Метод проектов как инструмент развития творчества

Разделы: Информатика


Введение

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределение в будущей профессиональной карьере.

Изучение информационных технологий способствует формированию жизненно важных умений и навыков у учащихся, технического и образного мышления, имеющих большое значение в производственной деятельности и техническом творчестве, потребности в овладении общей и технической культурой, без которых невозможны полноценное становление личности, профессиональное самоопределение. Изучение информационных технологий формирует способность и стремление к творчеству, конструированию, развивает внимание и наблюдательность, аккуратность и точность, эстетический вкус. Это дает неограниченные возможности интересного общения, интегрирования различных знаний, умение выбирать и выстраивать индивидуальную траекторию своей деятельности.

Школьное образование как база для дальнейшего обучения и получения профессии должно обеспечить элементарную конкурентоспособность молодого человека в социуме. Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает умение думать, собирать информацию, анализировать, выдвигать идеи.

Творческая проектная деятельность школьников на уроках способствует овладению практическими умениями, формирует технологическую, развивает творческую смекалку. Метод проектов предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Защита творческих проектов усиливает и коммутативные способности школьников, их умение аргументировано представить свой проект. Проектная деятельность выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позиций различных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности. Метод проектов имеет большое социальное значение, т.к. становится делом личного самоопределения конкретного человека.

Очень важно, что самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. Проект в образовании – специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы (технологии), предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата (по Е.С. Полат Проект = Проблема + Продукт).

Метод проектов
(технология проектного обучения: этапы и система действий учителя и учащихся при работе над проектом)

Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (чаще всего путем самообразования). Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Работа по методу проектов состоит из следующих основных этапов:

1. Формулировка цели (разработка проектного задания). Для применения метода проектов необходимо наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить уже ранее полученные знания и знания новые, которые еще необходимо приобрести в процессе работы.

Первый этап очень важен для успеха работы методом проектов. В этот момент важно подать идею проекта, но не определить его содержание, как он должен выглядеть. Задача ставится только в общих чертах. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.

Содержание первого этапа:

- определение основой идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;

- формулирование темы проекта;

- определение объекта исследования;

- выявление предмета исследования;

- формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;

- определение направлений работы и непосредственных задач;

- определение способов поиска источников информации по направлениям;

- определение формы конечного продукта проектной деятельности.

2. Планирование работы.

На втором этапе идет выстраивание организации будущей проектной деятельности учащихся. В случае коллективной работы - распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого члена группы и их взаимодействия, планирование работ.

(например: на внеклассных занятиях организовываю разновозрастные группы. Там постепенно выделились те, кто хорошо освоил ту или иную работу, каждому находится своя ниша, каждый занимается делом, которое ему нравится, в котором он успешен. Каждое действие (особенно в начале) обсуждается коллективно, споры, убеждение, согласие. В таких дискуссиях проявлялись ведущие по деятельности ребята, вокруг которых, в свою очередь образовывались рабочие подгруппы.

В мои обязанности, как координатора, входит организация работы всей группы, помощь в освоении новых технологий и программных средств, оценка проделанной работы отдельных групп. В этот момент роль учителя многообразна, с одной стороны решение педагогических задач становления личности в условиях интенсивного трудового и творческого процесса, со второй – организация и координация работ большого творческого коллектива. Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности школьников в целеполагании и планировании своей и групповой деятельности.)

Содержание второго этапа:

- определение средств и методов достижения цели проекта;

- определение масштабов проектной деятельности, степени интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей;

- определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчетности;

- разработка содержания этапов;

- выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных;

- выбор способа оформления результатов и сценария презентации;

- формирование команды, распределение обязанностей;

- обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;

- определение форм и методов управления и контроля со стороны педагога.

3. Реализация проекта.

Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей. В процессе работы организуется взаимодействие, взаимопомощь учащихся, учитель поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой информации, помогает сам, когда исчерпаны все возможности самостоятельной работы учащихся, по мере востребованности вводит в арсенал новые знания, организует практическую работу. Каждая шаговая задача должна приводить к вполне ясному для учеников результату в ясной связи целью всего проекта.

(Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как "путь достижения успеха".)

Содержание третьего этапа:

- самостоятельное практическое выполнение индивидуальных или групповых заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время, консультации учителя (учителей) в соответствии с графиком (ведется дневник разработки проекта);

- сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах;

- контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся со стороны руководителя проекта;

- составление отчета по итогам исследовательской деятельности;

- оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта.

4. Завершение проекта.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, самостоятельность, проявленная, приобретенная, закрепленная – все это, несомненно, положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация важна в первую очередь для ученика. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие). Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности. Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Сам проект до этапа презентации стараются держать в секрете.

Содержание четвертого этапа:

- общественная презентация проекта (в классе, на конференции, внутришкольной параллели, и т.д.);

- экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;

- рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

Правильная постановка проблемы и удачно найденная форма конечного продукта являются гарантией успеха проектной деятельности.

