Класс: 6.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала, вид урока – урок развития речи.
Цели урока:
образовательная
- повторить основные признаки текста; закреплять речевые умения:
- определять принадлежность текста к определенному типу и стилю речи;
- производить комплексный анализ текста;
- строить устное высказывание;
развивающая – развитие умения применять знания на практике; развитие речи; развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
воспитательная – прививать любовь к чтению.
Задачи урока: показать применение на уроке информационно-коммуникационных технологий.
Методы:
- словесный;
- репродуктивный;
- проблемный;
- наглядно-иллюстративный.
Приёмы:
- беседа;
- фронтальный опрос;
- самостоятельная работа.
Время реализации урока: 45 мин.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер;
- экран;
- проектор;
- презентация «В пространстве текста…»;
- рабочие листы для учащихся;
- словари.
Ход урока
Деятельность учителя | Использование ММК | Деятельность учащихся |
Актуализация знаний (Сообщение темы) | ||
Сегодня на уроке мы окунемся в пространство текста. – Где мы можем встретить тексты? – Вы любите читать? – А для чего человека необходимо читать? – А у вас есть любимые книги? Назовите их. Значимость книг в жизни человека подчеркивал и русский писатель М.Горький. Он писал: «Всем хорошим я обязан книге». Что имел в виду М. Горький? – Скажите, а много книг читать – это хорошо или плохо? Мы к этому вопросу вернемся после прочтения текста. Возможно, ваше мнение изменится. Итак, сегодня мы будем анализировать текст. Для этого вспомним основные его признаки, типы и стили речи. |
Слайд №1 (тема) Слайд №2 (ЦЕЛИ) |
В книгах, журналах, Интернете. Получение информации, для развития. Книга нас учит жить. Хорошо/ плохо |
Повторение | ||
Для успешной работы на уроке мы проведем небольшую разминку. – Вам даны две схемы и слова для справок: распределите их, поместив в нужную схему – А теперь соотнесите типы речи с их определениями – Назовите ключевые слова для определения каждого типа и запишите их в рабочие листы. – Следующее задание: соотнесите речевые ситуации с указанными стилями речи. – Подчеркните ключевые слова, занесите их в таблицу. |
Слайд №3,4 (типы и стили речи) Слайд №5,6 (типы речи) Слайд №7,8 (стили речи) |
(Ученики работают в рабочих листах Приложение 1, а затем проверяют) (Работа в листах Приложение 1) |
Изучение нового материала | ||
А теперь приступаем к работе с текстом. Автор этого текста выдающийся писатель 20 века Виктор Иванович Лихоносов. Я приготовила вам отрывок из его книги «Записи перед сном». Я прочитаю, а вы попытайтесь ответить на вопрос: по мнению автора, читать много книг – это хорошо или плохо? (чтение) – Поскольку мы будем работать с текстом, нам необходимо вспомнить основные признаки текста. Назовите их. – Используя опору, которую я вам подготовила (она есть и в листочках), докажите, что это текст. Сделайте вывод. Прочитайте следующее задание Выберите нужный ответ, объясните, почему вы так думаете. Продолжаем работать над содержанием. Кто был внимателен и назовет любимые книги Виктора Лихоносова. Назовите авторов этих произведений. – Я вижу, что основную мысль текста вы поняли. Скажите, а все ли слова в этом тексте вам понятны? – А если нам встретилось слово, значение которого вы не знаете, что вам может помочь? – Кто автор наиболее известного толкового словаря 20 века? – Сейчас вы попробуете себя в роли составителя словаря. Объясните лексическое значение следующих слов (комментарий, усадьба, коварство) – Давайте посмотрим, кто дал более точный ответ. – Зачем нам необходимо знать значение всех слов текста? – Как мы говорили ранее, автор пытается передать не только мысли, но и чувства. С помощью каких средств ему это удается? В помощь я вам указала предложения. Какие средства использует автор в этих предложениях (1,3,7,10)? – Давайте более подробно остановимся на фразеологизме «ловил