Цели:
- Формирование навыков использования информационного источника для решения учебных задач
- Формирование навыков решения задач на определение производительности, времени и объёма работы
- Развитие навыков анализа и синтеза, логического мышления
- Воспитание познавательного интереса к окружающему миру, чувства ответственности и бережного отношения к природе
Дидактический материал:
- Печатная тетрадь “Математика в практических заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №3. 4 класс”, О. А. Захарова
- Статьи “Роль пчёл в жизни человека”, “Сколько живёт пчела?”
Ход урока
I. Организационный момент
II. 1) Героиня нашего урока – труженица. Хотя она и насекомое, но является символ мудрости, плодородия, трудолюбия, экономности, порядка, чистоты.
О ком данная информация? О пчеле.
Записать “9 декабря. Практические задачи. Трудолюбивые пчёлы”
Найдите на доске сложное слово. От каких слов оно образовано?
Слово “трудолюбивые” образовано от словосочетания “любить труд”.
Предлагаю во время решения практических задач выяснить, действительно ли можно назвать пчёл трудолюбивыми.
2) Печатная тетрадь “Математика в практических заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №3. 4 класс”, О.А. Захарова, стр. 24-25
Чтение статьи “Трудолюбивые пчёлы”
Ты, конечно, знаешь вкус мёда — сладкого сиропообразного вещества, вырабатываемого медоносными пчёлами из нектара цветков медоносных растений. Но знаешь ли ты, сколько приходится трудиться пчёлам для получения каждой ложки мёда?
Пчелиная семья огромна: одна матка и около 100 тыс. рабочих пчёл. Единственное предназначение матки в улье — откладывать яйца, из которых выводятся рабочие пчёлы.
В сложном процессе получения мёда участвует весь рабочий состав пчелиной семьи: пчёлы-сборщицы, пчёлы-приёмщицы, пчёлы-упаковщицы и другие.
Пчёлы-сборщицы улетают за взятком за несколько километров от улья. Своими маленькими хоботками они собирают нектар с цветов. Возвратившись в улей, они передают сбор молодым пчёлам-приёмщицам и опять отправляются за нектаром. Для того чтобы получился 1 г мёда, одна пчела-сборщица должна принести в улей примерно 300 г нектара, то есть 5000 нош.
Пчёлы-приёмщицы не вылетают на сбор нектара, а выполняют работу в улье. Одна пчела обрабатывает одну ношу почти 20 мин. Затем перекладывает её в восковую ячейку. В этих ячейках в течение нескольких дней нектар загустевает.
После этого пчёлы-упаковщицы переносят его в новые ячейки и запечатывают их. Мёд готов!
За сезон большая пчелиная семья собирает около 200 кг мёда. Недаром пчелу считают самой трудолюбивой из всех животных!
Задание 1. Сколько граммов нектара должна собрать пчела, чтобы получилось 14 г мёда (одна чайная ложка)? Сколько нош она должна принести для этого?
[Учитель показывает чайную ложку мёда – насколько она мала]
Решение у доски и в тетрадях
1 г мёда – 300 г нектара – 5 000 нош
14 г мёда – ? г нектара – ? нош
300 х 14 = 4 200 г нектара – 4 кг 200 г
5 000 х 14 = 70 000 нош
Ответ: для получения чайной ложки мёда пчеле надо принести 4 кг 200 г нектара, то есть 70 000 нош.
Вывод: насколько мала чайная ложка, но как велик труд пчелы для создания такого количества мёда!
Задание 2. Определи, сколько нош нектара может обработать одна пчела-приёмщица за 1 ч.
Решение у доски и в тетрадях
1 ноша – 20 мин
? нош – 1 ч
1 ч = 60 мин
60 : 20 = 3 раза – 3 ноши
Ответ: пчела может обработать за 1 ч 3 ноши.
Задание 3. Определи, сколько примерно дней должна потратить пчела-приёмщица для обработки нош нектара, из которого получится одна чайная ложка мёда.
Решение у доски и в тетрадях
1 ч – 3 ноши
? дней – 70 000 нош
Внимание!