Все проекты требуют очень грамотной организации и координации со стороны преподавателя, который должен направлять работу авторов проектов, консультировать их, организовывать отдельные этапы проекта, проявлять определенную эрудицию во многих областях, несвязанных напрямую с его профессиональной деятельностью. Так как изучение нового материала идет в ходе работы каждого обучающегося над собственным проектом, учитель должен четко определить, какие вопросы и когда он будет обсуждать со всеми, чтобы не повторять потом одно и то же несколько раз, найти время и уделить внимание каждому ученику или группе. Учитель должен провести огромную подготовительную работу, создать необходимые методические и справочные пособия, спланировать работу так, чтобы детям, и без того перегруженным занятиями, не пришлось дома или в кабинете информатики подолгу просиживать за компьютером. В задачу учителя входит создание комфортных условий для работы детей, с тем, чтобы увлечь их собственной познавательной деятельностью. Также необходимо создать у детей впечатление, что они совершенно самостоятельно смогли справиться с поставленной перед ними проблемой.

Критерии оценки каждого проекта различные, но общим является эстетика оформления результатов выполнения, умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов.

Примеры из личной практики.

Начиная с 2003 года я в своей работе постоянно использую такую технологию и она себя оправдывает. Благодаря методу проектов, обучающиеся выступают на уроках по другим школьным предметам (биология, химия, физика, английский, математика, история, обществознание), на конференциях, участвуют в очных и заочных конкурсах.

Например, прошлый год в 7в классе по методу проектов мы прошли темы: “Технология создания презентаций” и “Технология создания сайтов”. Используя полученные знания, обучающиеся выступили на районном внеклассном мероприятии, на школьной конференции, причем по разным предметам, приняли участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио”; в этом году они приняли участие в районной конференции “Информатика – наука 21 века”, во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио”, примут участие в школьной конференции. Обучающиеся 9-х и 11-х классов используют презентации для “последней линейки” и вечера вручения аттестатов: пока ученик поднимается на сцену, на экране через проектор демонстрируется созданная им презентация, где он – первоклассник, потом в 5 классе, в 9-м, с родителями, с первой учительницей… Подтверждением эффективности данного метода явились следующие результаты моей деятельности: 2003 год - 1 место в областной олимпиаде по информационным технологиям, 2005 г – 3 место в областной конференции “Информатика – наука 21 века” и 3 место во всероссийском конкурсе “Гренадеры вперед!”, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинация web-страничка, посвященная местам боевой славы Великой Отечественной войны, 2006 г – участие в областной научно-практической конференции, 2007 г. – участие в областной конференции “Информатика – наука 21 века”, во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио”. 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011г., 2012г. – участие во всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио”. В этом году обучающиеся 9-11 классов приняли участие в областном проблемно-ориентированном семинаре для педагогических работников, курирующих вопросы организации здоровьесберегающей деятельности с работами по пропаганде здорового образа жизни.

  Как ничто другое раскрывает личность созданная учеником презентация. Мы используем такие темы как "Семейный альбом", "Наша школа", “Моя родословная”, “Нет наркотикам”, “Пропаганда здорового образа жизни”. Это то, с чего мы начинаем изучение программы для создания презентаций PowerPoint. Далее темы придумывают сами дети: "Травматология любви", "Мои увлечения", "Проблемы нашего времени", "В мире животных". Ребята больше узнают друг о друге, охотнее делятся своим сокровенным, сплачивается коллектив. Созданные презентации – материал для классных часов, внеклассных мероприятий.

Заключение

Работа по методу проектов очень важна. Школьники, во-первых, видят готовую работу (программу), которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, умение. Во-вторых, они учатся решать новые нетиповые задачи, проявляют свои деловые качества. Именно при выполнении творческого проекта они задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним в современной жизни. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности школьника, включает его в различные виды деятельности, в реальные социальные и производственные отношения, помогает адаптироваться в условиях конкуренции. Постепенно происходит изменение мотивации учения, преодоление психологических барьеров.

В процессе работы ученики обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. Процесс работы над проектом позволяет развивать навыки конвергентного мышления, которые необходимы для принятия решений. Улучшение их умений использовать новые когнитивные стратегии при решении проблем позволяет учащимся выбрать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи. Ученики развивают свои умения работы с компьютером, на своем личном опыте видят возможности применения различных программных средств для работы над проектом. У них развиваются их “социальные” умения, когда они исследуют потребности в данной информации (рынок потребления), испытывают свою работу. Ребята учатся выслушивать критику и вести критическое обсуждение, учатся работать в команде (важное “социальное” умение при групповой работе). В процессе работы над проектом учащиеся учатся подходить к окружающему миру творчески, у них появляется уверенность, что они сами могут реально создавать что-то такое, что полезно людям, улучшает их жизнь, что-то такое, что отвечает реальной потребности для определенного пользователя. В результате работы учащиеся воспринимают себя как активных и способных на многое людей, а не просто получателей готовых знаний.

Время диктует новые стандарты образования. Обучение должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетентностей:

- готовность к разрешению проблем;

- технологическая компетентность;

- готовность к самообразованию;

- готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к социальному взаимодействию;

- коммуникативная компетентность.

Общеизвестно, что человека нельзя научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. А учиться никогда не поздно!

Литература.

  1. Новые педагогические технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат - М.: Academa, 1999 г.
  2. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000 г.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000 г.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
  5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997 г.