Задачи:
- Обучающие:
- формировать вычислительные навыки, самоконтроль, самооценку;
- закреплять умение применять группировку слагаемых, решать задачи разнообразными способами.
- Развивающие:
- развивать математическую речь учащихся, внимательность, творческое воображение, познавательный интерес;
- расширять кругозор, укреплять связь обучения с жизнью.
- Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру;
- самостоятельность, активность.
Материал к уроку:
- Для учеников: цветок, 12 лепестков разного цвета (красный, синий, жёлтый), шишки, грибочки, орешки с дом. заданием, тест «проверь себя», учебник, стр.85.
- Для учителя: тест «Проверь себя», координатная плоскость с геометрическими фигурами, картинки дятла, снегирей, воробья, белочки, зайчика, ёжика, барсука; загадки, ребусы, шифр, буквы, дерево, листочки, аудиозапись музыки; рисунок солнышка, лучей с записью поговорки: «Жизнь дана на добрые дела», 3 переносные доски, 3 стула.
Оборудование:компьютер,интерактивная доска, проектор, магнитики, доска.
Тип урока: нетрадиционный
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Методы:проблемно-поисковый, наглядный, деятельный, дифференцированный.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята.
– Поприветствуйте гостей.
– Садитесь поудобнее.
II. Сообщение темы и цели урока
– Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я
проведу у вас урок математики.
– Ребята, я бы хотела, чтобы сегодня вы не только
повторили и закрепили изученный материал,
показали свои навыки счета, умение решать и
составлять задачи, логически мыслить и
рассуждать, знание математических понятий, но
чтобы наш урок прошёл в добром, дружеском
общении, чтобы мы подарили друг другу теплоту
наших сердец.
Урок будет необычный, волшебный. Волшебство
заключается в том, что среди зимы, февральским
днем мы с вами попробуем вырастить дерево
Доброты.
III. Актуализация знаний
– У вас на столах лежит тест «Проверь себя», который определит, как вы понимаете смысл математических выражений.
1. Тест
1) Увеличить на … (+)
2) Уменьшить на … (– )
3) Найти сумму чисел … (+)
4) Найти разность чисел … (– )
5) На … больше … (+)
6) На … меньше … (–)
Выражения теста читает …
– Ребята, напротив каждого выражения в кружочке вы должны поставить знак действия, которым находится значение этого выражения?
Самоконтроль: Показываю заполненный тест. (Дети проверяют правильность выполнения)
– Ребята, кто выполнил тест без ошибок,
приклейте к своему цветку красный лепесток.
– Кто допустил 1-2 ошибки – синий.
– Кто допустил больше ошибок – жёлтый.
Самооценка формируется.
– Молодцы на дереве распустился первый листочек
(прикрепляю).
2. Работа с координатной плоскостью
– Внимание на координатную плоскость!
– Какая фигура лишняя?
– Все согласны с мнением …? Почему ?
– Назовите другие геометрические фигуры. (Четырехугольники).
Докажите.
– Назовите координаты квадрата
– … прямоугольника
– … треугольника (5 ; 7) – записываю на доске.
– Какое наибольшее двузначное число можно
записать с помощью координат треугольника? (75)
– Что вы можете рассказать об этом числе ?
(Двузначное, 7 дес. 5 ед. соседи 74 и 76 , сумма цифр 12.)
– Молодцы! Дерево наше оживает. Появляется 2 –ой
лепесточек.
3. Решение задач. (Связь с окружающим миром.)
– Ребята, число 75 мы назвали неспроста. отгадайте загадку:
Что за кузнец в лесу куёт
Пробудившись ранней ранью
Лишь стучит а не поет
Дело сразу нахожу:
Громко клювом барабаню
Всех зверей и птиц бужу.
(Дятел прикрепляется рисунок)
– Как называют дятла ? Почему?
За 1 час дятел съедает 75 пауков – короедов, тем самым он спасает деревья от гибели.
– Ребята, дятел предлагает нам решить задачу: (Ребята вы знаете что такое Красная книга?)
В Красную книгу занесено около 70 (66) видов
животных, обитающих на территории нашего
ставропольского края.
Сколько видов Красную книгу, если остальные
животные 33 вида ?
70 – 33 = 37 (видов) – птиц.
– Молодцы! На дереве – 3 листочек распустился.
4. Найти значение выражений
– Ребята, в Красную книгу заносятся (записаны)
не только виды исчезающих животных, но и
растений, которых осталось очень мало, их можно
по пальцам пересчитать.
– Сейчас мы устно найдем значение выражений.
Значение каждого выражения зашифровано. Ему
соответствует определённая буква. Когда мы
разгадаем шифр, узнаем какая наука тесно связана
с математикой и изучает охрану окружающего мира.
( среды )
На доске: на обратной стороне доски справа
я – 7 + 6
и – 14 – 8
47 | 40 | 64 | 82 | 64 | 12 | 6 | 13 |
э | к | о | л | о | г | и | я |
о – 58 + 6
е – 29 – 10 – 7
о – 70 – 6 – Каждому Значению поставим букву.
Получим слово:
л – 87 – 5 э к о л о г и я
к – 30 + 9 + 1 – Эта наука о доме, но не о том в котором мы
э – 45 + 2 живём, а о природном доме и о его охране.
– Молодцы! Распустился 4-ый листочек.
