Математическое развитие младшего школьника – это формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)
Леонтьев А.Н. объяснил учебную задачу, выполняемую учеником в классе и дома как цель по овладению обобщенными способами действий, задачу, которая ставится перед учащимися в форме проблемы.
Проблемно-поисковая технология является вариантом технологии проблемного обучения и включает в себя поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблемы, творчески применяют и добывают знания. На основе использования данной технологии и был построен урок математики в 1 классе «Единицы длины. Дециметр».
Проблемно-поисковый подход был реализован поэтапно:
- создание проблемных ситуаций;
- выдвижение предположений;
- поиск доказательств на основе практической работы;
- формулирование выводов;
- сопоставление результатов с эталоном.
В ходе урока прослеживается горизонтальная и
вертикальная интеграция содержания
математического образования: сочетание
метапредметного и предметного уровней
содержания; сочетание внутрипредметного
уровня (изученного, изучаемого, пропедевтика
будущего программного материала); сочетание
материала теоретического и практического,
интеллектуальной и эмоциональной насыщенности.
Развитие интереса к математике развивается в
стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
Оборудование: АРМ, фонограммы песен из м/ф «38 попугаев», измерительные инструменты, раздаточный материал для склеивания метра, программное обеспечение «Математика по системе Л.В.Занкова», воздушные шарики , тесьма разной длины, ножницы, клей-карандаш, поисковые карты
Ожидаемые результаты деятельности на уроке
Предметные результаты:
- Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматического навыка, понимать и использовать терминологию сложения и вычитания
- Определять длину данного отрезка и строить отрезки с помощью измерительных линеек
- Применять единицы длины (м,дм,см) и соотношения между ними
- Измерять длину отрезка, используя разные единицы измерения
- Получать информацию из практической ситуации и интерпретировать её
Личностные результаты:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Познавательные результаты
- Составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием
Регулятивные результаты
- Соотнение результатов своей деятельности с целью и оценка деятельности.
Коммуникативные результаты:
- Понимание задаваемых вопросов, умения самим ставить правильные вопросы
Этапы урока |
УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||
Организация класса на деятельность. Фонограмма «Всё то, что неизвестно, ужасно интересно» |
Коммуникативно-речевые действия
по передаче информации и отображению
предметного содержания и условий деятельности: умение
выделить и отобразить в речи существенные
ориентиры действия, а также передать (сообщить)
их партнеру, планирующая и регулирующая функция
речи Познавательные УУД: уметь устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, понимать информацию представленную в виде схемы, рисунка. |
– Откуда песня? – Повторите последние слова песни. Кто согласен? Мне интересно вот что! Что здесь написано?
– Хотите разгадать, тогда начнем
распутывать этот клубок и искать истину. |
м/ф «38 попугаев» Рассматриваются разные версии
См Дети анализируют некоторые из групп, выделяя общие признаки группировки |
||||||||||||||||||||||||||||||
Решение логической задачи | Предметные:выполнять
арифметические действия с числами первого
десятка – выстраивать логическую цепь рассуждений. |
– Найдите на странице 75 задание про
героев этого м/ф Учебник №193 – Составьте сумму из натуральных чисел, есть ли эта сумма в таблице сложения? – Составьте четверку выражений |
Решение задачи №193: М – 0, С – 10,У – 9, П
– 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация | Личностные результаты:
|
– Где мы встречались уже с этими
героями? – Как быть? – Чем ещё можно измерить длину?
– Можете ответить теперь на вопрос, поставленный в начале урока |
Литературное чтение стр. 20-21 чтение по
ролям Поиск информации Стр 24-25 учебника: Локоть, дюйм, ярд, аршин и т.д. Линейка, см Просмотр видеоряда «Старинные единицы измерения» |
||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа учащихся, исследование | Познавательные УУД. – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. (Работа со схемой помогает учащимся прочувствовать изменение количества предметов. С помощью схемы легко ответить на поставленные вопросы.) Познавательные УУД. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием) Регулятивные. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала. |
Исследовательская работа «Старинные и
современные единицы измерения длины» Цель исследования: удобны ли старинные русские меры длины в современной школе. Заполнение таблицы
Индивидуальная работа: № 164 по заданию
Работа в парах: склеивание из ранее подготовленных полосок метра
Групповая работа:
1 группа измеряет м и отбирает картинки,
где удобно измерять метрами А что делать если не 1 м и не 2 м? |
Насколько удобными были изначальные
меры – локоть, вершок, сажень – ведь они всегда
при себе, настолько они были неточными, ведь у
разных людей единицы различны. Таким образом, для более точного определения длины отрезков лучше пользоваться современными единицами: километром, метром, дециметром, сантиметром и миллиметром.
Дети выполняют №164 10 см
10 дм
Проверка правильности изготовления собственного метра с помощью метровой линейки, сантиметра
Дети находят применение своим знаниям, отвечает 1 человек от группы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | Познавательные арифметические действия с числами первого десятка Уметь устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, понимать информацию представленную в виде схемы, рисунка – выстраивать логическую цепь рассуждений. |
№ 185 по заданию учебника | Улитка 5 + 5 = 10 см Бабочка-коробочка 4 + 1 + 5 = 10 см Муравей 3 + 3 + 4 = 10 см |
||||||||||||||||||||||||||||||
Интерактивное задание | Познавательные УУД. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы |
Диск «Математика» Раздел «Луч, прямая, отрезок» | Дифференцированная работа учащихся Оценка и контроль выполнения заложен в программе |
||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговая рефлексия. | Личностные УУД: освоение
начальных форм познавательной и личностной
рефлексии Познавательные: понимать отношения между понятиями |
– Расставьте в порядке возрастания.
Заполните пропуски Эмоционально-позитивное
отношение – желтый шар Привязать к шарику верёвку, равную 4 дм, 3 дм, 5 дм |
1 см 1 дм = 10 см 1 м = 10 дм Самооценка по линейке Дети надувают шары, привязывают тесьму. |