Пчела работает только световой день, а не круглые сутки, поэтому под понятием “день” принимаем примерно 12 ч.
3 х 12 = 36 нош – за световой день
70000 : 36 = 1 944 дня (остаток 16 нош) – примерно 1945 дней
Ответ: пчела должна потратить примерно 1 945 дней для обработки 70 000 нош для чайной ложки мёда.
Внимание!
Посмотрите, одной пчеле-приёмщице требуется для обработки 1 945 дней, чтобы мы получили чайную ложку мёда. Но давайте подсчитаем, сколько всего дней в сезоне при самых благоприятных условиях для пчёл – май, июнь, июль, август, сентябрь.
31 + 30 + 31 + 31 + 30 = 153 дня
Даже если выдался жаркий апрель, то вместе с ним всего будет
153 + 30 = 183 дня.
Как же тогда мы получаем за лето не чайную ложку мёда, а килограммы?
(Предположения учащихся)
В одном улье может жить до 40 000 пчёл, каждая из них выполняет свою работу. Именно это огромное количество пчёл позволяет человеку получить за сезон не одну чайную ложку мёда, а …
Найдите в тексте, сколько мёда за сезон собирает одна пчелиная семья? (примерно 200 кг)
Задание 4. Сколько килограммов нектара собирает за один сезон пчелиная семья? Сколько нош для этого должны принести пчёлы?
Решение у доски и в тетрадях
1 г мёда – 300 г нектара – 5 000 нош
200 кг мёда – ? кг нектара – ? нош
200 кг = 200 000 г
300 х 200 000 = 60 000 000 г нектара – 60 000 кг – 60 т
5 000 х 200 000 = 1 000 000 000 нош
Ответ: за один сезон пчелиная семья собирает 60 т нектара, то есть 1 000 000 000 нош.
Вывод: Итак, действительно ли можно назвать пчёл трудолюбивыми?
Безусловно. С трудолюбивыми пчёлами не может сравниться даже самый трудолюбивый человек.
III. Физминутка
IV. Работа со статьёй “Роль пчёл в жизни человека”
Чтение про себя
Среди всех известных нам растений, распространенных на земном шаре, насекомоопыляемые растения составляют восемь частей из десяти всего количества, то есть подавляющее большинство.
Человек, довольствуясь продуктами пчеловодства — медом и воском, долго не знал, что, перелетая с цветка на цветок, пчелы бессознательно переносят пыльцу, которая прилипает к их мохнатому, пушистому телу, и производят опыление растений и тем самым способствуют повышению урожаев зерна, плодов и овощей многих сельскохозяйственных культур.
Пчёлы опыляют и способствуют размножению девяти частям из десяти всех опыляемых насекомыми растений. Одна треть сельскохозяйственных культур дают свой урожай благодаря именно пчеле, например, клевер, подсолнечник, гречиха, люцерна, горчица, хлопчатник, лен, кориандр, чайный куст, капуста, репа, брюква, редис, редька, лук, арбузы, дыни, тыквы, кабачки, огурцы, яблоня, груша, вишня, черешня, слива, абрикос, персик, миндаль, мандарин, апельсин, лимон, малина, ежевика, клубника, смородина, крыжовник, виноград и многие другие культуры.
Известен классический случай, выявивший исключительную роль пчел как опылителей. В Австралии и Новой Зеландии не было пчел. Когда во время колонизации этих стран туда впервые были завезены плодовые деревья, они, к удивлению плантаторов, не давали плодов, хотя развивались и цвели нормально. И только после того, как сюда завезли пчёл, земледельцы стали собирать нормальные урожаи плодов.
Пчёлы в качестве опылителей крайне важны в сельском хозяйстве, и это приводит к тому, что фермеры во многих странах договариваются с пчеловодами о взаимовыгодном разведении пчёл вблизи сельскохозяйственных угодий.
