Урок математики во 2-м классе по теме "Группировка слагаемых. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Обучающие:
    • формировать вычислительные навыки, самоконтроль, самооценку;
    • закреплять умение применять группировку слагаемых, решать задачи разнообразными способами.
  • Развивающие:
    • развивать математическую речь учащихся, внимательность, творческое воображение, познавательный интерес;
    • расширять кругозор, укреплять связь обучения с жизнью.
  • Воспитательные:
    • воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру;
    • самостоятельность, активность.

Материал к уроку:

  • Для учеников: цветок, 12 лепестков разного цвета (красный, синий, жёлтый), шишки, грибочки, орешки с дом. заданием, тест «проверь себя», учебник, стр.85.
  • Для учителя: тест «Проверь себя», координатная плоскость с геометрическими фигурами, картинки дятла, снегирей, воробья, белочки, зайчика, ёжика, барсука; загадки, ребусы, шифр, буквы, дерево, листочки, аудиозапись музыки; рисунок солнышка, лучей с записью поговорки: «Жизнь дана на добрые дела», 3 переносные доски, 3 стула.

Оборудование:компьютер,интерактивная доска, проектор, магнитики, доска.

Тип урока: нетрадиционный

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Методы:проблемно-поисковый, наглядный, деятельный, дифференцированный.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята.
– Поприветствуйте гостей.
– Садитесь поудобнее.

II. Сообщение темы и цели урока

– Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок математики.
– Ребята, я бы хотела, чтобы сегодня вы не только повторили и закрепили изученный материал, показали свои навыки счета, умение решать и составлять задачи, логически мыслить и рассуждать, знание математических понятий, но чтобы наш урок прошёл в добром, дружеском общении, чтобы мы подарили друг другу теплоту наших сердец.
Урок будет необычный, волшебный. Волшебство заключается в том, что среди зимы, февральским днем мы с вами попробуем вырастить дерево Доброты.

III. Актуализация знаний

– У вас на столах лежит тест «Проверь себя», который определит, как вы понимаете смысл математических выражений.

1. Тест

1) Увеличить на … (+)
2) Уменьшить на … (– )
3) Найти сумму чисел … (+)
4) Найти разность чисел … (– )
5) На … больше … (+)
6) На … меньше … (–)

Выражения теста читает …

– Ребята, напротив каждого выражения в кружочке вы должны поставить знак действия, которым находится значение этого выражения?

Самоконтроль: Показываю заполненный тест. (Дети проверяют правильность выполнения)

– Ребята, кто выполнил тест без ошибок, приклейте к своему цветку красный лепесток.
– Кто допустил 1-2 ошибки – синий.
– Кто допустил больше ошибок – жёлтый.
Самооценка формируется.
– Молодцы на дереве распустился первый листочек (прикрепляю).

2. Работа с координатной плоскостью

– Внимание на координатную плоскость!
– Какая фигура лишняя?
– Все согласны с мнением …? Почему ?
– Назовите другие геометрические фигуры. (Четырехугольники). Докажите.
– Назовите координаты квадрата
– … прямоугольника
– … треугольника (5 ; 7) – записываю на доске.
– Какое наибольшее двузначное число можно записать с помощью координат треугольника? (75)
– Что вы можете рассказать об этом числе ? (Двузначное, 7 дес. 5 ед. соседи 74 и 76 , сумма цифр 12.)
– Молодцы! Дерево наше оживает. Появляется 2 –ой лепесточек.

3. Решение задач. (Связь с окружающим миром.)

– Ребята, число 75 мы назвали неспроста. отгадайте загадку:

Что за кузнец в лесу куёт
Пробудившись ранней ранью
Лишь стучит а не поет
Дело сразу нахожу:
Громко клювом барабаню
Всех зверей и птиц бужу.

(Дятел прикрепляется рисунок)

– Как называют дятла ? Почему?

За 1 час дятел съедает 75 пауков – короедов, тем самым он спасает деревья от гибели.

– Ребята, дятел предлагает нам решить задачу: (Ребята вы знаете что такое Красная книга?)

В Красную книгу занесено около 70 (66) видов животных, обитающих на территории нашего ставропольского края.
Сколько видов Красную книгу, если остальные животные 33 вида ?

70 – 33 = 37 (видов) – птиц.

– Молодцы! На дереве – 3 листочек распустился.

4. Найти значение выражений

– Ребята, в Красную книгу заносятся (записаны) не только виды исчезающих животных, но и растений, которых осталось очень мало, их можно по пальцам пересчитать.
– Сейчас мы устно найдем значение выражений. Значение каждого выражения зашифровано. Ему соответствует определённая буква. Когда мы разгадаем шифр, узнаем какая наука тесно связана с математикой и изучает охрану окружающего мира. ( среды )

На доске: на обратной стороне доски справа

я – 7 + 6
и – 14 – 8

47 40 64 82 64 12 6 13
э к о л о г и я

о – 58 + 6
е – 29 – 10 – 7
о – 70 – 6 – Каждому Значению поставим букву.

Получим слово:

л – 87 – 5 э к о л о г и я
к – 30 + 9 + 1 – Эта наука о доме, но не о том в котором мы
э – 45 + 2 живём, а о природном доме и о его охране.

