Урок литературного чтения "К.Паустовский «Заботливый цветок»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • формировать навык продуктивного чтения: с полным и глубоким пониманием содержания прочитанного, самостоятельное определение темы, идеи;
  • уметь анализировать прочитанный текст, структурировать, обобщать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы;
  • уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Тип урока: формирование новых знаний.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет К.Паустовского, выставка книг, учебник чтения 4 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прием “Необъявленная тема".

Слайд 1. Презентация.

“Я не знаю ничего более близкого мне,
Чем наши простые русские люди,
и ничего более прекрасного, чем наша земля”.
К.Г. Паустовский

Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г.Паустовский, когда писал: “Я не знаю … ничего более прекрасного, чем наша земля”?

Любимая тема произведений К.Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту Центральной России.

Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.

На уроках литературного чтения мы уже знакомились с произведениями К.Паустовского – “Барсучий нос”, “Стальное колечко”, а сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом “Заботливый цветок”.

2. Актуализация знаний

Прием “Хочу спросить”.

- Я выбираю несколько ответов на поставленный вопрос и (учитель помещает в столбик на доске слова, напечатанные на полосках: человек, звери, птицы, почва а во второй столбик ответы на следующий вопрос: чем помогают растения? (Учитель на доске располагает полоски со словами)

  • Человек - пища, кислород, одежда, лекарство;
  • Звери - пища, лекарство, укрытие, жилище.
  • Птицы – корм, укрытие, жилище.
  • Почва – перегной.

- Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ.

3. Постановка учебной задачи.

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

- Какова же тема нашего урока?

Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.

1) остановка.

На слайде 2 показ обложки книги и самого цветка.

Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя.

“ИНСЕРТ”

  • “+” - новое;
  • “-” - противоречит;
  • “v” - подтвердилось, совпало.

Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”.

2) остановка.

О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт)

Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. Как вы думаете, правильно поступали дети , что отбирали шишки у белок?

3) остановка.

Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт)

Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.

4) остановка.

Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?

5) остановка.

“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?

6) остановка. Читают до конца.

4. “Открытие” учащимися нового знания.

Стратегия “Фишбоун”

(Учитель на доске располагает полоски со словами 1 столбика чуть вверх наискосок, как верхние плавники рыбы, а полоски со словами 2 столбика чуть вниз наискосок, как нижние плавники рыбы, ещё рисует линию – хребет рыбы и линии – плавники рыбы) и хвост. Ученикам такое изображение напоминает рыбу.)

Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.

О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?

Какими словами заменил автор заботливый цветок? Дети дочитывают до конца.

Делают вывод:

“Так что и корешки всех этих побегов не замерзают”.

5. Первичное закрепление.

Стадия Рефлексии

3 слайд.

Составьте “Синквейн”:

6. Самостоятельная работа

Прием “Лови ошибку”

На доске записаны три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше всего отражает идею рассказа К. Паустовского.

4 слайд.

  • Охранять природу – значит защищать Родину. (М.Пришвин)
  • Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)
  • Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. (Уильям Шекспир)

5 слайд.

Отзыв:

1. О чем произведение?

2. Место и время действия?

3. Главные события?

4. Главные герои, их особенности.

5. Ваше личное мнение о произведение?

7. Итог урока.

- Какова тема урока?

- Основная мысль произведения?

- Как вы думаете все ли мы узнали о растениях?

- Чтобы вы хотели узнать на следующем уроке?

8. Домашнее задание: подготовьте “толстые” и “тонкие” вопросы по этому тексту.

Используемая литература.

  1. О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 4 класс. Ассоциация 21 век. 2006.
  2. Е.С. Гостимская, М. И. Байкова. Уроки чтения. 4 класс. Пособие для учителя начальной школы. Изд-во “ВАКО” 2003.
  3. Р. И. Шаяхметова, Р. Х. Ягафарова “Формирование у младших школьников читательской грамотности” Казань “Школа” 2007.
  4. Е.Л.Мельникова “Проблемный урок или как открывать знания с учениками” Пособие для учителя. Изд-во “Москва” 2006.