Мед — основной продукт пчеловодства. Колхозные и совхозные пасеки ежегодно дают стране тысячи тонн меда. Производство этого ценного продукта из года в год повышается. Мед — вкусный, полезный, натуральный продукт. Он быстро восстанавливает силы при разного рода недомоганиях и истощениях, за короткий срок “освежает” организм — улучшает состав крови. Один килограмм меда при сгорании в организме дает более 3000 больших калорий. По калорийности мед соответствует жирной баранине и стоит выше таких ценных продуктов питания, как сливки, рыба, рис, пшеничный хлеб. До последнего времени весь производимый в нашей стране мед в основном употреблялся в своем натуральном виде как продукт питания. Сейчас медицина считает мед активным лечебным средством.
Второй по значению продукт пчеловодства — воск — редкий по своим физическим и химическим свойствам материал. Воск является прекрасным пластическим, изоляционным и водонепроницаемым материалом. При нагревании и охлаждении тонкий слой застывшего воска не дает трещин. Воск непроницаем для воды и при обычной температуре не входит в соединения с водой, не окисляется на воздухе, не подвергающийся порче. Он может сохраняться без изменения неопределенно долго. Воск расходует сталелитейная промышленность. Много воска требует химическая промышленность. Воск применяется везде, где работают с металлом и деревом. Воск не обладает непосредственными лечебными свойствами, но, тем не менее, широко используется в фармацевтической промышленности и в косметике. В зубоврачебном кабинете воск предохраняет у пациента свежую, неокрепшую пломбу от вредного влияния слюны. Воск входит в состав многих медицинских мазей. Лучшие сорта косметических кремов также обязательно содержат воск. Химики до сих пор не могут найти полноценного искусственного заменителя воска.
Третий продукт пчеловодства — пчелиный клей (уза, прополис), так же как и воск, — не пищевой продукт. Летом пчелы полируют прополисом края восковых ячеек, а осенью, готовясь к зимовке, откладывают его в небольшом количестве на верхних холщевых укрытиях гнезда, что делает их непроницаемыми для воды и воздуха. Пчелиный клей имеет ряд технических применений, особенно в лакокрасочной промышленности — для изготовления лаков, которыми покрывают поверхность струнных музыкальных инструментов и деревянной посуды (чашки, миски, ложки). Пчелиный клей находит применение и при изготовлении пластмасс. В медицине препарат прополиса ускоряет образование и разрастание кожного покрова, трудно заживляемых ран; прополис, так же как и мед, обладает бактерицидными свойствами.
Происхождение прополиса и его химический состав изучены еще недостаточно. Несомненно, что основную часть прополиса пчелы собирают с клейких древесных почек, но частично он также образуется в организме пчелы из смол, покрывающих оболочку пыльцевых зерен.
Четвертый продукт пчеловодства — цветочная пыльца (перга). Собранную и принесенную в улей цветочную пыльцу пчелы складывают в ячейки сот, утрамбовывают, заливают медом, запечатывают наглухо восковыми крышечками и в таком законсервированном виде, носящем название перги, сохраняют в течение длительного срока. Если в улье нет перги, пчелы не могут размножаться. Теперь собранную специальным устройством пыльцеуловителем пергу можно сохранять в смеси с медом. А весной её можно скармливать пчёлам, что увеличивает их жизнеспособность. Полученную пыльцу можно использовать в чистом виде как новый и вкусный пищевой продукт, богатый белками, содержащий витамины, и, возможно, другие, пока не изученные вещества, ценные для человеческого организма. Добавление же пыльцы в мед повышает его питательные и вкусовые качества. Так же пыльца используется в косметологии, в изготовлении лекарств.
Пчелиный яд все больше и больше применяется как лечебное средство. Укусы пчел в народной медицине издавна считаются хорошим средством от ревматизма. По свидетельству историков, еще Ивана Грозного лечили от подагры пчелиным ядом. Сейчас пчелиный яд широко применяется в медицине и косметологии по разным направлениям.
Также надо сказать об использовании в медицине и косметологии пчелиного маточного молочко, содержащее в себе разнообразные микроэлементы и витамины. В этих же направлениях стало применяться и мумиё – кристаллизированные экскременты пчёл.
Задание А. Впиши в таблицу продукты пчеловодства и отметь, где они применяются.
