща.

Оборудование: карточки, презентация (Приложение 1), учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

– Сколько букв в русском языке? (33)
– Сколько согласных? (21)
– Назовите гласные обозначающие мягкость предшествующего  согласного? (о,а,ы,у,э)
– Назовите гласные обозначающие твёрдость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)
– Назовите согласные буквы, которые обозначают  всегда  твердый звук? (ж,ш,ц)
– Назовите согласные буквы, которые  обозначают всегда  мягкий звук? (ч,щ,й)
– Назовите буквы, которые не относятся не гласным не к согласным? (ъ,ь)
– Что вы ещё можете сказать об этих буквах? (Они не обозначают звуков)

В это время  дети  работают с разноуровневыми  карточками.

*Подчеркнуть слова, в которых есть буквы, обозначающие два звука.

Лошадь, маяк, корова, Елена, мороз, юла, карандаш, машина, красная, семья, окно,  ёжик, малина, осенью.

*Написать слова в которых есть буквы, которым соответствуют два звука.

III. Минутка чистописания

На доске запись:

22 марта.
Классная работа.
а    о    у   э   ы     и      (с петельками)

– Давайте вспомним,  сколько гласных букв? (10)
– А сколько гласных звуков? (6)
– Назовите гласные буквы, которым соответствует два  звуками? (е, ё, я, ю)
– Когда этим  гласным соответствует два звука? Приведите примеры.
– Какие звуки они обозначают?  (е – [й,э], ё – [й,о], ю – [й,у], я – [й,а])

IV. Физминутка для глаз

V. Сообщение новой темы

– Ребята, мы так много говорили сегодня о звуках, а как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Гласные звуки)
Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.
Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

VI. Словарная работа

На доске:

Словарь: лошадь, петух, собака.

– Давайте поставим ударения в этих словах, что нам для этого нужно сделать? (Пойти в лес и позвать их. Ставят ударение, делят на слоги)
– Что общего у этих слов? (Им. сущ., одущ., все слова относится к домашним животным, ед.числа, нариц.)
– Какое слово здесь лишнее?

(1. Петух потому, что это птица, а остальные животные
2. Петух муж.рода, остальные жен.рода,
3. Лощадь – в этом слове букв больше, чем звуков
4. Собака – в этом слове 3 слога, а в других по два)

VII. Задания по группам

1. Разделить слова  для переноса. (Ло-щадь, пе-тух, со-бака, соба-ка)
2. Составить  предложения с этими словами и подчеркнуть главные члены предложения.
3. Сделать звуковой анализ слов. (Лошадь[лошат*],  петух[п*этух], собака[сабака])
4. Найти слово, в котором все согласные звуки твердые. (собака)

VIII. Физминутка

IX. Работа над новым материалом

Дети вы видите картинки, давайте посчитаем, сколько в этих словах гласных и сколько слогов.

Лунтик, море, дельфин2 глас. и 2 слога,
Золушка –  3 глас. и 3 слога,
Мяч– 1 глас. и 1 слог.

– Сколько слогов? Сколько гласных? (Спрашивать после каждого слова)
– Что интересного вы заметили? От чего зависит количество слогов? (От количества гласных)
– Какой можно сделать вывод?

Вывод: Сколько в слове гласных столько и слогов.

X. Физминутка

XI. Работа с учебником

По желанию упр.18 или упр.19*

Проверка

– Кто выполнил упражнение 18?

Сто одежек и все без застежек. (Капуста – 3 глас.,  3 слога)

Сидит дед
во сто шуб одет,
кто его раздевает,
тот слезы проливает. (Лук – 1 глас., 1 слог)

– Кто выполнил упражнение 19?

Прочитай загадку. Отгадай название растения.

Девочка Аёу/шка
посадила зернышко.
Летом выросло на грядке
золотое солнышко. (Подсолнух)

XII. Рефлексия

– Что нового вы сегодня узнали?
– Что вам сегодня понравилось?
– Кто сегодня доволен собой?
– Кто подтянется на следующий урок?

XIII. Домашнее задание

Упр.22 или 23

* Сочинить сказку «Почему гласных звуков шесть?