V. Работа в тетради
1. Чистописание
– Среди найденных значений выражений найдите
«лишнее» число. 6. Почему?
– Что оно нам подсказывает?
– Сегодня 6 февраля. Классная работа.
– После классной работы сначала строки через
клеточку запишите правильно, красиво цифру 6. (Слежу
за осанкой , положением тетради при письме.)
– Кто написал, карандашом подчеркните те цифры,
которые (вам кажутся) вы написали правильно.
– Молодцы! Дерево оживает (5-й листочек)
2. Упорядочивание ряда чисел
– Запишите эти значения выражений
I в – в порядке убывания
82. 64. 47. 40. 13. 12. 6.
II в – в порядке возрастания
6. 12. 13. 40. 47. 64. 82.
(Проверяет 1 учащегося из варианта.)
– У кого правильно выполнено задание, прикрепите к своему цветку красный (2-й) лепесток; (синий, жёлтый).На дереве 6 листиков.
3. Составление выражений (самостоятельная работа)
– Составьте и запишите с данными числами две суммы и две разности(работа в паре)
Проверка. Крепим 3-й лепесток
На дерево 7-й листик.
VI. Ритмическая гимнастика
Вы дружно трудились,
Немного устали.
Тихонько все сразу за партами встали.
– Ребята, внимательно смотрите на меня,
повторяйте движения ритмической гимнастики.
(Проводится с целью?)
Включаю музыку.
VII. Аутогенная тренировка (расслабляет мышцы, снимает зажимы, скованность)
– Сядьте удобно. Улыбнитесь друг другу. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.
Включаю запись.
– Вы на лесной полянке, ярко светит
солнышко.Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок
развивает ваши волосы. У вас прекрасное
настроение. Вы можете выполнить любое трудное
задание. Я буду считать до 5.
Когда я скажу 5 вы откроете глаза.
VIII. Продолжение темы
– Ребята, наше дерево оживает и стало привлекать к себе гостей. Я вижу летят, угадаете кто?
Зима, а яблоки на ветке
Но не сорвать их вам, детки
– Что это за дерево? (Снегири) – рисунок на дерево.
1. Вычислить удобным способом.
– Если выполнили правильно их задание, сможем укрыть снегирей от холода.
Стр. 85, № 5 или №1?
Учащиеся работают у доски, обьясняют решение. Спросить: Жанна, Юля Спешилова, Андрей Стаценко, Сергей Нестеров, Илья Рабчук.
Прикрепляю 8-й листок.
2. Ребусы
– Ребята, к нам ещё гость летит. Отгадайте кто
это?(ро + бей)
– Давайте поможем ему склевать зернышки
*8 – * = 30 4* – * 40
– Молодцы! (На дереве 9-й листочек.)
– Ребята птицам зимой холодно и голодно. Какую
помощь мы с вами можем оказать птицам ? Какое
доброе дело сделать? (Ответы детей)
– От ваших добрых слов на дереве распустился ещё
один листик (10-й листик)
3. Решение задач
– Ребята посмотрите, кто к нам ещё
пожаловал. Белочка, зайчик и даже ёж проснулся,
как только узнал, что в нашем классе такие
дружные, добрые ребята, которые помогают птицам и
животным холодную зиму пережить.
– Ребята, им мы тоже поможем если решим задачи.
– БЕЛОЧКА предлагает такую задачу:
(Запись на доске условия, можно назватьэтот текст задачей? Вопросы пишутся напротив животного)
В нашем крае 6 крупных и 11 мелких водохранилищ.
Сколько всего водохранилищ в нашем крае?
– Что такое водохранилище?
ЗАЙЧИК:
…
– На сколько мелких водохранилищ больше, чем крупных?
ЁЖИК предлагает ответить на вопрос белочки, составить задачу обратную данной и решить её.
На переносных досках работают 3 учащихся
Проверка: Прикрепляем 4-й лепесток.
Дополнительно: Какой зверь самый чистоплотный?
– Решить математическую цепочку. (Картинки на слайде)
Ёж 12
Заяц 11
Барсук 2
25 – 6 + 9 + 8 – 4 + 2 – 32 = 2 (на дерево 12 лепесток)
IX. Домашнее задание у каждого ребёнка на столе (на шишках, грибочках, орешках, раздаю заранее)
X. Итог урока
– Молодцы ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили, скольким животным помогли! Сколько друзей у нас появилось.
Рефлексия урока:
– Понравился вам урок? Чем? Что понравилось? Что
запомнилось?
– Ребята, даже солнышко улыбается и посылает вам
свои лучи. Лучи не простые, а волшебные. Давайте
вместе прочтем, что на них написано.
Читаем : Жизнь дана на добрые дела.
– Ребята, подходит эта поговорка к нашему уроку?
– Выразите своё настроение в цвете. Выберите и
приклейте к цветку ещё один последний Лепесток.
– Вы сегодня творчески работали, своим теплом,
добрыми делами, хорошими знаниями вы помогли
отогреть дерево от зимнего холода, оживить его.
– Покажите те цветы добра, тепла и радости. Эти
распустившиеся цветы останутся вам на память о
нашем уроке.
– Покажите их нашим гостям.
(Заключительное слово учителя)
Весёлое дерево листьями машет,
Весёлые дети под деревом пляшут.
И мне потому так спокойно на свете,
Что есть это дерево, есть эти дети.
– Спасибо за урок!