В пространстве текста (комплексный анализ текста). 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 6.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала, вид урока – урок развития речи.

Цели урока:

образовательная

  • повторить основные признаки текста; закреплять речевые умения:
  • определять принадлежность текста к определенному типу и стилю речи;
  • производить комплексный анализ текста;
  • строить устное высказывание;

развивающая – развитие умения применять знания на практике; развитие речи; развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;

воспитательная – прививать любовь к чтению.

Задачи урока: показать применение на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Методы:

  • словесный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • наглядно-иллюстративный.

Приёмы:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • самостоятельная работа.

Время реализации урока: 45 мин.

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • презентация «В пространстве текста…»;
  • рабочие листы для учащихся;
  • словари.

Ход урока

Деятельность учителя Использование ММК Деятельность учащихся
Актуализация знаний (Сообщение темы)
Сегодня на уроке мы окунемся в пространство текста.
– Где мы можем встретить тексты?
– Вы любите читать?
– А для чего человека необходимо читать?
– А у вас есть любимые книги? Назовите их.
Значимость книг в жизни человека подчеркивал и русский писатель М.Горький. Он писал: «Всем хорошим я обязан книге». Что имел в виду М. Горький?
– Скажите, а много книг читать – это хорошо или плохо?
Мы к этому вопросу вернемся после прочтения текста. Возможно, ваше мнение изменится.
Итак, сегодня мы будем анализировать текст. Для этого вспомним основные его признаки, типы и стили речи.
Слайд №1
(тема)






Слайд №2
(ЦЕЛИ)
В книгах, журналах, Интернете.
Получение информации, для развития.


Книга нас учит жить.

Хорошо/ плохо
Повторение
Для успешной работы на уроке мы проведем небольшую разминку.
– Вам даны две схемы и слова для справок: распределите их, поместив в нужную схему
– А теперь соотнесите типы речи с их определениями
– Назовите ключевые слова для определения каждого типа и запишите их в рабочие листы.
– Следующее задание: соотнесите речевые ситуации с указанными стилями речи.
– Подчеркните ключевые слова, занесите их в таблицу.
Слайд №3,4
(типы и стили речи)
Слайд №5,6
(типы речи)
Слайд №7,8
(стили речи)
(Ученики работают в рабочих листах Приложение 1, а затем проверяют)


(Работа в листах Приложение 1)
Изучение нового материала
А теперь приступаем к работе с текстом. Автор этого текста выдающийся писатель 20 века Виктор Иванович Лихоносов. Я приготовила вам отрывок из его книги «Записи перед сном». Я прочитаю, а вы попытайтесь ответить на вопрос: по мнению автора, читать много книг – это хорошо или плохо?
(чтение)
Поскольку мы будем работать с текстом, нам необходимо вспомнить основные признаки текста. Назовите их.

– Используя опору, которую я вам подготовила (она есть и в листочках), докажите, что это текст.
Сделайте вывод.

Прочитайте следующее задание

Выберите нужный ответ, объясните, почему вы так думаете.
Продолжаем работать над содержанием. Кто был внимателен и назовет любимые книги Виктора Лихоносова.
Назовите авторов этих произведений.

– Я вижу, что основную мысль текста вы поняли. Скажите, а все ли слова в этом тексте вам понятны?
– А если нам встретилось слово, значение которого вы не знаете, что вам может помочь?
– Кто автор наиболее известного толкового словаря 20 века?
– Сейчас вы попробуете себя в роли составителя словаря. Объясните лексическое значение следующих слов (комментарий, усадьба, коварство)
– Давайте посмотрим, кто дал более точный ответ.
– Зачем нам необходимо знать значение всех слов текста?
– Как мы говорили ранее, автор пытается передать не только мысли, но и чувства. С помощью каких средств ему это удается? В помощь я вам указала предложения. Какие средства использует автор в этих предложениях (1,3,7,10)?



– Давайте более подробно остановимся на фразеологизме «ловил себя». Что он обозначает?
– Я вам подготовила картинки.
Какие фразеологизмы они иллюстрируют? Попробуйте отгадать их.