№ | Продукт пчеловодства | Питание | Медицина | Косметология | Химическая и другие отрасли |
1 | Мёд | + | + | + | + |
2 | Воск | + | + | + | |
3 | Прополис | + | + | + | |
4 | Перга | + | + | + | |
5 | Пчелиный яд | + | + | ||
6 | Маточное молочко | + | + | ||
7 | Мумиё | + | + |
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Задание Б. Построй три круговые диаграммы “Количество насекомоопыляемых растений на Земле”, “Количество растений, опыляемых пчёлами”, “Количество сельскохозяйственных культур, опыляемых пчёлами”. Помни, что полный круг – это 3600, используй при построении циркуль, транспортир, цветные карандаши или цветную бумагу.
VII. Оценивание работы на уроке
VIII. Дополнительный материал к уроку
Сколько живёт пчела?
В общем, немного: один-два месяца. Только матка живет несколько лет. Однако пчелы, вышедшие из личинок ближе к осени, зимуют в улье до весны. С возрастом профессии у пчел меняются. Первое дело после рождения — чистка ячеек. На четвертый день — смена профессии. Нужны няньки для личинок — вот молодая пчела и ухаживает за ними. На восьмой день она обнаруживает в себе способность доброй кормилицы. У неё к этому времени из специальных желез начинает выделяться маточное молочко, которым она кормит матку и личинок.
Еще несколько дней отданы освоению разных специальностей: приемщицы корма, переносчицы корма, уборщицы сотов, чистильщицы прибывших из вояжа подруг, строителя сотов. Всего лишь три-четыре недели прошло от рождения, а жизнь между тем перевалила за вторую половину. И вот когда уже, по нашим понятиям, пчела достигает старости, для нее настает торжественный день.
Первый вылет! Это настоящий прыжок в неизвестность. Она, казалось, долго не могла решиться на него, маялась у летка, как парашютист-новичок, впервые выглянув из люка самолета. Но шаг сделан, и пчела полетела. Первый вылет — какие-то индивидуальные черты характера или что-то другое — определяет дальнейшую специализацию нашей героини. Кем она станет: сборщицей нектара или пыльцы? Какой цветок станет ее любимым? Наблюдавшие за действиями добытчика-новичка рассказывают, что пчела вначале выглядит весьма неумелой. Возится, возится, и цветок помнет, и сама станет чумазой, как ученик маляра. Но потом, глядишь, приловчится: лишь несколько секунд тратит на один цветок. Полетает, полетает, и уже близится ее конец. Дряхлой стала пчела, умирает.
Вымирание пчёл
Популяция пчёл в Европе и Америке стремительно сокращается, начиная с зимы 2006 года. Явление CCD (Синдром разрушения колоний) неизвестной природы уничтожает миллионы пчелиных семей. Осложняет ситуацию то, что пестициды и другие химические вещества, используемые в сельском хозяйстве, ослабляют иммунитет пчёл и делают их ещё более уязвимыми к болезням. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений-медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск распространения вируса. Также возможной причиной потери ориентации и, как следствие, гибели пчёл, которые не могли найти дорогу в улей, учёные предполагают резкое увеличение масштабов сотовой связи, которая несомненно влияет на пчёл.
Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами, к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли. Исчезновение пчёл грозит не только утратой мёда, но и ставит под угрозу урожаи фруктов, овощей, ягод, орехов и злаков. Опыление многих растении и, следовательно, их урожайность полностью зависят от активности пчёл. Одна пчелиная семья может опылить за день около 3 миллионов цветов. По эффективности с пчёлами не могут сравниться другие насекомые: шмели, бабочки, жуки и мухи.
На местном уровне помощь пчёлам может выражаться в отказе от использования пестицидов на приусадебном участке и посадке разнообразных растений-медоносов.
Бурзянка
Уникальная башкирская пчела "бурзянка" находится на грани исчезновения. Медоносная пчела появилась на Земле раньше человека. Расселились темные лесные пчелы на территории Предуралья и Урала в послеледниковый период. Дикий мед, который дает бурзянская бортевая пчела, по своим качествам превосходит рамочный благодаря наличию в нем воска, перги, широкого ряда микроэлементов и отсутствию вредных примесей. Он высоко ценится во всем мире.