Цель урока – формировать
представление учащихся о глаголе как части речи,
способной точно и ярко отразить действия и
процессы, а также особенности их совершения или
протекания;
показать стилистическую роль глагола в тексте.
ХОД УРОКА:
1. Разминка «Подскажи рифму»
Весна – такое время (года),
Когда детишкам хочется (гулять),
Скакать, играть, не глядя (на погоду),
Но нам глаголы нужно (повторять).Глагол – весенняя часть (речи),
Она заставит действовать нас (всех):
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам (успех)
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и разнообразные виды его деятельности (трудовой, социальной, научной и т.д.)
Внимательно прочитайте высказывания о глаголе.
«Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
А.Югов.
«По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…»
Ю.Бондарев.
2. Сегодня на уроке мы попытаемся определить, какую роль играют в нашей речи глаголы. Правы ли авторы этих высказываний?
Проведем стилистический эксперимент.
Ваша задача – внимательно прочитать и изучит текст, вставить в него подходящие по смыслу глаголы.
Текст 1.
… свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и …вдоль улицы петухов и кур.
И.А.Гончаров.
– Прочитайте, что у вас получилось.
– А теперь сравните с авторским текстом
Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям , открыл дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.
И.А.Гончаров.
– Какие глаголы более точно передают движение
ветра?
– Какой стиль речи? Докажите. (Это текст
художественного стиля, т.к. автор «рисует»
словами картину; описывает ветер как живое
существо.)
– Что помогает создать такой образ ветра? (В
тексте много слов в переносном значении – это
глаголы движения.)
– Какую роль эти глаголы играют в тексте? (Усиливают
впечатление, создают динамическую картину,
служат характеристикой ветра).
– А знаете ли вы глаголы движения?
Проводится «Аукцион глаголов движения»
3. Прочитайте текст 2, подготовьтесь к выразительному чтению.
Весенние звуки
Давно ли все молчало, скованное зимней стужей. И вот похрустывает ледок, журчит вода, позванивают ледяные капельки на прутиках, окунутых в воду, шуршат на проталинах подсохшие листья. Вдали бормочет косач, на придорожных ракитах овсянки звенят бубенчиками, на елке надрывается пухлячок. Даже молчаливые сойки вскрикивают по-сорочьи! Хлынуло половодье весенних звуков – как прорвало!
Н. Сладков.
– К какому стилю речи относится данный текст? (Художественный
стиль, т.к. автор рисует картину пробудившейся
природы, он воздействует на наши чувства, будит
воображение)
– Какие языковые средства использует автор? (Слова
в переносном значении, сравнения)
– Обратите внимание, как мастерски автор
описывает шествие весны по пробуждающейся земле.
И опять-таки первое место принадлежит глаголам
звучания.
– Назовите эту своеобразную глагольную цепочку,
передающую нежную и звонкую мелодию весенних
звуков. (Похрустывает, журчит, позванивают,
шуршат, звенят)
– Мир наполняется поющими, радостными
звуками, которые все нарастают, усиливаются.
Обратите внимание на последнее предложение
Хлынуло половодье весенних звуков – как
прорвало!
Скованное молчание нарушено ликующим хором
весенних звуков.
– Какой глагол использует автор и почему? (Хлынуло,
он передает энергию и напор пробуждения весны)
– Удивительно, как много весенних звуков смог
услышать Н.Сладков.
– А умеете ли вы слушать лесные звуки, различать
их? Представьте, что мы в весеннем лесу.
(Звучит музыка)
– Какую картину вы представляете?
– Попробуйте оформить свои впечатления,
создавая текст.
– Какую речевую задачу вы будете решать? (
передать свои чувства, свои впечатления,
нарисовать словами определенную картину)
4. Работа над сочинением-миниатюрой
«Первое дыхание весны»
«Лес проснулся»
«Звуки весеннего леса»
5. Чтение и обсуждение работ.
– Тексты какого стиля у вас получились?
– Какие языковые средства использовали?
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали о глаголе как части речи?
– Какую роль играют глаголы в языке худ. стиля
речи?
7. Домашнее задание
Выписать из текстов художественного стиля 3-5 предложений с глаголами движения.