Оборудование.
1. Слайды к экскурсии.
2. Листы бумаги со схематично нарисованным мужчиной, клей, кисти, салфетки, клеенки для аппликации, розетки для клея, заготовки для аппликации (шлемы, кольчуги, копья, мечи, луки, ордена, погоны, гимнастерки, сапоги).
3. Песня “Богатырская сила” муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова; записи звона колоколов – Звон Храма Христа Спасителя, Ионинский звон (Ростовские звоны 1963 г.).
4. Репродукции картин В.В. Васнецова “Три богатыря”, А. Бубнова “Утро на Куликовом поле”, “Иван Царевич на Сером волке”.
5. Портреты героев Великой Отечественной войны (И.Х. Баграмяна, Котовского, Марата Казея, Зины Портновой, Вали Котика).
Предварительная работа.
Чтение сказок о богатырях Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алеше Поповиче. Беседы по прочитанному. Знакомство с картинами В. Васнецова.
Словарная работа: экскурсовод, экскурсанты, богатыри, витязь, крестьяне, застава, кольчуга, меч, копье, булава, дубина, клинок, орден, автомат, Герой Советского Союза; объяснение и заучивание поговорок: Умелый боец везде молодец; Хорош в строю – силен в бою; Солдатское дело – воевать храбро и умело; Русский солдат не знает преград; Красна девушка косами, а солдат – орденами; Друг за друга стой – и выиграешь бой; заучивание стихов о Родине.
Ход занятия
<Слайд 1> - титульный слайд презентации.
Перед тем как дети заходят на экране выводится
<Слайд 2>
- Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею. Тема экскурсии – “Богатыри земли Русской”. Проходите, садитесь. Экскурсоводом буду я, но мне потребуется и ваша помощь. Вы согласны? (Ответы детей)
<Слайд 3> Воспитатель нажимает на колокольчик на экране.
- Перед вами ребята картины великих художников. Воспитатель дает немного времени рассмотреть картины. Во время просмотра картин тихо звучит музыка, звон колоколов.
<Слайд 4>
- Перед вами великолепные картины, на которых изображены люди. Скажите, что они делают? (Ответы детей)
- А для чего они сражаются с врагами? (Ответы детей)
- А каким одним словом можно объединить всех этих людей? (Ответы детей)
- Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает? (Примерные ответы детей - Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.)
- Как еще называли богатырей? (Их еще называли витязями.)
- Что надевали богатыри, идя на бой? (Примерные ответы детей - Они надевали шлемы, кольчуги, кожаные перчатки.)
- Что они брали с собой в бой? (Примерные ответы детей - Они брали мечи, копья, луки, булавы, дубинки, топоры, щиты.)
- Для чего они шли воевать? (Чтобы защитить Родину от врагов.)
- Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, кого из богатырей вы узнали? (Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.)
- На какой картине они все изображены? (Они изображены на картине “Богатыри”.)
- Кто написал эту картину? (Эту картину написал художник В. Васнецов.)
<Слайд 5>
- Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почувствовали. Богатыри повернули головы. Они предвидят битву. Витя, расскажи, какое лицо у Ильи Муромца, каков он по характеру? (Примерные ответы детей - Он уже не молодой, добрый, сильный, спокойный, рассудительный, степенный, умный.)
- Илья Муромец вырос в крестьянской семье, победил в бою Соловья-разбойника, Чудо-Юдо.
- Во имя чего он все это делал? (Он защищал землю русскую, народ.)
- Как имя второго богатыря? (Второго богатыря зовут Добрыня Никитич.)
- О чем говорит это имя? (Примерные ответы детей - Добрыня – добрый, его любил народ за доброту.)
- Далеко шла о Добрыне слава: он статен и высок, грамотен, и в бою смел, и на пиру весел. Добрыня и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный да ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Недаром его прозвали Добрыня.
- А как же зовут третьего богатыря? (Его зовут Алеша Попович.)
- В славном городе Ростове рос Алеша, по прозвищу Попович. С малых лет копье держал, из лука стрелял, коней укрощал. На заставу взяли его старшие товарищи, чтобы учить его ратной службе, чтобы он стал богатырем. Он любил играть на гуслях. Каким вы видите его на картине? (Примерные ответы детей - Он сильный, красивый, задумчивый.)
- Как стоят богатыри? (Примерные ответы детей - Они стоят рядом, плечом к плечу, потому что они дружны и не оставят в беде друг друга.)
