Цели урока:
- формировать навык продуктивного чтения: с полным и глубоким пониманием содержания прочитанного, самостоятельное определение темы, идеи;
- уметь анализировать прочитанный текст, структурировать, обобщать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы;
- уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет К.Паустовского, выставка книг, учебник чтения 4 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прием “Необъявленная тема".
Слайд 1. Презентация.
“Я не знаю ничего более близкого мне,
Чем наши простые русские люди,
и ничего более прекрасного, чем наша земля”.
К.Г. Паустовский
Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”?
Любимая тема произведений К.Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России.
Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.
На уроках литературного чтения мы уже знакомились с произведениями К.Паустовского – “Барсучий нос”, “Стальное колечко”, а сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом “Заботливый цветок”.
2. Актуализация знаний
Прием “Хочу спросить”.
- Я выбираю несколько ответов на поставленный
вопрос и (учитель помещает в столбик на доске
слова, напечатанные на полосках: человек,
звери, птицы, почва а во второй столбик
ответы на следующий вопрос: чем помогают
растения? (Учитель на доске располагает полоски
со словами)
- Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ.
3. Постановка учебной задачи.
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
- Какова же тема нашего урока?
Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.
1) остановка.
На слайде 2 показ обложки книги и самого цветка.
Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя.
“ИНСЕРТ”
- “+” - новое;
- “-” - противоречит;
- “v” - подтвердилось, совпало.
Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”.
2) остановка.
О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт)
Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. Как вы думаете, правильно поступали дети , что отбирали шишки у белок?
3) остановка.
Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт)
Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.
4) остановка.
Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?
5) остановка.
“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?
6) остановка. Читают до конца.
4. “Открытие” учащимися нового знания.
Стратегия “Фишбоун”
(Учитель на доске располагает полоски со словами 1 столбика чуть вверх наискосок, как верхние плавники рыбы, а полоски со словами 2 столбика чуть вниз наискосок, как нижние плавники рыбы, ещё рисует линию – хребет рыбы и линии – плавники рыбы) и хвост. Ученикам такое изображение напоминает рыбу.)
Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.
О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?
Какими словами заменил автор заботливый цветок? Дети дочитывают до конца.
Делают вывод:
“Так что и корешки всех этих побегов не замерзают”.
5. Первичное закрепление.
Стадия Рефлексии
3 слайд.
Составьте “Синквейн”:
6. Самостоятельная работа
Прием “Лови ошибку”
На доске записаны три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше всего отражает идею рассказа К. Паустовского.
4 слайд.
- Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)
- Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)
- Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. (Уильям Шекспир)
5 слайд.
Отзыв:
1. О чем произведение?
2. Место и время действия?
3. Главные события?
4. Главные герои, их особенности.
5. Ваше личное мнение о произведение?
7. Итог урока.
- Какова тема урока?
- Основная мысль произведения?
- Как вы думаете все ли мы узнали о растениях?
- Чтобы вы хотели узнать на следующем уроке?
8. Домашнее задание: подготовьте “толстые” и “тонкие” вопросы по этому тексту.
Используемая литература.
- О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс. Ассоциация 21 век. 2006.
- Е.С. Гостимская, М. И. Байкова. Уроки чтения. 4 класс. Пособие для учителя начальной школы. Изд-во “ВАКО” 2003.
- Р. И. Шаяхметова, Р. Х. Ягафарова “Формирование у младших школьников читательской грамотности” Казань “Школа” 2007.
- Е.Л.Мельникова “Проблемный урок или как открывать знания с учениками” Пособие для учителя. Изд-во “Москва” 2006.