Можно ли считать, что эти картинки иллюстрируют лексическое значение данных фразеологизмов? А что они обозначают?
– В каком словаре зафиксировано лексическое значение фразеологизмов?
– Мы проанализировали языковые (изобразительные) средства, которые использует автор. А для чего он их использует?

– Прочитайте последнее слово текста.
– В чем особенность произношения этого слова?
– К какому словарю мы обращаемся, если возникают трудности в произношении слова?

– Подберите и запишите к этому слову синонимы. Что такое синонимы?

– Определите, какой частью речи является слово СКУЧНО?
– Это особое наречие, оно обозначает состояние человека. Об этих словах вы более подробно узнаете на следующий год.
– В тексте слово СКУЧНО употребляется вместе с частицей НЕ. Подберите синонимы к этому сочетанию.
– Почему именно такое сочетание слов автор выносит в самый конец текста?



– По мнению автора, как правильно читать книги? Найдите ответ в тексте.
– Давайте посмотрим на структуру этих предложений.
Подчеркните грамматические основы, укажите, чем они выражены.
– Почему автор использует для этих предложений одинаковые конструкции?


– Что стоит в конце обоих предложений?
– Какова роль этого знака препинания?
– Обратите внимание, что и в других предложениях текста автор употребляет этот знак.
Слайд №9
(В.И. Лихоносов)




Слайд №10
(ТЕКСТ)

Слайд №11


Слайд №12



(демонстрация)


Слайд №13


Слайд №14




Слайд №15




Демонстрирую


Слайд №16













Слайд №17

Не надо стремиться прочитать много книг. Пусть их будет немного, но прочитаны они будут качественно.

Тема, основная мысль, законченность, смысловая и грамматическая связность, логическая связь частей.
(Работают на листках, потом проверяем)
(Вывод: перед нами текст, так как…)



Ответ: В
«Война и мир», «Евгений Онегин»
Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин

(Разбираем значение)
Толковый словарь
С.И.Ожегов
(устно проговаривают)
(читают значение)
Чтобы лучше понять текст.

Великие книги – эпитет
Ловил себя – фразеологизм
Душа не успевает торопиться – метафора
Тридцать тысяч раз читал – гипербола

Неожиданно обнаруживать что-либо в самом себе
Биться головой о стену, по лезвию ножа, Сизофов труд


Картинки передают переносное значение
Во фразеологическом словаре
Чтобы передать не только мысли, но и чувства.
СКУЧНО

Произносим [шн]
Орфоэпический словарь или Словарь трудностей русского языка
Слова, одной и той же части речи, близкие по значению.
Грустно, невесело.
Наречие

Весело, интересно.

Потому что перечитывать книги – это интересно, т.к. замечаешь много нового, на что ранее не обратил внимание.

Предложения 5,6

Чтобы привлечь внимание читателя к этим предложениям, потому что в них отражается основная мысль текста.
Многоточие.
Чтобы читатель мог остановиться и поразмышлять над высказыванием автора.
Домашнее задание
Я домой вам подготовила творческое задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору). Обратите внимание на тип речи вашего сочинения.
– Кто вспомнит, как строится рассуждение?
– Этим сочинением я проверю, насколько хорошо вы владеете всеми уровнями, к которым мы сегодня обращались при работе с текстом.
Слайд №18

1. Тезис
2. Аргументы
3. Вывод
Обобщение изученного
– Назовем их еще раз.




– Сочинение получится грамотным, если вы будете помнить об основных признаках текста.
Назовите основные признаки текста



Слайд №19
Лексический
Морфологический
Синтаксический
Пунктуационный

Тема, основная мысль, смысловое и тематическое единство, тип и стиль
Рефлексия
Мне очень понравилась ваша работа, я хотела бы отметить…
Но мне интересно выслушать и ваше мнение. Выскажите его, используя слова-подсказки

Я хочу поблагодарить вас за работу и пожелать, как эта мышка сыр в норку, так вы с урока унесете новые знания и умения.
Слайд №20
(рефлексия)

СЛАЙД №21