себя». Что он обозначает? – Я вам подготовила картинки. Какие фразеологизмы они иллюстрируют? Попробуйте отгадать их. Можно ли считать, что эти картинки иллюстрируют лексическое значение данных фразеологизмов? А что они обозначают? – В каком словаре зафиксировано лексическое значение фразеологизмов? – Мы проанализировали языковые (изобразительные) средства, которые использует автор. А для чего он их использует? – Прочитайте последнее слово текста. – В чем особенность произношения этого слова? – К какому словарю мы обращаемся, если возникают трудности в произношении слова? – Подберите и запишите к этому слову синонимы. Что такое синонимы? – Определите, какой частью речи является слово СКУЧНО? – Это особое наречие, оно обозначает состояние человека. Об этих словах вы более подробно узнаете на следующий год. – В тексте слово СКУЧНО употребляется вместе с частицей НЕ. Подберите синонимы к этому сочетанию. – Почему именно такое сочетание слов автор выносит в самый конец текста? – По мнению автора, как правильно читать книги? Найдите ответ в тексте. – Давайте посмотрим на структуру этих предложений. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены. – Почему автор использует для этих предложений одинаковые конструкции? – Что стоит в конце обоих предложений? – Какова роль этого знака препинания? – Обратите внимание, что и в других предложениях текста автор употребляет этот знак. |
Слайд №9 (В.И. Лихоносов) Слайд №10 (ТЕКСТ) Слайд №11 Слайд №12 (демонстрация) Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 Демонстрирую Слайд №16 Слайд №17 |
Не надо стремиться прочитать много книг. Пусть их будет немного, но прочитаны они будут качественно. Тема, основная мысль, законченность, смысловая и грамматическая связность, логическая связь частей. (Работают на листках, потом проверяем) (Вывод: перед нами текст, так как…) Ответ: В «Война и мир», «Евгений Онегин» Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин (Разбираем значение) Толковый словарь С.И.Ожегов (устно проговаривают) (читают значение) Чтобы лучше понять текст. Великие книги – эпитет Ловил себя – фразеологизм Душа не успевает торопиться – метафора Тридцать тысяч раз читал – гипербола Неожиданно обнаруживать что-либо в самом себе Биться головой о стену, по лезвию ножа, Сизофов труд Картинки передают переносное значение Во фразеологическом словаре Чтобы передать не только мысли, но и чувства. СКУЧНО Произносим [шн] Орфоэпический словарь или Словарь трудностей русского языка Слова, одной и той же части речи, близкие по значению. Грустно, невесело. Наречие Весело, интересно. Потому что перечитывать книги – это интересно, т.к. замечаешь много нового, на что ранее не обратил внимание. Предложения 5,6 Чтобы привлечь внимание читателя к этим предложениям, потому что в них отражается основная мысль текста. Многоточие. Чтобы читатель мог остановиться и поразмышлять над высказыванием автора. |
Домашнее задание | ||
Я домой вам подготовила творческое задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору). Обратите внимание на тип речи вашего сочинения. – Кто вспомнит, как строится рассуждение? – Этим сочинением я проверю, насколько хорошо вы владеете всеми уровнями, к которым мы сегодня обращались при работе с текстом. |
Слайд №18 | 1. Тезис 2. Аргументы 3. Вывод |
Обобщение изученного | ||
– Назовем их еще раз. – Сочинение получится грамотным, если вы будете помнить об основных признаках текста. Назовите основные признаки текста |
Слайд №19 |
Лексический Морфологический Синтаксический Пунктуационный Тема, основная мысль, смысловое и тематическое единство, тип и стиль |
Рефлексия | ||
Мне очень понравилась ваша работа, я хотела бы отметить… Но мне интересно выслушать и ваше мнение. Выскажите его, используя слова-подсказки Я хочу поблагодарить вас за работу и пожелать, как эта мышка сыр в норку, так вы с урока унесете новые знания и умения. |
Слайд №20 (рефлексия) СЛАЙД №21 |