Стилистическая роль глаголов. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока – формировать представление учащихся о глаголе как части речи, способной точно и ярко отразить действия и процессы, а также особенности их совершения или протекания;
показать стилистическую роль глагола в тексте.

ХОД УРОКА:

1. Разминка «Подскажи рифму»

Весна – такое время (года),
Когда детишкам хочется (гулять),
Скакать, играть, не глядя (на погоду),
Но нам глаголы нужно (повторять).

Глагол – весенняя часть (речи),
Она заставит действовать нас (всех):
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам (успех)

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и разнообразные виды его деятельности (трудовой, социальной, научной и т.д.)

Внимательно прочитайте высказывания о глаголе.

«Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»

А.Югов.

«По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…»

Ю.Бондарев.

2. Сегодня на уроке мы попытаемся определить, какую роль играют в нашей речи глаголы. Правы ли авторы этих высказываний?

Проведем стилистический эксперимент.

Ваша задача – внимательно прочитать и изучит текст, вставить в него подходящие по смыслу глаголы.

Текст 1.

… свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и …вдоль улицы петухов и кур.

И.А.Гончаров.

– Прочитайте, что у вас получилось.
– А теперь сравните с авторским текстом

Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям , открыл дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.

И.А.Гончаров.

– Какие глаголы более точно передают движение ветра?
– Какой стиль речи? Докажите. (Это текст художественного стиля, т.к. автор «рисует» словами картину; описывает ветер как живое существо.)
– Что помогает создать такой образ ветра? (В тексте много слов в переносном значении – это глаголы движения.)
– Какую роль эти глаголы играют в тексте? (Усиливают впечатление, создают динамическую картину, служат характеристикой ветра).
– А знаете ли вы глаголы движения?

Проводится «Аукцион глаголов движения»

3. Прочитайте текст 2, подготовьтесь к выразительному чтению.

Весенние звуки

Давно ли все молчало, скованное зимней стужей. И вот похрустывает ледок, журчит вода, позванивают ледяные капельки на прутиках, окунутых в воду, шуршат на проталинах подсохшие листья. Вдали бормочет косач, на придорожных ракитах овсянки звенят бубенчиками, на елке надрывается пухлячок. Даже молчаливые сойки вскрикивают по-сорочьи! Хлынуло половодье весенних звуков – как прорвало!

Н. Сладков.

– К какому стилю речи относится данный текст? (Художественный стиль, т.к. автор рисует картину пробудившейся природы, он воздействует на наши чувства, будит воображение)
– Какие языковые средства использует автор? (Слова в переносном значении, сравнения)
– Обратите внимание, как мастерски автор описывает шествие весны по пробуждающейся земле. И опять-таки первое место принадлежит глаголам звучания.
– Назовите эту своеобразную глагольную цепочку, передающую нежную и звонкую мелодию весенних звуков. (Похрустывает, журчит, позванивают, шуршат, звенят)
Мир наполняется поющими, радостными звуками, которые все нарастают, усиливаются. Обратите внимание на последнее предложение
Хлынуло половодье весенних звуков – как прорвало!
Скованное молчание нарушено ликующим хором весенних звуков.
– Какой глагол использует автор и почему? (Хлынуло, он передает энергию и напор пробуждения весны)
– Удивительно, как много весенних звуков смог услышать Н.Сладков.
– А умеете ли вы слушать лесные звуки, различать их? Представьте, что мы в весеннем лесу.
(Звучит музыка)
– Какую картину вы представляете?
– Попробуйте оформить свои впечатления, создавая текст.
– Какую речевую задачу вы будете решать? ( передать свои чувства, свои впечатления, нарисовать словами определенную картину)

4. Работа над сочинением-миниатюрой

«Первое дыхание весны»
«Лес проснулся»
«Звуки весеннего леса»

5. Чтение и обсуждение работ.

– Тексты какого стиля у вас получились?
– Какие языковые средства использовали?

6. Рефлексия

– Что нового вы узнали о глаголе как части речи?
– Какую роль играют глаголы в языке худ. стиля речи?

7. Домашнее задание

Выписать из текстов художественного стиля 3-5 предложений с глаголами движения.

Приложение 1

Приложение 2