Цели:
- Образовательные:
- расширить знания учащихся о гласных звуках;
- активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников.
- Развивающие:
- развивать у учащихся умение распознавать гласные звуки по их существенным признакам, различать в слове количество слогов по количеству гласных букв;
- развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать сообща.
Оборудование: карточки, презентация (Приложение 1), учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– Сколько букв в русском языке? (33)
– Сколько согласных? (21)
– Назовите гласные обозначающие мягкость
предшествующего согласного? (о,а,ы,у,э)
– Назовите гласные обозначающие твёрдость
предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)
– Назовите согласные буквы, которые
обозначают всегда твердый звук? (ж,ш,ц)
– Назовите согласные буквы, которые
обозначают всегда мягкий звук? (ч,щ,й)
– Назовите буквы, которые не относятся не
гласным не к согласным? (ъ,ь)
– Что вы ещё можете сказать об этих буквах? (Они
не обозначают звуков)
В это время дети работают с разноуровневыми карточками.
*Подчеркнуть слова, в которых есть буквы, обозначающие два звука.
Лошадь, маяк, корова, Елена, мороз, юла, карандаш, машина, красная, семья, окно, ёжик, малина, осенью.
*Написать слова в которых есть буквы, которым соответствуют два звука.
III. Минутка чистописания
На доске запись:
22 марта.
Классная работа.
а о у э
ы и (с петельками)
– Давайте вспомним, сколько гласных букв? (10)
– А сколько гласных звуков? (6)
– Назовите гласные буквы, которым соответствует
два звуками? (е, ё, я, ю)
– Когда этим гласным соответствует два звука?
Приведите примеры.
– Какие звуки они обозначают? (е – [й,э], ё –
[й,о], ю – [й,у], я – [й,а])
IV. Физминутка для глаз
V. Сообщение новой темы
– Ребята, мы так много говорили сегодня о
звуках, а как вы думаете, как звучит тема нашего
урока? (Гласные звуки)
Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки
записывают в квадратных скобках.
Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика.
Это название произошло от греческого слова фоне
– звук.
VI. Словарная работа
На доске:
Словарь: лошадь, петух, собака.
– Давайте поставим ударения в этих словах, что
нам для этого нужно сделать? (Пойти в лес и
позвать их. Ставят ударение, делят на слоги)
– Что общего у этих слов? (Им. сущ., одущ., все
слова относится к домашним животным, ед.числа,
нариц.)
– Какое слово здесь лишнее?
(1. Петух потому, что это птица, а
остальные животные
2. Петух муж.рода, остальные жен.рода,
3. Лощадь – в этом слове букв
больше, чем звуков
4. Собака – в этом слове 3 слога, а в
других по два)
VII. Задания по группам
1. Разделить слова для переноса. (Ло-щадь,
пе-тух, со-бака, соба-ка)
2. Составить предложения с этими словами и
подчеркнуть главные члены предложения.
3. Сделать звуковой анализ слов. (Лошадь[лошат*],
петух[п*этух], собака[сабака])
4. Найти слово, в котором все согласные звуки
твердые. (собака)
VIII. Физминутка
IX. Работа над новым материалом
Дети вы видите картинки, давайте посчитаем, сколько в этих словах гласных и сколько слогов.
Лунтик, море, дельфин – 2 глас. и 2 слога,
Золушка – 3 глас. и 3 слога,
Мяч– 1 глас. и 1 слог.
– Сколько слогов? Сколько гласных? (Спрашивать
после каждого слова)
– Что интересного вы заметили? От чего зависит
количество слогов? (От количества гласных)
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сколько в слове гласных столько и слогов.
X. Физминутка
XI. Работа с учебником
По желанию упр.18 или упр.19*
Проверка
– Кто выполнил упражнение 18?
Сто одежек и все без застежек. (Капуста – 3 глас., 3 слога)
Сидит дед
во сто шуб одет,
кто его раздевает,
тот слезы проливает. (Лук – 1 глас., 1 слог)
– Кто выполнил упражнение 19?
Прочитай загадку. Отгадай название растения.
Девочка А/лё/ну/шка
посадила зернышко.
Летом выросло на грядке
золотое солнышко. (Подсолнух)
XII. Рефлексия
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что вам сегодня понравилось?
– Кто сегодня доволен собой?
– Кто подтянется на следующий урок?
XIII. Домашнее задание
Упр.22 или 23
* Сочинить сказку «Почему гласных звуков шесть?