Единицы измерения длины. Дециметр. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Математическое развитие младшего школьника –  это формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления),  пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)

Леонтьев А.Н.  объяснил учебную задачу, выполняемую учеником в классе и дома как цель по овладению обобщенными способами действий, задачу, которая ставится перед учащимися в форме проблемы.

Проблемно-поисковая технология  является вариантом технологии проблемного обучения и включает в себя поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблемы, творчески применяют и добывают знания. На основе использования данной технологии и был построен урок математики в 1 классе «Единицы длины. Дециметр».

Проблемно-поисковый подход был реализован поэтапно:

  • создание проблемных ситуаций;
  • выдвижение предположений;
  • поиск доказательств на основе практической работы;
  • формулирование выводов;
  • сопоставление результатов с эталоном.

В ходе урока прослеживается горизонтальная и вертикальная интеграция  содержания математического образования: сочетание метапредметного и предметного уровней содержания;  сочетание внутрипредметного уровня (изученного, изучаемого, пропедевтика будущего программного материала); сочетание материала теоретического и практического, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности.
Развитие интереса к математике развивается  в стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Оборудование: АРМ, фонограммы песен из м/ф «38 попугаев»,  измерительные инструменты, раздаточный материал для склеивания метра, программное обеспечение «Математика по системе Л.В.Занкова», воздушные шарики , тесьма разной длины, ножницы, клей-карандаш, поисковые карты

Ожидаемые результаты деятельности на уроке

Предметные результаты:

  • Выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматического навыка, понимать и использовать терминологию сложения и вычитания
  • Определять длину данного отрезка и строить отрезки  с помощью измерительных линеек
  • Применять единицы длины (м,дм,см)  и соотношения между ними
  • Измерять длину отрезка, используя разные единицы измерения
  • Получать информацию из практической ситуации и интерпретировать её

Личностные результаты:

  •  Принятие и освоение социальной роли обучающегося
  •  Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Познавательные результаты

  • Составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием

Регулятивные результаты

  • Соотнение  результатов своей деятельности с целью и оценка  деятельности.

Коммуникативные результаты:

  • Понимание задаваемых вопросов, умения самим ставить правильные вопросы

Этапы урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация класса на деятельность.
Фонограмма «Всё то, что неизвестно, ужасно интересно»
Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Познавательные УУД:
уметь устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
понимать информацию представленную в виде схемы, рисунка.
– Откуда песня?
– Повторите последние слова песни. Кто согласен? Мне интересно вот что! Что здесь написано?
М     ДМ

– Хотите разгадать, тогда начнем распутывать этот клубок и искать истину.
– Найдите на поисковой карте подобные обозначения. Что там ещё написано?
– Вы предполагаете какую-то связь этих понятий.
– Обратимся к другим квадратам.

м/ф «38 попугаев»

Рассматриваются разные версии

 

 

См

Дети анализируют некоторые из групп, выделяя общие признаки группировки

Решение логической задачи Предметные:выполнять арифметические действия с числами первого десятка
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
– Найдите на странице 75 задание про героев этого м/ф
Учебник №193
– Составьте сумму из натуральных чисел, есть ли эта сумма в таблице сложения?
– Составьте четверку выражений
 

Решение задачи №193: М – 0, С – 10,У – 9, П – 1
9 + 1 = 10
1 + 9 = 10 10 – 1 = 9  10 – 9 = 1

Мотивация

Личностные результаты:  
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– Где мы встречались уже с этими героями?
– Как быть?
– Чем ещё можно измерить длину?
М     ДМ

– Можете ответить теперь на вопрос, поставленный в начале урока

Литературное чтение стр. 20-21 чтение по ролям
Поиск информации
Стр 24-25 учебника:
Локоть, дюйм, ярд, аршин и т.д.
Линейка, см
Просмотр видеоряда «Старинные единицы измерения»
Практическая работа учащихся, исследование Познавательные УУД.
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. (Работа со схемой помогает учащимся прочувствовать изменение количества предметов. С помощью схемы легко ответить на поставленные вопросы.)
Познавательные УУД.
Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием)
Регулятивные. Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его. Учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала.
Исследовательская работа «Старинные и современные единицы измерения длины»

Цель исследования: удобны ли старинные русские меры длины в современной школе. Заполнение таблицы

Имя ученика аршин локоть малая пядь
1. Данила 4 5 10
2. Даша 4 5 10
3. Настя 3 4 9
4. Руслан 5 6 12
5. Саша 5 6 12

Индивидуальная работа: № 164 по заданию

  • Измерить полоску бумаги на парте. Чему равна длина?
  • Как сказать по-другому?

Работа в парах: склеивание из ранее подготовленных полосок метра

  • Сколько дм склеили?
  • Обозначьте другой единицей
  • Демонстрация метров

Групповая работа:

  • Когда удобно использовать для измерения метр, дециметр, сантиметр

1 группа измеряет м и отбирает картинки, где удобно измерять метрами
2 группа измеряет дм и отбирает картинки, где удобно измерять дм
3 группа измеряет см и отбирает картинки, где удобно измерять см

А что делать если не 1 м и не 2 м?

Насколько удобными были изначальные меры – локоть, вершок, сажень – ведь они всегда при себе, настолько они были неточными, ведь у разных людей единицы различны.

Таким образом, для более точного определения длины отрезков лучше пользоваться современными единицами: километром, метром, дециметром, сантиметром и миллиметром.

 

 

 

Дети выполняют №164

10 см

1 дм = 10 см

 

 

10 дм
1 м = 10 дм

 

 

Проверка правильности изготовления собственного метра с помощью метровой линейки, сантиметра

 

 

Дети находят применение своим знаниям, отвечает 1 человек от группы

Самостоятельная работа Познавательные
арифметические действия с числами первого десятка
Уметь устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
понимать
информацию представленную в виде схемы, рисунка
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
№ 185 по заданию учебника Улитка 5 + 5 = 10 см
Бабочка-коробочка 4 + 1 + 5 = 10 см
Муравей 3 + 3 + 4 = 10 см
Интерактивное задание Познавательные УУД.
Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата.
Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы
Диск «Математика» Раздел «Луч, прямая, отрезок» Дифференцированная работа учащихся
Оценка и контроль выполнения заложен в программе
Итоговая рефлексия. Личностные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Познавательные: понимать отношения между понятиями
– Расставьте в порядке возрастания. Заполните пропуски

Эмоционально-позитивное отношение – желтый шар
Беспокоился на уроке – красный
Эмоционально негативное отношение – синий

Привязать к шарику верёвку, равную 4 дм, 3 дм, 5 дм

1 см
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм

Самооценка по линейке

Дети надувают шары, привязывают тесьму.

Приложение 1

Приложение 2