- И не пробиться врагу через богатырскую заставу. Народ силен, надежна защита молодецкая. В картине художник воспел непобедимый русский народ. Васнецов говорил: “Мы не щадили себя, боролись и будем бороться за независимость нашей земли. Русские люди никогда не боятся того, что сулит им будущее. И в наши дни народ славит своих защитников. Слава богатырям Земли Русской!” А сейчас я предлагаю перейти в следующий зал.
<Слайд 6>
Во время этого перехода педагог проводит с детьми физ. минутку. Она проводится под песню “Богатырская сила” муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
Ходьба за воспитателем,
Руки к плечам, вращение плечами вперед и назад.
Руки перед грудью, рывки руками в стороны.
Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.
Когда идут слова первого куплета – воспитатель показывает движения на свое усмотрение.
- Вот мы и пришли в следующий зал. Садитесь, пожалуйста.
<Слайд 7>
- Что вы здесь видите? (Портреты мужчин-военных.) Воспитатель включает звук на слайде и под звон колоколов говорит:
- Прошло много времени. И снова на нашу Родину напали враги. И опять нужно было защищать нашу страну. Это, ребята, герои Великой Отечественной войны. Внимательно их рассмотрите. Обратите внимание на их лица, глаза, одежду.
Педагог дает время на рассматривание портретов.
<Слайд 8>
- Что вы можете рассказать о них? (Примерные ответы детей - Двое мужчин одеты в военные кители. Один солдат одет в гимнастерку. На плечах у них погоны, на груди ордена, медали. Они их получили за подвиги во время войны с немцами. Значит, они сильные, храбрые, отважные.)
- Обратите внимание на их лица. Они мужественные, и них смелые глаза, решительный взгляд, они как бы зовут своих товарищей в бой. А можно ли этих людей назвать богатырями? (Ответы детей)
- Почему? (Ответы детей)
- Это маршал Советского Союза И.Х. Баграмян. [Он во время Великой Отечественной войны командовал Красной армией. Он любил детей и часто приходил к ним в школу. Он рассказывал о подвигах советских солдат и говорил, что подвиг начинается с самых простых вещей: с дисциплины и аккуратности. Смогли бы мы фашистов одолеть, если бы каждый солдат точно не выполнял приказа. Без дисциплины и аккуратности настоящего бойца не получится. А еще нужно хорошо учиться, чтобы научиться управлять танками и самолетами].
- Во время Великой Отечественной войны воевали не только взрослые, но и дети.
<Слайд 9>
Они помогали партизанским отрядам, разведчикам. Марат Казей, когда убили его мать, стал партизанским разведчиком. Однажды в разведке фашисты окружили его и хотели взять в плен живым, но Марат понял это. Он отстреливался до последнего патрона, уничтожив более десяти фашистов. Когда же фашисты подошли совсем близко, он взорвал около себя гранату. Марат погиб сам, но вокруг него полегло немало врагов.
Марат Казей посмертно награжден орденом Отечественной войны и удостоен звания Героя Советского Союза.
Если есть время, воспитатель рассказывает и о Зине Портновой, Вале Котике.
- Какими бы храбрыми не были и взрослые, и дети, но один в поле не воин, а когда мы вместе – мы сила. На войне бойцы сложили много пословиц. Давайте их расскажем.
Дети рассказывают пословицы и поговорки.
- Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. Только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне. Таня, расскажи стихотворение.
<Слайд 10>
- Вы также будете защищать свою Родину от врагов? (Ответы детей)
- Какими должны стать наши мальчики? (Ответы детей)
- Вам понравилась моя экскурсия? (Ответы детей)
- Что особенно понравилось? (Ответы детей)
- Давайте перейдем в следующий зал. Он еще пустой, но мы его украсим своим работами. На столах лежат листы бумаги. Я предлагаю вам отобрать детали для аппликации “ Будущий защитники”.
Дети идут в группу и делают аппликацию под песню “Богатырская сила” муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Затем организуется выставка детских работ.
Если времени хватает, то дети делают аппликацию на занятии. Если нет, то воспитатель подводит итог экскурсии, а потом дети идут в группу делать аппликацию.
Во время занятия воспитатель хвалит детей за правильные ответы, интересные высказывания.
Список литературы
1. В.И. Даль “Пословицы русского народа”.
2. Все иллюстрации для слайдов взяты из интернет источников с помощью поисковой системы www.Yandex.ru.