– Молодцы! Распустился 4-ый листочек.

V. Работа в тетради

1. Чистописание

– Среди найденных значений выражений найдите «лишнее» число. 6. Почему?
– Что оно нам подсказывает?
– Сегодня 6 февраля. Классная работа.
– После классной работы сначала строки через клеточку запишите правильно, красиво цифру 6. (Слежу за осанкой , положением тетради при письме.)
– Кто написал, карандашом подчеркните те цифры, которые (вам кажутся) вы написали правильно.
– Молодцы! Дерево оживает (5-й листочек)

2. Упорядочивание ряда чисел

– Запишите эти значения выражений

I в – в порядке убывания

82. 64. 47. 40. 13. 12. 6.

II в – в порядке возрастания

6. 12. 13. 40. 47. 64. 82.

(Проверяет 1 учащегося из варианта.)

– У кого правильно выполнено задание, прикрепите к своему цветку красный (2-й) лепесток; (синий, жёлтый).На дереве 6 листиков.

3. Составление выражений (самостоятельная работа)

– Составьте и запишите с данными числами две суммы и две разности(работа в паре)

Проверка. Крепим 3-й лепесток
На дерево 7-й листик.

VI. Ритмическая гимнастика

Вы дружно трудились,
Немного устали.
Тихонько все сразу за партами встали.

– Ребята, внимательно смотрите на меня, повторяйте движения ритмической гимнастики. (Проводится с целью?)
Включаю музыку.

VII. Аутогенная тренировка (расслабляет мышцы, снимает зажимы, скованность)

– Сядьте удобно. Улыбнитесь друг другу. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.

Включаю запись.

– Вы на лесной полянке, ярко светит солнышко.Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развивает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до 5.
Когда я скажу 5 вы откроете глаза.

VIII. Продолжение темы

– Ребята, наше дерево оживает и стало привлекать к себе гостей. Я вижу летят, угадаете кто?

Зима, а яблоки на ветке
Но не сорвать их вам, детки

– Что это за дерево? (Снегири) – рисунок на дерево.

1. Вычислить удобным способом.

– Если выполнили правильно их задание, сможем укрыть снегирей от холода.

Стр. 85, № 5 или №1?

Учащиеся работают у доски, обьясняют решение. Спросить:  Жанна, Юля Спешилова, Андрей Стаценко, Сергей Нестеров, Илья Рабчук.

Прикрепляю 8-й листок.

2. Ребусы

– Ребята, к нам ещё гость летит. Отгадайте кто это?(ро + бей)
– Давайте поможем ему склевать зернышки

*8 – * = 30 4* – * 40

– Молодцы! (На дереве 9-й листочек.)
– Ребята птицам зимой холодно и голодно. Какую помощь мы с вами можем оказать птицам ? Какое доброе дело сделать? (Ответы детей)
– От ваших добрых слов на дереве распустился ещё один листик (10-й листик)

3. Решение задач

Ребята посмотрите, кто к нам ещё пожаловал. Белочка, зайчик и даже ёж проснулся, как только узнал, что в нашем классе такие дружные, добрые ребята, которые помогают птицам и животным холодную зиму пережить.
– Ребята, им мы тоже поможем если решим задачи.
– БЕЛОЧКА предлагает такую задачу:

(Запись на доске условия, можно назватьэтот текст задачей? Вопросы пишутся напротив животного)

В нашем крае 6 крупных и 11 мелких водохранилищ. Сколько всего водохранилищ в нашем крае?
– Что такое водохранилище?

ЗАЙЧИК:

– На сколько мелких водохранилищ больше, чем крупных?

ЁЖИК предлагает ответить на вопрос белочки, составить задачу обратную данной и решить её.

На переносных досках работают 3 учащихся
Проверка: Прикрепляем 4-й лепесток.

Дополнительно: Какой зверь самый чистоплотный?

– Решить математическую цепочку. (Картинки на слайде)

Ёж 12
Заяц 11
Барсук 2

25 – 6 + 9 + 8 – 4 + 2 – 32 = 2 (на дерево 12 лепесток)

IX. Домашнее задание у каждого ребёнка на столе (на шишках, грибочках, орешках, раздаю заранее)

X. Итог урока

– Молодцы ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили, скольким животным помогли! Сколько друзей у нас появилось.

Рефлексия урока:

– Понравился вам урок? Чем? Что понравилось? Что запомнилось?
– Ребята, даже солнышко улыбается и посылает вам свои лучи. Лучи не простые, а волшебные. Давайте вместе прочтем, что на них написано.
Читаем : Жизнь дана на добрые дела.
– Ребята, подходит эта поговорка к нашему уроку?
– Выразите своё настроение в цвете. Выберите и приклейте к цветку ещё один последний Лепесток.
– Вы сегодня творчески работали, своим теплом, добрыми делами, хорошими знаниями вы помогли отогреть дерево от зимнего холода, оживить его.
– Покажите те цветы добра, тепла и радости. Эти распустившиеся цветы останутся вам на память о нашем уроке.
– Покажите их нашим гостям.

(Заключительное слово учителя)

Весёлое дерево листьями машет,
Весёлые дети под деревом пляшут.
И мне потому так спокойно на свете,
Что есть это дерево, есть эти дети.

– Спасибо за урок!